Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Горшунова Д.Н.
судей Гафиятуллина Ш.Ш, Фахрутдинова И.И.
при секретаре судебного заседания Чуешовой Т.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Гафиятуллина Ш.Ш. административное дело по апелляционной жалобе Синчугова Валерия Ювенальевича и Галеева Рустама Гусмановича на решение Камско-Устьинского районного суда Республики Татарстан от 24 октября 2017 года, которым в удовлетворении иска Синчугова Валерия Ювенальевича, Галеева Рустама Гусмановича отказано.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя Палаты имущественных и земельных отношений Камско - Устьинского муниципального района Республики Татарстан - Юманова Д.В, возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Синчугов В.Ю, Галеев Р.Г. обратились в суд с административным исковым заявлением к Палате имущественных и земельных отношений Камско - Устьинского муниципального района Республики Татарстан, Исполнительному комитету Камско - Устьинского муниципального района Республики Татарстан о признании решения незаконным и возложении обязанности принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане и подготовке постановления о размежевании земельных участков, указав, что определением Камско - Устьинского районного суда Республики Татарстан от 2 мая 2017 года утверждено мировое соглашение, заключенное по гражданскому делу...
В дальнейшем был подготовлен проект межевания земельного участка с кадастровым... расположенного по адресу: Республика Татарстан, Камско - "адрес" "адрес". Однако председатель Палаты имущественных и земельных отношений Камско - Устьинского муниципального района Республики Татарстан Юманов Д.В. отказался утверждать схему расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории. На их обращение Юманов Д.В. сообщил (исх.N 328 от 09 октября 2017 года), что заявлений о согласовании выше указанного проекта межевания в Палату не поступало и, кроме того, условие N 1 мирового соглашения от 02 мая 2017 года ими (Синчуговым В.Ю. и Галеевым Р.Г.) не выполнено. Данные основания отказа они считают незаконными и необоснованными и просили обязать административного ответчика подготовить постановление о размежевании земельных участков.
Административные ответчики иск не признали.
Суд в иске отказал.
В апелляционной жалобе Синчугов В.Ю, Галеев Р.Г. просят решение суда отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Судебная коллегия находит, что решение суда соответствует фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст.11 Земельного Кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
В соответствии с п.1, п.2, п.13 ст.11.10 Земельного Кодекса РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории является этапом формирования земельного участка, при этом, согласно ч.6 ст.11.9 Земельного Кодекса РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные названным Кодексом, федеральными законами.
Согласно ст.39.28 Земельного Кодекса РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях: 1) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории;
2) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
3) перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
4) земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
2. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки.
3. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
Согласно п.8 ст.39.29 Земельного Кодекса РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий:
1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю;
2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;
3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи.
Судом установлено, что апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 15 января 2015 года решение Камско - Устьинского районного суда Республики Татарстан от 13 октября 2014 года отменено и принято по делу новое решение, которым иск Исполнительного комитета Камско - Устьинского муниципального района Республики Татарстан удовлетворен. Признан незавершенный строительством объект, расположенный по адресу: "адрес", Камско - "адрес"; самовольной постройкой, возложена на Галеева Р.Г. и Синчугова В.Ю. обязанность по освобождению самовольно занятого земельного участка, а также за их счет снести самовольную постройку. Признано межевание земельного участка с кадастровым номером.., выполненное кадастровым инженером Загировым И.И, недействительным, исключив из государственного кадастра недвижимости сведения об уточненных границах данного земельного участка.
Определением Камско - Устьинского районного суда Республики Татарстан от 02 мая 2017 года утверждено мировое соглашение, заключенное по гражданскому делу N 2-64/2014, по которому:
Должники - Галеев Р.Г. и Синчугов В.Ю. - обязуются до 01 июня 2017 года демонтировать стену объекта незавершенного строительства, расположенного на земельном участке с кадастровым номером... по адресу: "адрес", Камско - "адрес"; в целях устранения имеющегося заступа данного объекта на земли общего пользования площадью 8,76 кв.м..
Взыскатель - Исполнительный комитет Камско - Устьинского муниципального района Республики Татарстан - обязуется отозвать из Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан исполнительный лист ФС.., выданный Камско - Устьинским районным судом Республики Татарстан по гражданскому делу...
В дальнейшем Синчуговым В.Ю. и Галеевым Р.Г. подготовлен проект межевания земельного участка с кадастровым номером... расположенного по адресу: "адрес", Камско - "адрес" "адрес".
В приложенной к административному исковому заявлению схеме расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории в графе "согласовано" отсутствует подпись председателя Палаты имущественных и земельных отношений Камско - Устьинского муниципального района Республики Татарстан Юманова Д.В.
На обращение Синчугова В.Ю. и Галеева Р.Г. в Палату имущественных и земельных отношений Камско - Устьинского муниципального района Республики Татарстан о предоставлении мотивированного отказа в согласовании проекта межевания спорного земельного участка, председатель Палаты Юманов Д.В. сообщил (исх.N 328 от 09 октября 2017 года), что заявлений о согласовании выше указанного проекта межевания в Палату не поступало и, кроме того, ими (Синчуговым В.Ю. и Галеевым Р.Г.) условие N 1 мирового соглашения от 02 мая 2017 года до настоящего времени не выполнено.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что с заявлением о согласовании схемы проекта межевания административные истцы к административному ответчику не обращались, в связи с чем, отсутствуют основания для признания оспариваемого решения незаконным и возложении обязанность утвердить схему расположения земельных участков.
С таким выводом следует согласиться, поскольку он соответствует материалам дела.
Доводы апелляционной жалобы о том, что руководитель Палаты имущественных и земельных отношений Камско - Устьинского муниципального района Республики Татарстан Юманов Д.В. необоснованно отказался подписывать проект размежевания земельного участка, не влияют на правильность вынесенного решения. Из ответа Палаты имущественных и земельных отношений Камско - Устьинского муниципального района Республики Татарстан (л.д.10), а также отзыва Исполнительного комитета Камско - Устьинского муниципального района Республики Татарстан (л.д.24) следует, что Синчугов В.Ю. и Галеев Р.Г. с надлежаще оформленным заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка не обращались.
Другие доводы жалобы были предметом рассмотрения суда 1-й инстанции и им дана надлежащая оценка.
Судебная коллегия считает, что решение суда не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, а апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда, по вышеизложенным обстоятельствам.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Камско-Устьинского районного суда Республики Татарстан от 24 октября 2017 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Синчугова Валерия Ювенальевича и Галеева Рустама Гусмановича - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.