Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Мочаловой Ю.Р,
судей Сайдашевой Э.Р, Сибгатуллиной Л.И,
при секретаре судебного заседания Карповой Е.Е,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Мочаловой Ю.Р. административное дело по апелляционной жалобе Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 29 сентября 2017 года, которым частично удовлетворено административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Прогрессивные технологии" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка и постановлено:
определить кадастровую стоимость земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения автостоянки) с кадастровым номером.., площадью 14 989 квадратных метров, расположенного по адресу: "адрес", в размере 12 515 815 рублей по состоянию на 1 января 2015 года.
Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2017 года на период до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 14 июня 2017 года.
В удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "Прогрессивные технологии" к Кабинету Министров Республики Татарстан об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка отказать,
УСТАНОВИЛА:
общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Прогрессивные технологии" обратилось в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка.
В обоснование требований указало, что является собственником земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения автостоянки) с кадастровым номером.., площадью 14 989 квадратных метров, расположенного по адресу: "адрес", поставленного на кадастровый учет "дата" года.
Кадастровая стоимость названного земельного участка определена по состоянию на 1 января 2015 года в размере 23 917 347 рублей 74 копейки, введена в действие с 1 января 2016 года распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2015 года N 2846-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Республики Татарстан (за исключением земель населенного пункта города Казани)".
ООО "Прогрессивные технологии" просило установить кадастровую стоимость земельного участка равной его рыночной стоимости, составившей 8 420 000 рублей.
В ходе рассмотрения дела представитель заявителя требования уточнил и просил установить кадастровую стоимость земельного участка равной его рыночной стоимости в размере 12 515 815 рубля.
Судом первой инстанции принято решение о частичном удовлетворении административного иска в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан просит решение суда отменить, полагая, что представленный административным истом отчет по определению рыночной стоимости земельного участка составлен с нарушением требований законодательства об оценочной деятельности. При этом экспертное заключение, которое суд положил в основу решения, по мнению административного ответчика, также составлено с нарушениями требований законов об экспертной и оценочной деятельности.
Судебная коллегия приходит к следующему.
Порядок производства по делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости установлен главой 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно части 1 статьи 245 которой юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Кадастровая стоимость земельного участка устанавливается, в том числе, для целей налогообложения (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктами 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи (пункт 2).
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3).
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу статьи 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ООО "Прогрессивные технологии" является собственником земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения автостоянки) с кадастровым номером.., площадью 14 989 квадратных метров, расположенного по адресу: "адрес", поставленного на кадастровый учет "дата" года.
Административным истцом суду представлен отчет N 015-17 от 24 мая 2017 года об оценке рыночной стоимости земельного участка, составленный оценщиком Мокрушиным О.В. по инициативе административного истца, согласно которого рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером... по состоянию на 1 января 2015 года составляет 8 420 000 рублей.
Определением Верховного Суда Республики Татарстан от 1 августа 2017 года по ходатайству представителя административных ответчиков для установления соответствия отчета N 015-17 от 24 мая 2017 года об оценке рыночной стоимости земельного участка, составленного оценщиком Мокрушиным О.В. по инициативе административного истца, требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, по делу была назначена судебная экспертиза, производство которой поручено эксперту общества с ограниченной ответственностью "Ди энд Эл оценка" Желновой Л.М.
Согласно заключению эксперта N 3а-485/2017/РН "Ди энд Эл оценка" Желновой Л.М. отчет N 015-17 от 24 мая 2017 года об оценке рыночной стоимости земельного участка не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. При этом рыночная стоимость спорного земельного участка, которая согласно отчету по состоянию на 1 января 2015 года составила 8 420 000 рублей, определена неправильно.
Отвечая на поставленный судом вопрос, эксперт определилрыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером.., по состоянию на 1 января 2015 года в размере 12 515 815 рублей.
Как следует из разъяснений, данных в пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости.
Судебная коллегия, изучив экспертное заключение N 3а-485/2017/РН, приходит к выводу о его соответствии требованиям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также требованиям законодательства Российской Федерации об экспертной и оценочной деятельности.
Пунктом 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы о нарушении экспертом требований об экспертной и оценочной деятельности несостоятельны, поскольку итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемого объекта сделано экспертом на основе исчерпывающего анализа ценностных характеристик и расчетных показателей, выводы экспертом были сделаны в рамках его профессиональных знаний, при том, что представителем административного ответчика не представлено сведений о наличии у него соответствующих специальных познаний.
Новых данных, опровергающих выводы суда первой инстанции и нуждающихся в дополнительной проверке, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь статьями 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Верховного Суда Республики Татарстан от 29 сентября 2017 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.