Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Горшунова Д.Н.
судей Гафиятуллина Ш.Ш, Фахрутдинова И.И.
при секретаре судебного заседания Чуешовой Т.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Гафиятуллина Ш.Ш. административное дело по апелляционной жалобе Муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" на решение Кировского районного суда г.Казани Республики Татарстан от 7 декабря 2017 года, которым постановлено: административное исковое заявление Кочетковой Татьяны Николаевны удовлетворить.
Признать незаконным решение Муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани" от 02.10.2017 г. N5995/кзио-исх/ог о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка.
Обязать муниципальное казенное учреждение "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани" рассмотреть по существу заявление Кочетковой Т.Н. об утверждении схемы расположения земельного участка под магазином по "адрес".
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кочеткова Т.Н. обратилась с административным иском к Муниципальному казенному учреждению "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани" (далее - КЗИО) о признании незаконным отказа в согласовании схемы расположения земельного участка, находящегося под строением по адресу: "адрес" возложении обязанности по устранению нарушении законности путем согласования схемы, указав, что она является собственником здания магазина, расположенного по указанному адресу.
27.01.2017 года Управлением Архитектуры и градостроительства ИКМО г.Казани была подготовлена схема расположения земельного участка под строением, по указанному адресу, формируемого из земельных участков с кадастровыми номерами... Для утверждения данной схемы требовалось согласование в КЗИО.
9 февраля 2017 года Кочеткова Т.Н. обратилась в КЗИО с заявлением об утверждении схемы, заявление поступило 14 февраля 2017 года.
Письмом от 10.03.2017 года N1231/кзио-исх/ог КЗИО сообщило, что срок рассмотрения заявления продлен на 30 дней.
Письмом от 06.04.2017 года N1870/кзио-исх/ог отказало в согласовании плана расположения земельного участка, так как КЗИО обратилось в суд с иском о признании строения, расположенного на спорном земельном участке самовольной постройкой, и, как следствие, о признании права собственности прекращенным и сносе строения.
Решением Кировского районного суда г.Казани от 05 июня 2017 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 31 июля 2017 года, в удовлетворении иска КЗИО отказано.
4 сентября 2017 года Кочеткова Т.Н. вновь обратилась в КЗИО с заявлением, в котором указала на необходимость согласовать схему расположения земельного участка по адресу: "адрес", поскольку решение суда вступило в законную силу и отпали основания, препятствующие такому согласованию. Заявление получено 07.09.2017.
Письмом от 02.10.2017 N5995/кзио-исх/ог КЗИО отказало в согласовании схемы расположения земельного участка по причине кассационного обжалования апелляционного определения.
По мнению Кочетковой Т.Н. данный отказ является незаконным, так как п.16 ст. 11.10 Земельного Кодекса Российской Федерации установлен исчерпывающий перечень оснований, по которым может быть отказано в согласовании схемы расположения земельного участка.
На основании изложенного административный истец просила удовлетворить её требования в полном объеме.
Административный ответчик в суд не явился.
Представитель заинтересованного лица МКУ "УАИГ ИКМО г.Казани" посчитал административный иск необоснованным и подлежащим отклонению.
Суд вынес решение в вышеизложенной формулировке.
В апелляционной жалобе МКУ "КЗИО ИКМО г.Казани" просит решение суда отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Судебная коллегия находит, что решение суда соответствует фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно статье 39.2 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.14 Земельного кодекса РФ без проведения торгов предоставление земельного участка осуществляется в случае принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, если земельный участок предстоит образовать.
В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа (пункт 7 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ).
В силу пункта 31 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года N171-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 января 2020 года исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, вправе принять решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или в предоставлении земельного участка без проведения торгов по основаниям, предусмотренным законом субъекта Российской Федерации, наряду с основаниями для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка или в предоставлении земельного участка без проведения торгов, предусмотренными статьями 39.15 и 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона).
В силу статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В статье 8 Устава муниципального образования города Казани к вопросам местного значения города Казани относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Казани.
