Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Сибгатуллиной Л.И,
судей Гафиятуллина Ш.Ш, Фахрутдинова И.И,
при секретаре судебного заседания Чуешовой Т.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Л.И.Сибгатуллиной административное дело по апелляционной жалобе исполнительного комитета муниципального образования "Лениногорский муниципальный район" Республики Татарстан на решение Лениногорского районного суда Республики Татарстан от 1 ноября 2017 года, которым постановлено:
административное исковое заявление Теньчуриной Альфии Насыйховны удовлетворить.
Признать решение межведомственной комиссии по переводу жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения, по изучению и рассмотрению вопросов, связанных с проведением переустройства и (или) перепланировки жилых помещений, о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от 29 августа 2017 года об отказе в переустройстве (индивидуальное отопление) жилого помещения по адресу: Республика Татарстан, г. Лениногорск, ул. "адрес" незаконным.
Обязать исполнительный комитет муниципального образования "Лениногорский муниципальный район" Республики Татарстан рассмотреть вопрос о согласовании переустройства жилого помещения по адресу: Республика Татарстан, г. Лениногорск, ул. "адрес", учетом наличия документов, предусмотренных части 2 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Теньчурина А.Н. обратилась в суд с административным иском к исполнительному комитету муниципального образования "Лениногорский муниципальный район" Республики Татарстан об оспаривании решения межведомственной комиссии исполнительного комитета муниципального образования "Лениногорский муниципальный район" Республики Татарстан от 29 августа 2017 года об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки изолированного жилого помещения и возложении на административного ответчика обязанности устранить допущенные нарушения. Заявленные требования мотивированы следующим.
18 августа 2017 года Теньчурина А.Н. обратилась в исполнительный комитет муниципального образования "Лениногорский муниципальный район" Республики Татарстан с заявлением о переустройстве квартиры, расположенной по адресу: Республика Татарстан, г.Лениногорск, ул "адрес", приложив для этого все необходимые документы в соответствии с частью 1 статьи 27 Жилищного кодекса Российской Федерации.
29 августа 2017 года межведомственной комиссией исполнительного комитета муниципального образования "Лениногорский муниципальный район" Республики Татарстан ей отказано в переустройстве жилого помещения со ссылкой на пункт 15 статьи 14 Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
Теньчурина А.Н. просила признать решение межведомственной комиссии исполнительного комитета муниципального образования "Лениногорский муниципальный район" Республики Татарстан от 29 августа 2017 года об отказе в согласовании переустройства изолированного жилого помещения незаконным, обязать административного ответчика выдать ей документ, подтверждающий принятие решения о согласовании переустройства жилого помещения.
Суд заявленные требования удовлетворил.
В апелляционной жалобе исполнительного комитета муниципального образования "Лениногорский муниципальный район" Республики Татарстан ставится вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности и необоснованности. Заявитель апелляционной жалобы считает, что решение суда постановлено при неправильном применении норм материального права, и настаивает на наличии оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований. Указывается, что схема теплоснабжения в Лениногорском муниципальном районе Республики Татарстан утверждена постановлением исполнительного комитета муниципального образования "Лениногорский муниципальный район" от 23 мая 2017 года N 693, и с в связи с этим, соответственно, запрещен переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах к индивидуальным источникам тепловой энергии.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте настоящего судебного заседания извещены.
Административный истец Теньчурина А.Н. в суд не явилась. Исполнительный комитет муниципального образования "Лениногорский муниципальный район" Республики Татарстан представил заявление с просьбой о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
В силу части 1 статьи 150 и части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции усматривает основания для рассмотрения дела в отсутствие неявившихся в судебное заседание участников судебного разбирательства.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Пунктом 3 части 1 статьи 27 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения допускается в случае: несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.
Решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи (часть 3 статьи 27 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела видно, что Теньчурина А.Н. является собственником 3/4 долей в право собственности на квартиру, расположенную по адресу: Республика Татарстан, г. Лениногорск, ул. "адрес" Собственником оставшейся 1\4 доли в праве является ее дочь Теньчурина В.Р.18 августа 2017 года Теньчурина А.Н. обратилась в исполнительный комитет муниципального образования "Лениногорский муниципальный район" Республики Татарстан с заявлением о переустройстве и перепланировке данной квартиры.
Решением межведомственной комиссией исполнительного комитета муниципального образования "Лениногорский муниципальный район" Республики Татарстан от 29 августа 2017 года в ответ на указанное обращение в переустройстве помещения отказано на основании пункта 15 статьи 14 Федерального Закона от 27 июля 2010 года N190-ФЗ "О теплоснабжении".
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что перечень оснований для отказа в переустройстве жилого помещения, установленный частью 1 статьи 27 Жилищного кодекса Российской Федерации, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит, и указав, что оспариваемое решение не содержит предусмотренных законом оснований для отказа в переустройстве жилого помещения, удовлетворил заявленные требования.
При этом суд оставил без внимания следующие обстоятельства.
Согласно части 1 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.
В соответствии с пунктом 15 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190 "О теплоснабжении" запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
Таким образом переустройство жилого помещения, каковым является переход на отопление жилого помещения в многоквартирном доме с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, в том случае, если это не определено схемой теплоснабжения, запрещено законом.
В силу пункта 4.2 части 1 статьи 17 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают, в частности, полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом "О теплоснабжении".
Обжалуемое решение принято без учета указанных положений закона.
Как следует из материалов дела, постановлением исполнительного комитета муниципального образования "Лениногорский муниципальный район" Республики Татарстан от 23 мая 2017 года N 693 утверждена схема теплоснабжения в Лениногорском муниципальном районе Республики Татарстан.
Указанной схемой теплоснабжения переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии не предусмотрен.
Соответственно, установленные законом основания для отказа в переустройстве жилого помещения у административного ответчика в данном случае имелись.
Поскольку оспариваемое решение межведомственной комиссии от 29 августа 2017 года об отказе в переустройстве жилого помещения обосновано пунктом 15 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190 "О теплоснабжении", суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводом суда первой инстанции об отсутствии в данном решении от 29 августа 2017 года указания на установленные законом основания для отказа в переустройстве жилого помещения.
При этом мнение суда о необходимости обоснования отказа в переустройстве жилого помещения ссылкой на конкретный пункт части 1 статьи 27 Жилищного кодекса Российской Федерации, является ошибочным, поскольку нарушения, предусмотренные частью 1 статьи 27 Жилищного кодекса Российской Федерации, в качестве основания для отказа в оспариваемом решении указаны.
С учетом изложенного межведомственная комиссия исполнительного комитета муниципального образования "Лениногорский муниципальный район" Республики Татарстан, рассматривая заявление Теньчуриной А.Н. от 18 августа 2017 года, действовала в пределах своих полномочий и правомерно отказала в переустройстве квартиры под индивидуальное отопление.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене.
Согласно пункту 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Пункт 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривает, что по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.
С учетом изложенного решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 177, 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Лениногорского городского суда Республики Татарстан от 1 ноября 2017 по данному административному делу отменить и принять новое решение.
В удовлетворении административного иска Теньчуриной А.Н. к исполнительному комитету муниципального образования "Лениногорский муниципальный район" Республики Татарстан о признании незаконным решения межведомственной комиссии исполнительного комитета муниципального образования "Лениногорский муниципальный район" Республики Татарстан от 29 августа 2017 года об отказе в согласовании переустройства изолированного жилого помещения, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г.Лениногорск, ул. "адрес", отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.