Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Горшунова Д.Н,
судей Фахрутдинова И.И, Федонина С.М,
при секретаре судебного заседания Альмеевой Э.Н,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Фахрутдинова И.И. административное дело по апелляционной жалобе Гаттарова Н.Р. на решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 7 ноября 2017 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления Гаттарова Н.Р. к военному комиссариату Центрального и Автозаводского районов города Набережные Челны Республики Татарстан, призывной комиссии муниципального образования города Набережные Челны Республики Татарстан о признании незаконным решения призывной комиссии от 21 июня 2017 года.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав Гаттарова Н.Р. в ее поддержку, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Гаттаров Н.Р. (далее - административный истец) обратился в суд с административным исковым заявлением к военному комиссариату Центрального и Автозаводского районов города Набережные Челны Республики Татарстан и к призывной комиссии муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан о признании незаконным решения призывной комиссии от 21 июня 2017 года.
В обоснование заявленных требований указано, что 29 января 2007 года он был поставлен на воинский учет военного комиссариата Западных префектур города Набережные Челны Республики Татарстан и Тукаевского района Республики Татарстан.
После прохождения медицинского обследования административный истец был признан временно не годным к военной службе.
С 30 сентября 2007 года состоит на воинском учете в военном комиссариате Центрального и Автозаводского районов города Набережные Челны Республики Татарстан.
В связи с обучением в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, Гаттаров Н.Р. имел право на отсрочку от призыва на военную службу.
Однако по достижении им 27 лет решением призывной комиссии Центрального и Автозаводского районов города Набережные Челны Республики Татарстан от 11 октября 2016 года N... он был зачислен в запас, как не прошедший военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Административный истец просит признать данное решение призывной комиссии незаконным, так как он от призыва не уклонялся.
Суд в удовлетворении административного иска отказал.
С решением суда Гаттаров Н.Р. не согласился, в апелляционной жалобе ставит вопрос о его отмене по тем же основаниям, которые были приведены в административном исковом заявлении, полагая, что суд неправильно установилобстоятельства дела, не согласен с выводами суда о пропуске срока, предусмотренного для обращения в суд.
В заседании суда апелляционной инстанции административный истец Гаттаров Н.Р. поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней основаниям.
Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия приходит к следующему.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Кодексом.
Частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, а также правовое регулирование поступления на военную службу и военной службы в Российской Федерации иностранных граждан предусмотрено Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ.
В силу статьи 1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ, воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает: воинский учет; обязательную подготовку к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе. Граждане освобождаются от исполнения воинской обязанности только по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 22 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" призыву на военную службу подлежат: граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.
В силу подпункта "а" пункта 1 статьи 23 и пункта 1 статьи 52 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" граждане, признанные при призыве ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, освобождаются от призыва на военную службу и зачисляются в запас Вооруженных Сил Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 52 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" гражданин, пребывающий в запасе, проходит медицинское освидетельствование для определения его годности к военной службе в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 2 статьи 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" граждане, получающие послевузовское профессиональное образование по очной форме обучения в имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) образовательных учреждениях высшего профессионального образования или научных учреждениях, имеющих лицензию на ведение образовательной деятельности по образовательным программам послевузовского профессионального образования, имеют право на отсрочку от призыва на военную службу на время обучения, но не свыше нормативных сроков освоения основных образовательных программ и на время защиты квалификационной работы, но не более одного года после завершения обучения по образовательной программе послевузовского профессионального образования.
Согласно пункту 1.1 статьи 28 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 настоящего Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу.В соответствии с пунктом 34 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663 (с последующими изменениями), при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 года, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
В силу подпункта "з" пункта 1 статьи 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданам: поступившим на службу в органы внутренних дел, Государственную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы и таможенные органы Российской Федерации непосредственно по окончании образовательных организаций высшего образования указанных органов и учреждений соответственно, при наличии у них высшего образования и специальных званий - на время службы в указанных органах и учреждениях.
