Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Горшунова Д.Н,
судей Гафиятуллина Ш.Ш, Фахрутдинова И.И,
при секретаре судебного заседания Чуешовой Т.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Горшунова Д.Н. административное дело по апелляционной жалобе Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 29 сентября 2017 года, которым постановлено:
"административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "ПРЕТТЛЬ-НК" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков удовлетворить частично.
Определить кадастровую стоимость земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под производственную базу), площадью 14 033 квадратных метра, расположенного по адресу: "адрес", Промкомзона, с кадастровым номером.., в размере 6 167 971 рубль по состоянию на 1 января 2015 года;
- земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под производственную базу), площадью 13 958 квадратных метров, расположенного по адресу: "адрес", Промкомзона, с кадастровым номером.., в размере 6 135 006 рублей по состоянию на 1 января 2015 года;
- земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под производственную базу), площадью 13 912 квадратных метров, расположенного по адресу: "адрес", Промкомзона, с кадастровым номером.., в размере 6 114 787 рублей по состоянию на 1 января 2015 года;
- земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации незавершенного строительством производственной базы), площадью 16 898 квадратных метров, расположенного по адресу: "адрес", Промзона, с кадастровым номером... в размере 10 282 041 рубль по состоянию на 1 января 2015 года.
Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2017 года на период до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 18 мая 2017 года.
В удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "ПРЕТТЛЬ-НК" к Кабинету Министров Республики Татарстан об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков отказать".
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
общество с ограниченной ответственностью "ПРЕТТЛЬ-НК" (далее - ООО "ПРЕТТЛЬ-НК") обратилось в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков.
В обоснование требований указано, что административный истец является собственником земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под производственную базу), площадью 14 033 квадратных метра, расположенного по адресу: "адрес", Промкомзона, имеющего кадастровый.., поставленного на кадастровый учет 8 августа 2007 года;
- земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под производственную базу), площадью 13 958 квадратных метров, расположенного по адресу: "адрес", Промкомзона, имеющего кадастровый.., поставленного на кадастровый учет 8 августа 2007 года;
- земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под производственную базу), площадью 13 912 квадратных метров, расположенного по адресу: "адрес", Промкомзона, имеющего кадастровый.., поставленного на кадастровый учет 8 августа 2007 года;
- земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации незавершенного строительством производственной базы), площадью 16 898 квадратных метров, расположенного по адресу: "адрес", Промзона, имеющего кадастровый.., поставленного на кадастровый учет 1 июня 2004 года.
Кадастровая стоимость названных земельных участков с кадастровыми номерами... была определена по состоянию на 1 января 2015 года, введена в действие с 1 января 2016 года распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2015 года N 2846-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Республики Татарстан (за исключением земель населенного пункта города Казани)" и составляет соответственно 30 892 246 рублей 20 копеек, 30 575 278 рублей 16 копеек, 30 343 184 рубля 96 копеек и 35 580 935 рублей 74 копейки.
В подтверждение своих доводов административным истцом суду представлен отчет N 01-004-004/17 от 17 марта 2017 года об оценке рыночной стоимости земельных участков, подготовленный индивидуальным предпринимателем Набиуллиной С.В. по инициативе ООО "ПРЕТТЛЬ-НК", согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером... по состоянию на 1 января 2015 года составляет 4 504 000 рублей, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером... по состоянию на 1 января 2015 года составляет 4 483 000 рублей, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:52:090107:38 по состоянию на 1 января 2015 года составляет 4 470 000 рублей, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером... по состоянию на 1 января 2015 года составляет 5 298 000 рублей.
Названный отчет об оценке рыночной стоимости земельных участков получил положительное экспертное заключение за N 830/2017 от 3 мая 2017 года эксперта Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" Экспертный совет.
В связи с изложенным ООО "ПРЕТТЛЬ-НК" просит установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером... в размере 4 504 000 рублей, земельного участка с кадастровым номером... в размере 4 483 000 рублей, земельного участка с кадастровым номером... в размере 4 470 000 рублей, земельного участка с кадастровым номером... размере 5 298 000 рублей, равной их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года.
Представитель административного истца Зиганшин И.А, заявленные требования уточнил, просил установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером... в размере 6 167 971 рубль, земельного участка с кадастровым номером... в размере 6 135 006 рублей, земельного участка с кадастровым номером... в размере 6 114 787 рублей, земельного участка с кадастровым номером... в размере 10 282 041 рубль, равной их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года, согласно заключению судебной экспертизы.
В судебном заседании представитель Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан и Кабинета Министров Республики Татарстан Сабирзанов М.Т. административный иск не признал.
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Исполнительный комитет муниципального образования "город Набережные Челны" Республики Татарстан, Исполнительный комитет муниципального образования "город Нижнекамск" Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан надлежащим образом и своевременно уведомлены о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание их представители не явились.
Суд первой инстанции принял решение в вышеприведенной формулировке.
С решением суда не согласилось Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, в апелляционной жалобе ставит вопрос о его отмене, возражая против выводов суда о достоверности экспертного заключения N 74-э/2017, подготовленного экспертом ООО "Центр экспертизы недвижимости" Белай О.С.
По мнению апеллянта, судом первой инстанции необоснованно не были приняты во внимание замечания на отчет: эксперт определял корректировки на основании удельных показателей кадастровой стоимости, что является нарушением, так как в заключении перед экспертом ставился вопрос о величине рыночной стоимости, а не кадастровой.
В экспертном заключении были допущены нарушения методологии оценочной деятельности.
В суд апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, извещены.
Судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Кодексом.
Рассмотрение данной категории дел осуществляется в порядке, установленном главой 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Кадастровая стоимость земельного участка устанавливается, в том числе, для целей налогообложения (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктами 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи (пункт 2).
