Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Мочаловой Ю.Р,
судей Сайдашевой Э.Р, Сибгатуллиной Л.И,
при секретаре судебного заседания Чуешовой Т.С,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Мочаловой Ю.Р. административное дело по апелляционной жалобе Кабинета Министров Республики Татарстан на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 11 октября 2017 года, которым удовлетворено административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Фрегат" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка и постановлено:
определить кадастровую стоимость земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: многоквартирные жилые дома 6-10 этажей) площадью 399 947 квадратных метров с кадастровым номером.., расположенного по адресу: "адрес", указав ее равной рыночной стоимости по состоянию на 24 декабря 2014 года в размере "данные изъяты" рублей.
Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в период с 1 января 2015 года до 24 мая 2016 года.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 17 марта 2015 года,
УСТАНОВИЛА:
общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Фрегат" обратилось в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка.
В обоснование требований указало, что являлось собственником земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: многоквартирные жилые дома 6-10 этажей) площадью 399 947 квадратных метров с кадастровым номером.., расположенного в городе "адрес".
Кадастровая стоимость названного земельного участка определена по состоянию на 24 декабря 2014 года в размере "данные изъяты" копейки. Полагая эту стоимость явно завышенной, ООО "Фрегат" просило установить кадастровую стоимость земельного участка равной его рыночной стоимости, составившей "данные изъяты" рублей.
В ходе рассмотрения дела представитель административного истца требования уточнил и просил установить кадастровую стоимость земельного участка равной его рыночной стоимости в размере "данные изъяты" рубля.
Судом первой инстанции принято решение об удовлетворении административного иска.
В апелляционной жалобе Кабинет Министров Республики Татарстан просит решение суда отменить, полагая, что представленный административным истом отчет по определению рыночной стоимости земельного участка составлен с нарушением требований законодательства об оценочной деятельности. При этом экспертное заключение, которое суд положил в основу решения, по мнению административного ответчика, также составлено с нарушениями требований законов об экспертной и оценочной деятельности.
Судебная коллегия приходит к следующему.
Порядок производства по делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости установлен главой 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно части 1 статьи 245 которой юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Кадастровая стоимость земельного участка устанавливается, в том числе, для целей налогообложения (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктами 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи (пункт 2).
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3).
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу статьи 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно статье 24.19 этого Федерального закона при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости (государственный кадастр недвижимости) сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в таких случаях является дата внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости (государственный кадастр недвижимости), повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с указанной статьей.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что земельный участок с кадастровым номером... поставлен на государственный кадастровый учет 14 октября 2004 года.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 25 ноября 2013 года N 927 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенного пункта города Казани по состоянию на 1 января 2013 года, в том числе в отношении земельного участка с кадастровым номером... в размере "данные изъяты" копеек.
24 декабря 2014 года филиалом федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан осуществлен государственный кадастровый учет изменений земельного участка с кадастровым номером.., в частности, вид разрешенного использования земельного участка "для введения крестьянского (фермерского) хозяйства "Зульфат" изменен на вид разрешенного использования "многоквартирные жилые дома в 6-10 этажей". Кадастровая стоимость земельного участка рассчитана органом кадастрового учета по состоянию на указанную дату в размере "данные изъяты" копейки.
24 мая 2016 года земельный участок с кадастровым номером... снят с кадастрового учета в связи с образованием из него пяти земельных участков путем раздела. Как правильно указал суд, в настоящее время кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером... является архивной.
Между тем, как разъяснено в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством.
Поскольку законом предусмотрено право заявителя пересчитать сумму налоговой базы с 1-го числа налогового периода, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, а налоговым периодом по земельному налогу в силу пункта 1 статьи 393 Налогового кодекса Российской Федерации является календарный год, сведения об установленной решением суда кадастровой стоимости в данном случае могут применяться для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2015 года до даты снятия земельного участка с государственного кадастрового учета (24 мая 2016 года). В указанный период административный истец являлся собственником земельного участка с кадастровым номером.., следовательно, вправе оспорить результаты определения его кадастровой стоимости.
Административным истцом суду представлен отчет N 47 от 25 июля 2017 года об оценке рыночной стоимости земельного участка, составленный оценщиком ООО "Экспертно-консультационный центр "Промышленная безопасность", согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером... по состоянию на 24 декабря 2014 года составляет "данные изъяты" рублей.
Определением Верховного Суда Республики Татарстан от 1 августа 2017 года по ходатайству представителя Кабинета Министров Республики Татарстан для установления соответствия этого отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, по делу была назначена судебная экспертиза, производство которой поручено эксперту Князеву Т.Г, являющемуся индивидуальным предпринимателем.
Согласно заключению эксперта от 22 сентября 2016 года N 54/17 представленный административным истцом отчет не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. При этом рыночная стоимость спорного земельного участка, которая согласно отчету по состоянию на 24 декабря 2014 года составляет "данные изъяты" рублей, определена неправильно.
Отвечая на поставленный судом вопрос, эксперт определилрыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером... по состоянию на 24 декабря 2014 года в размере "данные изъяты" рублей.
Судебная коллегия, изучив экспертное заключение от 22 сентября 2016 года N 54/17, приходит к выводу о его соответствии требованиям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также требованиям законодательства Российской Федерации об экспертной и оценочной деятельности.
При этом судом первой инстанции дана обоснованная оценка замечаниям Кабинета Министров Республики Татарстан на экспертное заключение о некорректном анализе сегмента рынка, к которому относится объект оценки, неправильному выбору экспертом объектов-аналогов, необоснованном применении экспертного мнения при определении значения корректировок, неправомерном использовании документов, составленных после даты оценки.
Пунктом 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы о нарушении экспертом требований об экспертной и оценочной деятельности несостоятельны, поскольку итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемого объекта сделано экспертом на основе исчерпывающего анализа ценностных характеристик и расчетных показателей, выводы экспертом были сделаны в рамках его профессиональных знаний, при том, что представителем административного ответчика не представлено сведений о наличии у него соответствующих специальных познаний.
Новых данных, опровергающих выводы суда первой инстанции и нуждающихся в дополнительной проверке, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь статьями 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Верховного Суда Республики Татарстан от 11 октября 2017 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Кабинета Министров Республики Татарстан - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.