Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Горшунова Д.Н,
судей Мочаловой Ю.Р, Фахрутдинова И.И,
при секретаре судебного заседания Акбашевой А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Горшунова Д.Н. административное дело по апелляционной жалобе Галиевой Эльвиры Алиевны на решение Советского районного суда города Казани от 9 октября 2017 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления Галиевой Э.А. об оспаривании решения управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел по Республике Татарстан об отказе в продлении ей статуса вынужденного переселенца.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав Галиеву Э.А. в ее поддержку, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Галиева Э.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел по Республике Татарстан (далее - УВМ МВД по Республике Татарстан) от 16 мая 2017 года об отказе в продлении ей статуса вынужденного переселенца.
В обоснование заявленных требований указано, что 13 мая 2003 года ей был предоставлен статус вынужденного переселенца, который в установленном порядке до 2016 года ежегодно продлевался.
16 мая 2017 года Галеевой Э.А. было отказано в продлении статуса вынужденного переселенца по причине отсутствия оснований, предусмотренных пунктом 5 статьи 5 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4530-1 "О вынужденных переселенцах", а именно в связи с наличием у заявителя и/или членов его семьи в собственности жилого помещения на территории Российской Федерации.
Данный отказ административным истцом был получен 18 августа 2017 года.
Указанное решение Галиева Э.А. считает незаконным, поскольку помещение, в котором она проживает со своей семьей, ей не принадлежит, находится в собственности ее матери - Девликамовой Д.М. На основании договора найма Галиева Э.А. и ее семья пользуются одной из комнат в доме, с Девликамовой Д.М. общего хозяйства не ведут. Выводы УВМ МВД по Республике Татарстан административный истец в этой связи считает необоснованными.
В судебном заседании Галиева Э.А. заявленные требования поддержала.
Представитель УВМ МВД по Республике Татарстан требованиям возражала.
Суд принял решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
С решением суда Галиева Э.А. не согласилась, в апелляционной жалобе ставит вопрос о его отмене, полагая, что оно постановлено при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для административного дела, и с неправильным применением норм материального и процессуального права. Помимо ранее изложенных в административном исковом заявлении обстоятельств, указывается, что суд неправильно расценил обстоятельства проживания семьи Галиевой Э.А. в доме ее матери как основанные на праве собственности на жилое помещение члена семьи вынужденного переселенца, а проживание по договору найма не может рассматриваться как обустройство вынужденного переселенца.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Галиева Э.А. доводы апелляционной жалобы поддержала.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Кодексом.
Частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с пунктом 4 статьи 5 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4530-1 "О вынужденных переселенцах" статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры, предусмотренные статьей 7 настоящего Закона, по обеспечению обустройства вынужденного переселенца и членов его семьи на новом месте жительства на территории Российской Федерации.
По смыслу подпункта 1 пункта 5 указанной статьи при наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве но новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца, при обязательном наличии, в том числе, следующего основания: вынужденный переселенец и (или) члены семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющие статуса вынужденного переселенца, не являются нанимателями жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилого помещения на территории Российской Федерации.
Пунктом 22 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по предоставлению статуса вынужденного переселенца и продлению срока его действия, утвержденным приказом ФМС России от 29 июня 2012 года N 218 (далее - Административный регламент; документ действовал на момент возникновения рассматриваемых правоотношений, утратил силу в связи с принятием Приказа МВД России от 14 ноября 2017 года N 853 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по предоставлению статуса вынужденного переселенца и продлению срока его действия"), предусмотрено, что срок действия статуса вынужденного переселенца не продлевается при отсутствии у вынужденного переселенца обстоятельств, препятствующих в обустройстве на новом месте жительства в течение срока действия статуса вынужденного переселенца.
Таким образом, необходимым условием для продления срока действия статуса вынужденного переселенца является одновременно наличие оснований, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства в течение срока действия этого статуса, перечисленных в том числе в подпункте 1 пункта 5 части 5 Закона о вынужденных переселенцах.
