Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Мочаловой Ю.Р,
судей Сайдашевой Э.Р, Сибгатуллиной Л.И,
при секретаре судебного заседания Чуешовой Т.С,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Мочаловой Ю.Р. административное дело по апелляционной жалобе Исполнительного комитета Арского муниципального района Республики Татарстан на решение Арского районного суда Республики Татарстан от 15 ноября 2017 года, которым удовлетворено административное исковое заявление прокурора Арского района Республики Татарстан, действующего в интересах неопределенного круга лиц, и постановлено:
признать незаконным бездействие Исполнительного комитета Арского муниципального района Республики Татарстан, выразившееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки мусора.
Обязать Исполнительный комитет Арского муниципального района Республики Татарстан ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную в 500 метрах к югу от дома "адрес", на земельном участке между земельными участками с кадастровыми номерами.., на площади 200 кв.м,
УСТАНОВИЛА:
прокурор Арского района Республики Татарстан (далее - прокурор), действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании бездействия Исполнительного комитета Качелинского сельского поселения Арского муниципального района Республики Татарстан.
В обоснование требований указал, что прокуратурой проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства, в ходе которой на территории села Чулпаново Качелинского сельского поселения Арского муниципального района Республики Татарстан обнаружена несанкционированная свалка мусора на земельном участке сельскохозяйственного назначения.
В нарушение требований закона, Исполнительный комитет сельского поселения не исполнил возложенную на органы местного самоуправления обязанность по проведению мероприятий по ликвидации свалки.
В ходе рассмотрения дела прокурор уточнил надлежащего административного ответчика и просил признать незаконным бездействие Исполнительного комитета Арского муниципального района Республики Татарстан, выразившееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки, и возложить обязанность ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную в 500 метрах к югу от дома "адрес", на земельном участке между земельными участками с кадастровыми номерами.., на площади 200 кв.м.
Судом первой инстанции принято решение об удовлетворении административного иска.
В апелляционной жалобе Исполнительный комитет Арского муниципального района Республики Татарстан просит об отмене решения суда, ссылаясь на то обстоятельство, что не является собственником земельного участка, на котором расположена свалка, и может только им распоряжаться. Приводит определение используемого в гражданском праве понятия "распоряжение имуществом".
Также указывает, что участие в организации деятельности по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов относится к вопросам местного значения поселения.
Судебная коллегия приходит к следующему.
Статьи 39 и 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляют прокурору право защищать в судебном порядке интересы неопределенного круга лиц путем оспаривания бездействия органа местного самоуправления.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Согласно статье 4 Федерального закона от 10 января 2002 года N7-ФЗ "Об охране окружающей среды" объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, к которым в силу абзаца четвертого статьи 1 Федерального закона отнесены, в том числе, земля, почвы.
На основании пунктов 1 и 2 статьи 51 этого Федерального закона отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Запрещается сброс отходов производства и потребления на почву.
Неисполнение требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга лиц и создает опасность причинения вреда окружающей среде.
Из материалов дела следует, что 4 мая 2017 года прокуратурой проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства, в ходе которой на территории села Чулпаново Качелинского сельского поселения Арского муниципального района Республики Татарстан заактирована несанкционированная свалка мусора на площади 200 кв.м на земельном участке, расположенном в 500 метрах к югу от дома N "адрес".
Одним из принципов земельного законодательства является приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде (подпункт 2 пункта 1 статьи Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать при использовании земельных участков требования экологических, санитарно-гигиенических и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
На основании подпункта 2 пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Таким образом, обязанность по надлежащей охране земель должна быть возложена на орган, выступающий от имени собственника земельного участка.
В соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 19 Земельного кодекса Российской Федерации в муниципальной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.
Согласно пунктам 1, 2 и 4 статьи 3.3 Федерального закона от 25 января 2001 года N137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.
Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, также являются органами, уполномоченными на заключение в отношении таких земельных участков договора мены, соглашения об установлении сервитута, соглашения о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на принятие решений о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и на выдачу разрешения на использование земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
Согласно пункту 3 указанной статьи предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
Таким образом, отсутствие государственной регистрации права собственности на земельный участок, государственная собственность на который не разграничена, не является препятствием для распоряжения им соответствующим органом местного самоуправления муниципального района, на территории которого он расположен, в силу прямого указания закона.
Судом первой инстанции установлено, что земельный участок, расположенный между земельными участками с кадастровыми номерами.., на кадастровый учет не поставлен и относится к землям государственной неразграниченной собственности, находится на территории муниципального образования "Качелинское сельское поселение", землями населенных пунктов, в том числе населенного пункта Чулпаново, не является.
Поскольку государственная собственность на земельный участок, занятый несанкционированной свалкой мусора, не разграничена, суд пришел к правильному выводу о том, что обязанность по ликвидации этой свалки должна быть возложена на Исполнительный комитет Арского муниципального района Республики Татарстан.
Решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы - несостоятельными.
Что касается ссылки в жалобе на то, что участие в организации деятельности по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов относится к вопросам местного значения поселения, не влияет на правильность определения по делу надлежащего административного ответчика в виде Исполнительного комитета Арского муниципального района, поскольку обязанность по ликвидации несанкционированной свалки предусматривает необходимость, в том числе, освобождения и очистки почвы от различного мусора в соответствии с требованиями природоохранного законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, то есть производство работ, намного объемнее по содержанию, чем сбор из контейнеров и транспортирование твердых коммунальных отходов.
Согласно статье 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями (пункт 1). Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 2).
Часть 2 статьи 8 этого Федерального закона относит к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
Таким образом, Исполнительный комитет Арского муниципального района Республики Татарстан не может быть освобожден от обязанности по проведению мероприятий по очистке земельного участка от загрязнения отходами производства и потребления.
Руководствуясь статьями 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Арского районного суда Республики Татарстан от 15 ноября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Исполнительного комитета Арского муниципального района Республики Татарстан - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.