Согласно статье 40 устава муниципального образования города Казани к полномочиям исполнительного комитета в сфере управления муниципальной собственностью относится управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно пункту 1.2 и 1.3 решения Казанской городской Думы от 29 декабря 2010 года N20-3 "О Муниципальном казенном учреждении Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" Комитет является органом Исполнительного комитета муниципального образования города Казани, обладает статусом юридического лица с момента его государственной регистрации в установленном законодательством о регистрации юридических лиц порядке.
Учредителем Комитета является муниципальное образование город Казань в лице представительного органа муниципального образования "адрес" городской Думы.
Глава 2 решения устанавливает, что предметом и целью деятельности Комитета является выполнение управленческих функций в рамках своей компетенции в сфере реализации вопросов местного значения, а также переданных в установленном законодательством порядке государственных полномочий, определенных муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления г. Казани, а именно владения, пользования и распоряжения имуществом и имущественными правами, находящимися в муниципальной собственности города Казани.
В связи, с чем МКУ "КЗИО ИКМО города Казани" является распорядительным органом собственника земельного участка.
Перечень оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, изложен в пункте 8 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ, в том числе, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в п. 16 ст. 11.10 настоящего Кодекса.
Судом установлено, что Кочеткова Т.Н. является собственником здания магазина, расположенного по адресу: "адрес".
26.01.2017 Управлением Архитектуры и градостроительства ИКМО г.Казани подготовлена схема расположения земельного участка под строением, по указанному адресу, формируемого из земельных участков с кадастровыми номерами... (24 кв.м.) и... (140 кв.м.), а так же оно сообщило о необходимости согласования с КЗИО.
9 февраля 2017 года Кочеткова Т.Н. обратилась в КЗИО с заявлением об утверждении схемы расположения запрашиваемого земельного участка. Письмом от 10.03.2017 N1231/кзио-исх/ог, Кочетковой Т.Н. сообщено, что срок рассмотрения обращения продлен на 30 дней.
Письмом от 06.04.2017 года N1870/кзио-исх/ог КЗИО отказало в согласовании плана расположения земельного участка, так как оно обратилось в суд с иском о признании строения, расположенного на спорном земельном участке самовольной постройкой, и, как следствие, о признании права собственности прекращенным и сносе строения.
Решением Кировского районного суда г.Казани от 05 июня 2017 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 31 июля 2017 года, в удовлетворении иска КЗИО отказано.
4 сентября 2017 года Кочеткова Т.Н. вновь обратилась в МКУ "КЗИО ИКМО г.Казани" с заявлением, в котором указала на необходимость согласовать схему расположения земельного участка по адресу: "адрес", поскольку решение суда вступило в законную силу и отпали основания, препятствующие такому согласованию. Заявление получено 07.09.2017.
Письмом от 02.10.2017 N5995/кзио-исх/ог, МКУ "КЗИО ИКМО г.Казани" отказало в согласовании схемы расположения земельного участка по причине кассационного обжалования апелляционного определения.
Удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции исходил из того, что обжалуемое решение ответчика не содержит правовых оснований для отказа в удовлетворении заявления Кочетковой Т.Н, а потому не может быть признано законным. Каких-либо иных оснований для отказа в решении не приведено и из материалов дела не усматривается. Кроме того, указал на возможность образования испрашиваемого земельного участка.
Поскольку суд признал незаконным оспариваемое решение МКУ "КЗИО ИКМО г.Казани", то в целях устранения допущенного нарушения прав Кочетковой Т.Н. необходимо рассмотреть но существу поданное ею заявление по согласованию схемы расположения земельного участка.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом, поскольку он основан на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в письме от 02.10.2017 N5995/кзио-исх/ог не содержится отказа МКУ "КЗИО ИКМО г.Казани" в утверждении схемы расположения земельного участка, а лишь указывается на необходимость реализации средства правовой защиты в виде подачи кассационной жалобы, до рассмотрения которой утверждение схемы расположения не представляется возможным, не влияют на правильность вынесенного решения, поскольку они были предметом рассмотрения суда 1-й инстанции и им дана надлежащая оценка. При этом необходимо отметить, что указанное административным ответчиком основание в виде кассационного обжалования не должно препятствовать административному истцу в реализации своих прав.
Судебная коллегия считает, что решение суда не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, а апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда, по вышеизложенным обстоятельствам.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кировского районного суда г.Казани Республики Татарстан от 7 декабря 2017 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.