В силу частей 1 и 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Из материалов административного дела следует, что Гаттаров Н.Р. "дата" года рождения, с 29 января 2007 года состоял на воинском учете в военном комиссариате Западных префектур города Набережные Челны и Тукаевского района Республики Татарстан, был признан временно не годным к военной службе врачом-специалистом терапевтом.
С 30 сентября 2007 года состоит на воинском учете в военном комиссариате Центрального и Автозаводского районов города Набережные Челны Республики Татарстан.
Решением призывной комиссии города Набережные Челны от 1 июля 2008 года, в соответствии с подпунктом "а" части 2 статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", Гаттарову Н.Р. предоставлена отсрочка от призыва на военную службу до 30 июня 2012 года, в связи с обучением призывника в "Казанском государственном финансово-экономическом институте".
26 ноября 2013 года решением призывной комиссии от 26 ноября 2013 года Гаттарову Н.Р. в соответствии с подпунктом "б" части 2 статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" предоставлена отсрочка от призыва на военную службу до 1 сентября 2016 года, в связи с поступлением в аспирантуру ЧОУ ВПО "Института экономики управления и права".
Из выписки из приказа ЧОУ ВПО "Института экономики управления и права" N... от 30 октября 2015 года следует, что Гаттаров Н.Р. отчислен из учебного заведения за потерю связи с научным руководителем.
Решением призывной комиссии отдела (военного комиссариата Республики Татарстан по Центральному и Автозаводскому районам города Набережные Челны, муниципального) N... от 21 июня 2017 года Гаттаров Н.Р. зачислен в запас, как не прошедший военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что принятое призывной комиссией решение является законным и обоснованным, вынесенным уполномоченным органом, в рамках полномочий предоставленных законодательством в области воинской обязанности и военной службы. С момента отчисления из учебного заведения ЧОУ ВПО "Институт экономики управления и права" административный истец законных оснований для отсрочки или освобождения от призыва на военную службу не имел. Кроме того, суд указал на пропуск административным истцом срока для обращения в суд с административным исковым заявлением.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления Гаттарова Р.Н, поскольку они основаны на приведенных выше положениях закона и обстоятельствах дела.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", в целях обеспечения воинского учета граждане обязаны сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания.
Как установлено судом первой инстанции, административный истец 30 октября 2015 года приказом ЧОУ ВПО "Институт экономики, управления и права" N... отчислен из учебного заведения. О данном факте, имеющем юридическое значение для установления возникновения и прекращения у Гаттарова Н.Р. права на отсрочку, административный истец в призывную комиссию не сообщил.
Исходя из приведенных выше требований закона, с 30 октября 2015 года утратил право на отсрочку от прохождения военной службы по призыву.
Кроме этого, в дальнейшем Гаттаров Н.Р, не имея законных оснований для отсрочки от прохождения, уклонялся от прохождения медицинского освидетельствования, и явки в призывную комиссию по повесткам.
Вопреки требованиям статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административным истцом не представлены доказательства, опровергающие правомерность оспариваемого решения призывной комиссии.
При таком положении решение призывной комиссии города Набережные Челны (протокол N... от 21 июня 2017 года) о признании Гаттарова Н.Р. не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, является законным.
Вместе с тем, судебная коллегия находит обоснованными доводы апелляционной жалобы об ошибочности выводов суда о пропуске Гаттаровым Н.Р. срока на обращение с административным исковым заявлением, поскольку, как указывает административный истец, об оспариваемом решении, которое было принято 21 июня 2017 года, ему стало известно 30 июня 2017 года, после получения по почте. Доказательств, опровергающие данные доводы, материалы административного дела не содержат. Административное исковое заявление с требованиями о признании решения незаконным, административный истец направил в адрес суда 26 сентября 2016 года, согласно оттиску штампа на конверте, то есть в установленный законом срок.
Между тем, данное обстоятельство не повлияло на правильность принятого судом решения, оснований для отмены решения суда и удовлетворения заявленных требований не усматривается.
Руководствуясь статьями 177, 309, пунктами 3, 4 части 2 статьи 310, статьей 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 7 ноября 2017 года по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Гаттарова Н.Р. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.