Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Мочаловой Ю.Р,
судей Сайдашевой Э.Р, Сибгатуллиной Л.И,
при секретаре судебного заседания Карповой Е.Е,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Мочаловой Ю.Р. административное дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан на решение Верхнеуслонского районного суда Республики Татарстан от 18 июля 2017 года, которым удовлетворено административное исковое заявление Саутиной Маргариты Николаевны об оспаривании решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан от 27 декабря 2016 года об отказе в государственной регистрации права собственности за Саутиной Маргаритой Николаевной на земельный участок общей площадью 2198 кв.м с кадастровым номером.., расположенный по адресу: "адрес",
УСТАНОВИЛА:
Саутина М.Н. обратилась в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (далее - Управление Росреестра по Республике Татарстан) об отказе в государственной регистрации права.
В обоснование требований указала, что 16 ноября 2016 года обратилась в Управление Росреестра по Республике Татарстан с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером.., общей площадью 2 198 квадратных метров, расположенный по адресу: "адрес".
Решением от 27 декабря 2016 года в государственной регистрации права собственности было отказано по мотиву того, что заявление о государственной регистрации подано в отношении земельного участка общей площадью 2 198 квадратных метров, в то время как согласно правоустанавливающему документу - выписке из похозяйственной книги о наличии у гражданина прав на земельный участок, его площадь составляет 1 800 квадратных метров, что не позволяет их однозначно идентифицировать и определить как один и тот же объект.
Полагала решение Управления Росреестра по Республике Татарстан об отказе в государственной регистрации права собственности незаконным и необоснованным, поскольку увеличение площади произошло в связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка в соответствии с межевым планом, было согласовано с собственниками смежных земельных участков, и сведения о внесены в Государственный кадастр недвижимости.
Судом первой инстанции принято решение об удовлетворении административного иска.
В апелляционной жалобе Управление Росреестра по Республике Татарстан просит об отмене решения суда ввиду нарушения норм материального права - положений Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Повторяет свою позицию, явившуюся основанием для отказа в государственной регистрации права Саутиной М.Н, об отсутствии у нее правоустанавливающего документа на земельный участок площадью 398 кв.м, а также ссылается на ранее принятые судебные решения об отказе Саутиной М.Н. в правопритязаниях на спорный земельный участок.
Судебная коллегия приходит к следующему.
Часть 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляет право гражданину обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) государственного органа если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из материалов дела следует, что Саутиной М.Н. на праве постоянного бессрочного пользования принадлежит земельный участок общей площадью 1 800 квадратных метров, расположенный по адресу: "адрес".
Постановлением Исполнительного комитета Коргузинского сельского поселения Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан N20 от 8 сентября 2015 года указанному земельному участку присвоен номер...
16 ноября 2016 года Саутина М.Н. обратилась в Управление Росреестра по Республике Татарстан с заявлением о государственной регистрации права собственности на указанный земельный участок, однако сообщением от 27 декабря 2016 года была уведомлена об отказе в государственной регистрации права собственности по мотиву того, что заявление о государственной регистрации права было подано в отношении земельного участка общей площадью 2 198 квадратных метров, в то время как согласно правоустанавливающему документу - выписке из похозяйственной книги о наличии у гражданина прав на земельный участок, его площадь составляет 1 800 квадратных метров.
Вместе с тем в соответствии с кадастровым паспортом земельного участка с кадастровым номером.., поставленного на государственный кадастровый учет 14 ноября 2016 года, его площадь составляет 2 198 квадратных метров.
Пунктом 1 части 5 статьи 27 Федерального закона от 24 июля 2007 года N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого решения) было предусмотрено, что при кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если в результате данного кадастрового учета площадь этого земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с федеральным законом для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости.
Сравнительный анализ части 3 статьи 25 и пункта 1 части 5 статьи 27 Федерального закона от 24 июля 2007 года N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" позволяет сделать вывод, что при кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка возможно увеличение площади земельного участка по сравнению с площадью, указанной в правоустанавливающем документе, если величина такого увеличения не превышает размер, указанный в пункте 1 части 5 статьи 27 Федерального закона от 24 июля 2007 года N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Таким образом, осуществление кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка возможно в случае, если в результате кадастрового учета площадь земельного участка будет больше площади, сведения о которой содержатся в государственном кадастре недвижимости, но не более чем на установленную величину.
Уточненные границы земельного участка Саутиной М.Н. с увеличенной площадью прошли процедуру согласования с правообладателями смежных земельных участков и в государственный кадастр недвижимости внесено сведение о площади земельного участка в размере 2 198 квадратных метров.
Поскольку такое увеличение не превысило установленный минимальный размер земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, земельный участок с кадастровым номером... площадью 2 198 квадратных метров был поставлен на государственный кадастровый учет 14 ноября 2016 года.
Регистрирующий орган отказал в государственной регистрации перехода права собственности на основании действующего на тот момент абзаца десятого пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в связи с непредставлением необходимого для регистрации права документа. Однако, как отмечено выше, увеличение установленного минимального размера земельного участка с видом разрешенного использования для ведения личного подсобного хозяйства не было превышено, а заявленная на государственную регистрацию площадь земельного участка соответствовала площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержались в государственном кадастре недвижимости.
С учетом изложенного выводы суда первой инстанции об удовлетворении административного иска, вопреки доводам апелляционной жалобы, следует признать правильными.
Ссылка в апелляционной жалобе на ранее принятые судебные решения об отказе Саутиной М.Н. в правопритязаниях на спорный земельный участок несостоятельна, поскольку для рассмотрения данного дела они не устанавливают обстоятельств, имеющих преюдициальное значение.
Руководствуясь статьями 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Верхнеуслонского районного суда Республики Татарстан от 18 июля 2017 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.