Из материалов административного дела следует, что Галиевой Э.А. 13 мая 2003 года был предоставлен статус вынужденного переселенца, что подтверждается удостоверением.
3 января 2016 года между Девликамовой Д.М. (наймодателем) и Галиевой Э.А. (нанимателем) был заключен договор найма жилого помещения, по условиям которого нанимателю и членам его семьи, в том числе Галиевым В.Х, З.В, и И.В. сроком до 3 января 2019 года предоставлена комната площадью 11,6 кв.м в жилом доме, расположенном по адресу: город Казань, улица Яфраклы, дом 28.
Указанное домовладение, общей площадью 135,2 кв.м, принадлежит на праве собственности Девликамовой Д.М, что подтверждается свидетельством о праве собственности.
Согласно выписке из домовой книги, по состоянию на 24 августа 2017 по указанному адресу зарегистрированы Девликамова Д.М, Сабировы Д.А, Р.Ю, Т.Р, Т.Р, Ф.Ф, Галиевы В.Х, Э.А, И.В, З.В. а также Махмутова Р.Р.
Судом установлено, и сторонами не отрицается, что Девликамова Д.М. является матерью Галиевой Э.А.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что Закон Российской Федерации "О вынужденных переселенцах" относит к членами семьи вынужденного переселенца проживающих с вынужденным переселенцем независимо от наличия у них статуса вынужденного переселенца его супругу (супруга), детей и родителей, а также других родственников, нетрудоспособных иждивенцев, ведущих с ним общее хозяйство с даты регистрации ходатайства о признании гражданина Российской Федерации вынужденным переселенцем (пункт 3 статьи 1 Закона). При этом суд указал, что наличие в собственности матери административного истца жилого помещения, а также факт проживания последнего в указанном домовладении, являются достаточными доказательствами обустройства вынужденного переселенца и отсутствия препятствий в обустройстве на новом месте жительства. В этой связи суд сделал вывод о том, что Галиева Э.А. не может претендовать на продление статуса вынужденного переселенца, а дальнейшее улучшение ее жилищных условий должно осуществляться на общих основаниях в порядке, предусмотренном жилищным законодательством для граждан Российской Федерации. При этом суд принял во внимание то обстоятельство, что Галиева Э.А. по адресу проживания имеет регистрацию с 1 декабря 2010 года. Галиева Э.А. имеет право пользования жилым помещением, принадлежащем на праве собственности члену ее семьи - матери административного истца.
Судебная коллегия с данными выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они сделаны на основании правильной оценки обстоятельств дела и норм миграционного законодательства, подлежащего применению в данном случае.
Доводам апелляционной жалобы о том, что мать Галиевой Э.А. - Девликамова Д.М, членом ее семьи не является, а само жилое помещение, в котором он проживает, предоставлено по договору найма, были предметом исследования и оценки в суде первой инстанции. Аргументы по данному доводу сводятся к иной трактовке характера семейных отношений. Судебная коллегия не может не учитывать тот факт, что по указанному адресу Галиева Э.А. зарегистрирована на протяжении длительного времени - с 1 декабря 2010 года.
Также судебная коллегия соглашается с позицией суда первой инстанции в части указания на то, что площадь занимаемой комнаты не соответствует соответствующей норме. Данное обстоятельство само по себе не может служить основанием для признания оспариваемого решения незаконным, поскольку не подлежит в этом контексте учету при принятии решения об отказе в продлении статуса вынужденного переселенца.
Таким образом, всем обстоятельствам, изложенным в апелляционной жалобе, судом первой инстанции была дана надлежащая оценка, причин к переоценке доказательств, равно как и к отмене постановленного по делу решения, по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Обжалуемое решение вынесено с правильным применением норм материального и процессуального права, в связи с чем апелляционная жалоба подлежит отклонению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда города Казани от 9 октября 2017 года по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Галиевой Эльвиры Алиевны - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.