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3).
На основании части 1 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу статьи 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Как разъяснено в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе.
Если заинтересованное лицо возражает против удовлетворения заявления, оно обязано доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
При этом в случае возникновения у суда сомнений в обоснованности доводов заявителя эти обстоятельства выносятся на обсуждение, даже если заинтересованное лицо на них не ссылалось.
Из материалов дела следует, что ООО "ПРЕТТЛЬ-НК" является собственником земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под производственную базу), площадью 14 033 квадратных метра, расположенного по адресу: "адрес", Промкомзона, имеющего кадастровый.., поставленного на кадастровый учет 8 августа 2007 года;
- земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под производственную базу), площадью 13 958 квадратных метров, расположенного по адресу: "адрес", Промкомзона, имеющего кадастровый.., поставленного на кадастровый учет 8 августа 2007 года;
- земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под производственную базу), площадью 13 912 квадратных метров, расположенного по адресу: "адрес", Промкомзона, имеющего кадастровый.., поставленного на кадастровый учет 8 августа 2007 года;
- земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации незавершенного строительством производственной базы), площадью 16 898 квадратных метров, расположенного по адресу: "адрес", Промзона, имеющего кадастровый.., поставленного на кадастровый учет 1 июня 2004 года.
Кадастровая стоимость названных земельных участков с кадастровыми номерами... была определена по состоянию на 1 января 2015 года, введена в действие с 1 января 2016 года распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2015 года N 2846-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Республики Татарстан (за исключением земель населенного пункта города Казани)" и составляет соответственно 30 892 246 рублей 20 копеек, 30 575 278 рублей 16 копеек, 30 343 184 рубля 96 копеек и 35 580 935 рублей 74 копейки.
Административным истцом суду представлен отчет N 01-004-004/17 от 17 марта 2017 года об оценке рыночной стоимости земельных участков, подготовленный индивидуальным предпринимателем Набиуллиной С.В. по инициативе ООО "ПРЕТТЛЬ-НК", согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером... по состоянию на 1 января 2015 года составляет 4 504 000 рублей, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером... по состоянию на 1 января 2015 года составляет 4 483 000 рублей, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером... по состоянию на 1 января 2015 года составляет 4 470 000 рублей, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером... по состоянию на 1 января 2015 года составляет 5 298 000 рублей.
Названный отчет об оценке рыночной стоимости земельных участков получил положительное экспертное заключение за N 830/2017 от 3 мая 2017 года эксперта Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" Экспертный совет.
На основании ходатайства представителя административных ответчиков судом по делу проведена экспертиза для определения достоверности, правильности оценки рыночной стоимости земельных участков, соответствия отчетов об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности и определения рыночной стоимости земельных участков, в отношении которых утверждена оспариваемая кадастровая стоимость.
Согласно заключению N 74-Э/2017 эксперта общества с ООО "Центр экспертизы недвижимости" Белай О.С. отчет N 01-004-004/17 от 17 марта 2017 года об оценке рыночной стоимости земельных участков, подготовленный индивидуальным предпринимателем Набиуллиной С.В. по инициативе общества с ограниченной ответственностью "ПРЕТТЛЬ-НК", согласно которому по состоянию на 1 января 2015 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером... составляет 4 504 000 рублей, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером... составляет 4 483 000 рублей, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером... составляет 4 470 000 рублей, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером... составляет 5 298 000 рублей, соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. При этом рыночная стоимость спорных земельных участков определена неправильно.
Вместе с тем, отвечая на поставленный судом вопрос, эксперт определилрыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером... которая по состоянию на 1 января 2015 года согласно заключению составила 6 167 971 рубль, земельного участка с кадастровым номером.., которая по состоянию на 1 января 2015 года согласно заключению составила 6 135 006 рублей, рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером... которая по состоянию на 1 января 2015 года согласно заключению составила 6 114 787 рублей, земельного участка с кадастровым номером.., которая по состоянию на 1 января 2015 года согласно заключению составила 10 282 041 рубль.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции подробно исследовав и отразив в решении содержание заключения эксперта N 74-Э/2017 эксперта общества с ограниченной ответственностью "Центр экспертизы недвижимости" Белай О.С, принял за основу решения кадастровую стоимость земельных участков, установленную в названном заключении. На основании исследования материалов дела суд пришел к обоснованному выводу о том, что представленное заключение соответствует законодательству об оценочной деятельности и содержит указание на рыночную стоимость объектов недвижимости.
Содержание данного заключения в ходе судебного разбирательства не опровергнуто относимыми и допустимыми доказательствами.
Доводы представителя Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан суд счел основанными на неправильной интерпретации обстоятельств. Доказательств, опровергающих определенную экспертом рыночную стоимость объектов недвижимости, и сведений об их рыночной стоимости в ином размере административными ответчиками не представлено.
Указание в апелляционной жалобе на то, что экспертное заключение не соответствует нормативам в области оценочной деятельности, само по себе не влияет на обоснованность выводов суда о приемлемости результатов экспертного заключения, поскольку приведено по формальным основаниям.
Доводы апелляционной жалобы оснований для отмены решения суда не содержат, поскольку построены на иной трактовке обстоятельств дела и сводятся к переоценке доказательств. Оснований для переоценки доказательств, которые подвергаются заинтересованным лицом сомнению, судебная коллегия не усматривает.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, они были предметом рассмотрения суда первой инстанции и, по сути, сводятся к повторению Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан изложенной в ходе рассмотрения дела позиции, а потому подлежат отклонению как не соответствующие действующему законодательству и фактическим обстоятельствам дела.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Руководствуясь статьями 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Верховного Суда Республики Татарстан от 29 сентября 2017 года по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.