Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Гафиятуллина Ш.Ш.
судей Сибгатуллиной Л.И, Фахрутдинова И.И.
при секретаре судебного заседания Чуешовой Т.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Гафиятуллина Ш.Ш. административное дело по апелляционной жалобе ООО "Мегастрой-Й" на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 20 октября 2017 года, которым постановлено: административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Мегастрой-Й" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков удовлетворить частично.
Определить кадастровую стоимость земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (гипермаркет "Мегастрой") площадью 52 369 квадратных метров, с кадастровым номером.., расположенного по адресу: "адрес", в размере 201 160 727 рублей по состоянию на 1 января 2015 года;
- земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: торговые объекты) площадью 40 000 квадратных метров, с кадастровым номером 16:50:110701:127, расположенного по адресу: "адрес", в размере 310 113 844 рубля по состоянию на 1 января 2013 года.
Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2017 года на период до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 6 июня 2017 года.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Мегастрой-Й" в пользу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан в возмещение расходов на оплату производства судебной экспертизы 45 000 рублей.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя ООО "Мегастрой-Й" - Перминовой А.В, поддержавшей доводы жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ООО "Мегастрой-Й" обратилось с административным иском к Кабинету Министров Республики Татарстан, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков.
В обоснование указало, что административный истец является собственником земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (гипермаркет "Мегастрой") площадью 52 369 квадратных метров, с кадастровым номером.., расположенного по адресу: "адрес", поставленного на кадастровый учет 7 сентября 2006 года;
- земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: торговые объекты) площадью 40 000 квадратных метров, с кадастровым номером.., расположенного по адресу: "адрес", поставленного на кадастровый учет 23 октября 2009 года.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером... определена по состоянию на 1 января 2015 года, введена в действие с 1 января 2016 года на основании распоряжения Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2015 года... -р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Республики Татарстан (за исключением земель населенного пункта города Казани)" и составляет 211 720 535,34 руб.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером... определена по состоянию на 1 января 2013 года, введена в действие с 1 января 2014 года на основании постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 25 ноября 2013 года N 927 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенного пункта города Казани)" и составляет 314 494 400 руб.
Не согласившись с такой кадастровой стоимостью, ООО "Мегастрой-Й" обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просит установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером... в размере 87 560 968 руб, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года; земельного участка с кадастровым номером... в размере 175 000 000 руб, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2013 года.
Представитель Кабинета Министров Республики Татарстан и Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан Сабирзанов М.Т. административный иск не признал.
Суд вынес решение в вышеизложенной формулировке.
В апелляционной жалобе представитель ООО "Мегастрой-Й" просит решение суда отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Судебная коллегия находит, что решение суда соответствует фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона.
В соответствии с ч.1 ст.245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В соответствии с п. 1 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно п. 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Как предусмотрено п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В силу п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
На основании ч. 1 ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В силу ст. 12 названного Федерального закона итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, предусмотренном Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Судом установлено, что кадастровая стоимость земельных участков, принадлежащих ООО "Мегастрой-Й" с кадастровым номером... определена по состоянию на 1 января 2015 года, введена в действие с 1 января 2016 года на основании распоряжения Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2015 года N 2846-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Республики Татарстан (за исключением земель населенного пункта города Казани)" и составляет 211 720 535,34 руб.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером... определена по состоянию на 1 января 2013 года, введена в действие с 1 января 2014 года на основании постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 25 ноября 2013 года N 927 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенного пункта города Казани)" и составляет 314 494 400 руб.
В подтверждение своих доводов административным истцом суду представлены отчеты от 20 февраля 2017 года... и от 16 февраля 2017 года... об оценке рыночной стоимости земельных участков, подготовленные ООО "Межрегиональная Оценочная Компания" по инициативе ООО "Мегастрой-Й", согласно которым рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером... по состоянию на 1 января 2015 года составила 87 560 968 руб, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером... по состоянию на 1 января 2013 года составила 175 000 000 руб.
Названные отчеты об оценке рыночной стоимости земельных участков получили положительные экспертные заключения за... /Казань,... /Казань от 5 апреля 2017 года эксперта Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" Экспертный совет.
