Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Сайдашевой Э.Р,
судей Мочаловой Ю.Р, Сибгатуллиной Л.И,
при секретаре судебного заседания Хайруллина Э.Р,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьиСайдашевой Э.Р. административное дело по апелляционным жалобам государственного регистратора Гульмановой Наили Шавкатовны, Управления Росреестра по Республике Татарстан, на решение Приволжского районного суда города Казани от 16 октября 2017 года, которым постановлено:
административное исковое заявление удовлетворить.
Признать незаконным решение государственного регистратора Управления Росреестра по Республике Татарстан Гульмановой Наили Шавкатовны от 19 апреля 2017 года N 16/097/015/2016-9340.
Обязать Управление Росреестра по Республике Татарстан осуществить государственную регистрацию права собственности на земельный участок с кадастровым номером 16:50:170510:15 на основании заявления Зиннатуллиной Исламии Мингазовны и приложенных документов от 30 декабря 2016 года N 16/097/015/2016-9340,
УСТАНОВИЛА:
Зиннатуллина И.М. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению Росреестра по Республике Татарстан о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации, изложенного в уведомлении от 19 апреля 2017 года N 16/097/015/2016-9340; обязании зарегистрировать право собственности на земельный участок с кадастровым номером 16:50:170510:15 на основании заявления и приложенных к нему документов от 30 декабря 2016 года N 16/097/015/2016-9340.
В обоснование заявленных требований указано, что Зиннатуллиной И.М. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 16:50:170510:15, расположенный по адресу: "адрес". Данный земельный участок поставлен на кадастровый учет как ранее учтенный с декларированной площадью 2 108 кв. м.
Согласно материалам инвентаризации по состоянию на 14 января 1997 года площадь земельного участка составляет 2 126 кв. м. Земельный участок используется под жилой дом и придомовую территорию. При этом, в похозяйственную книгу были внесены сведения о принадлежности административному истцу земельного участка площадью 1 016 кв. м. Решением Приволжского районного суда города Казани от 28 апреля 2016 года по делу N 2-3226/16 за Зиннатуллиной И.М. признано право собственности на земельный участок площадью 1 016 кв. м. По результатам межевания уточненная площадь земельного участка составляет 1 415 кв. м, что отличается от площади, указанной в правоустанавливающем документе, на 399 кв. м.
Основанием для отказа в государственной регистрации явилась разница между площадью земельного участка по данным кадастрового учета и площадью в соответствии с правоустанавливающим документом.
Административный истец считает данный отказ незаконным, так как вышеуказанная разница составляет менее установленного законом предельного минимального размера земельного участка.
Суд принял решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционных жалобах государственный регистратор и управление Росреестра по Республике Татарстане ставит вопрос об отмене решения суда.
В обоснование доводов апелляционных жалоб указывается о том, что судебный акт является незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального права. Административному истцу было отказано в государственной регистрации права собственности на земельный участок в связи с не устранением причин. Апеллянты ссылаются на то, что правоустанавливающий документ на дополнительную площадь 399 кв.м. заявителем не представлен, кроме того, имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем документах, и сведениями ЕГРН о таком объекте недвижимости. Обращают внимание на то, что договоры купли-продажи, аренды в отношении земельного участка площадью 399 кв.м КЗИО не заключались. Также, Зиннатуллиной И.М. пропущен трехмесячный срок, предусмотренный статьей 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, исследовав правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица, могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействий) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если считают, что нарушены их права и свободы.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлено, что 30 декабря 2016 года Зиннатуллина И.М. обратилась в Управление Росреестра по Республике Татарстан с заявлением N 16/097/015/2016-9340 о государственной регистрации права собственности на земельный участок площадью 1415 кв.м, с кадастровым номером 16:50:170510:15, расположенный по адресу: "адрес"
В качестве основания для регистрации представлено вступившее в законную силу решение Приволжского районного суда города Казани от 28 апреля 2016 года по делу N 2-3226/16, которым за Зиннатуллиной И.М. признано право собственности на земельный участок с кадастровым номером 16:50:170510:15, площадью 1016 кв.м, расположенный по улице "адрес"
17 января 2017 года осуществление государственной регистрации приостановлено на срок до 16 апреля 2017 года. Приостановление мотивировано тем, что в соответствии с представленным решением за административным истцом признано право собственности на земельный участок площадью 1016 кв.м.
По сведениям ЕГРН площадь земельного участка составляет 1415 кв.м, соответственно площадь заявленного объекта увеличилась на 399 кв.м, однако правоустанавливающий документ на дополнительную площадь в орган регистрации не представлен. Для получения дополнительной информации государственным регистратором направлен запрос в КЗИО ИКМО города Казани.
31 марта 2017 года по заявлению Зиннатуллиной И.М. осуществление государственной регистрации приостановлено на срок до 30 сентября 2017 года.
6 апреля 2017 года административным истцом подано заявление о возобновлении государственной регистрации и дополнительно представлено землеустроительное дело, согласно которому площадь земельного участка составляет 2126 кв.м.
Уведомлением государственного регистратора Управления Росреестра по Республике Татарстан Гульмановой Н.Ш. N 16/097/015/2016-9340 от 19 апреля 2017 года административному истцу отказано в государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 16:50:170510:15, расположенного по адресу: "адрес", в связи с истечением срока приостановления и не устранением причин, препятствующих осуществлению государственной регистрации.
Основанием отказа явилось то, что не представлены документы, необходимые для осуществления государственной регистрации прав, в частности правоустанавливающий документ на дополнительную площадь в 399 кв.м.
Кроме того, согласно ответу КЗИО ИКМО города Казани от 20 января 2017 года информация о предоставлении кому-либо земельного участка по вышеуказанному адресу отсутствует, договоры купли-продажи, аренды в отношении данного земельного участка Комитетом не заключались.
С 1 января 2017 года вступил в законную силу Федеральный закон от 13 июля 2015 года "О государственной регистрации недвижимости" N 218-ФЗ, который регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
Часть 3 статьи 3 вышеуказанного закона перечисляет в себе полномочия органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.
На основании части 1 статьи 14 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости", государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В силу пункта 5 части 2 статьи 14 Закона, основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, вступившие в законную силу судебные акты.
В соответствии с частью 4 статьи 18 Закона, к заявлению о государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Согласно части 5 статьи 18 Закона, не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 Закона N 218-ФЗ и требованиям принятых в соответствии с Законом N 218-ФЗ нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено Законом N 218-ФЗ или иными федеральными законами.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона о регистрации, документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
В силу пункта 3 части 1 статьи 29 Закона при проведении государственной регистрации прав регистрирующим органом осуществляется проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Пунктом 5 части 1 статьи 26 Закона предусмотрено, что осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем документах, и сведениями Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости (за исключением случаев, если вносятся изменения в указанные сведения Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости).
Согласно статьи 27 Закона, в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
За административным истцом вступившим в законную силу судебным постановлением признано право собственности на земельный участок площадью 1016 кв.м.
Впоследствии административным истцом проведено межевание заявленного земельного участка, в результате которого площадь участка уточнена до 1415 кв.м. Данное обстоятельство подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав от 11 октября 2017 года.
В соответствии с пунктом 32 статьи 26 Закона предусмотрено приостановление осуществления государственной регистрации в случае, если в результате государственного кадастрового учета в связи с уточнением сведений о площади земельного участка такая площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с федеральным законом для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования.
Земельный участок, о государственной регистрации права на который подано заявление, относится к категории земель - земли населенных пунктов, имеет вид разрешенного использования - индивидуальный жилой дом.
Так, на основании пункта 1 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
В силу пункта 2 части 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;
Согласно пункту 1 части 1 статьи 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства включают в себя предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь.
Статьей 60 Градостроительного устава города Казани предусмотрен предельный минимальный размер земельного участка для индивидуального жилого дома в размере 400 кв. м.
Разрешая спор по существу и принимая обжалуемое решение об удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции исходил из того, что разница в сведениях о площади земельного участка, на которую государственный регистратор ссылается в оспариваемом решении, не являлась основанием для приостановления и последующем отказе в государственной регистрации.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда, поскольку он основан на правильном применении норм материального права, мотивирован в судебном решении и подтверждается представленными доказательствами.
Установлено, что изначально данный земельный участок был постановлен на кадастровый учет по материалам инвентаризации площадью 2 108 кв.м.
В настоящее время разница в площади земельного участка по сведениям кадастрового учета и согласно решению суда, которым за административным истцом признано право собственности на данный земельный участок, составляет 399 кв.м, то есть менее установленного предельного минимального размера в 400 кв. м.
Принимая во внимание вышеизложенное судебная коллегия не усматривает нарушений законодательства по осуществлению государственной регистрации права собственности на земельный участок.
Доводы апелляционных жалоб не содержат правовых оснований для отмены законного и обоснованного судебного постановления, содержат суждения о несогласии с установленными судом первой инстанции обстоятельствами.
Довод апелляционных жалоб о пропуске срока обращения в суд с настоящим иском судебной коллегией отклоняется, поскольку судом первой инстанции срок для обращения в суд с предъявленными требованиями истцу восстановлен ввиду их уважительности. Судом первой инстанции при восстановлении срока учтен пожилой возраст заявителя а также то обстоятельство, что административный истец проходила лечение в физиотерапевтическом отделении поликлиники.
В целом апелляционная жалоба не содержит фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного решения по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, обстоятельства по делу проверены с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют собранным по делу доказательствам, которым дана надлежащая оценка. Новых данных, опровергающих выводы суда и нуждающихся в дополнительной проверке, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь статьями 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Приволжского районного суда города Казани от 16 октября 2017 года по данному делу оставить без изменения, апелляционные жалобы государственного регистратора Гульмановой Н.Ш, Управления Росреестра по Республике Татарстан - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.