По ходатайству представителя административного ответчика судом по делу проведена экспертиза, согласно заключению... -Э/2017 эксперта ООО "Центр экспертизы недвижимости" О.С. Белай отчет... от 20 февраля 2017 года, подготовленный ООО "Межрегиональная Оценочная Компания" не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
Между тем, отчет... от 16 февраля 2017 года, соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
При этом эксперт пришел к выводу о том, что величина рыночной стоимости спорных земельных участков определена в них неправильно.
Вместе с тем, отвечая на поставленный судом вопрос, эксперт определилрыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером.., которая по состоянию на 1 января 2015 года, согласно заключению, составляет 201 160 727 руб, земельного участка с кадастровым номером.., которая по состоянию на 1 января 2013 года, согласно заключению, составляет 310 113 844 руб.
Удовлетворяя административный иск частично, суд первой инстанции исходил из того, что представленный административным истцом отчет... о рыночной стоимости земельных участков не соответствует требованиям закона, а отчет... хотя и соответствует требованиям закона, однако стоимость определена неверно. В связи с чем, не могут быть положены в основу решения, на этом основании суд взял за основу заключение... эксперта ООО "Центр экспертизы недвижимости" О.С. Белай, указав, что оно соответствует требованиям законодательства Российской Федерации о судебно-экспертной деятельности и установилрыночную стоимость в соответствии с данным заключением.
Указанные сведения о кадастровой стоимости подлежат применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2017 года на период до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Кроме того, с ООО "Мегастрой-Й" в пользу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан взыскал в возмещение расходов на оплату производства судебной экспертизы 45 000 руб.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом, поскольку он основан на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Представитель административного истца заявил суду апелляционной инстанции ходатайство о назначении повторной экспертизы по определению рыночной стоимости земельных участков. Суд апелляционной инстанции признал, что оснований для удовлетворения ходатайства о назначении повторной экспертизы не имеется, поскольку доказательств, имеющихся в материалах дела, достаточно для разрешения спора и принятия решения по заявленным требованиям и доводам апелляционной жалобы.
Согласно ст. 154 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ходатайства лиц, участвующих в деле, их представителей по вопросам, связанным с судебным разбирательством административного дела, разрешаются судом после заслушивания мнений других лиц, участвующих в деле, их представителей. О разрешении ходатайства суд выносит определение.
Из приведенной нормы закона следует, что удовлетворение или отказ в удовлетворении того или иного ходатайства лиц, участвующих в деле, в том числе об истребовании доказательств и назначении экспертизы по делу, является обязанностью суда. При исполнении этой обязанности учитывает мнение лиц, участвующих в деле, но суд не связан этим мнением. Поэтому выполнение судом своей процессуальной обязанности не может быть расценено как нарушение принципа состязательности и равноправия сторон.
Принимая во внимание изложенное, не усматривается в действиях суда, отказавшего стороне заявителя в удовлетворении ходатайства о проведении повторной экспертизы, нарушений норм процессуального права.
В силу положений ст.ст. 59 - 62, 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств, никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Доводы апелляционной жалобы о том, что заключение эксперта ООО "Центр экспертизы недвижимости" О.С. Белай не соответствует требованиям федерального законодательства, рыночная стоимость земельных участков определена неправильно, при этом, суд первой инстанции отказал в проведении повторной экспертизы, не влияют на правильность вынесенного решения, поскольку они были предметом рассмотрения суда 1-й инстанции и им дана надлежащая оценка. Кроме того, административный истец не представил суду допустимых доказательств об иной рыночной стоимости спорных земельных участков.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в п.п. 19 и 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года... "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", по делам о пересмотре кадастровой стоимости лица, участвующие в деле, обязаны доказать обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений.
Другие доводы жалобы были предметом рассмотрения суда 1-й инстанции и им дана надлежащая оценка.
Судебная коллегия считает, что решение суда не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, а апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда, по вышеизложенным обстоятельствам.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Верховного Суда Республики Татарстан от 20 октября 2017 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мегастрой-Й" - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.