Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Сайдашевой Э.Р,
судей Мочаловой Ю.Р, Сибгатуллиной Л.И,
при секретаре судебного заседания Ворожейкиной Г.Н,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Сайдашевой Э.Р. административное дело по апелляционной жалобе Паткуль Константина Александровича на решение Ново-Савиновского районного суда города Казани от 27 ноября 2017 года, которым постановлено:
административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Татарстан к Паткуль Константину Александровичу о взыскании задолженности и пени по налогу на имущество удовлетворить.
Взыскать с Паткуля Константина Александровича, зарегистрированного по адресу: "адрес" в доход бюджета в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Татарстан сумму задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2013 год в сумме 64 110 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц за 2013 год в сумме 837, 42 рубля.
Взыскать с Паткуля Константина Александровича государственную пошлину в размере 2 148 рублей 42 копейки в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации,
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N5 по Республике Татарстан (далее по тексту- МРИФНС N 5 по РТ) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Паткуль К.А. о взыскании задолженности и пени по налогу на имущество.
В обоснование заявленных требований указано, что определением мирового судьи судебного участка N 3 по Ново-Савиновскому судебному району города Казани судебный приказ N 2а-196/17 отменен в связи с поступившими от ответчика возражениями относительно его исполнения.
Постановлением правительства Российской Федерации от 4 сентября 1995 года N 876 "Об упорядочении плательщиков земельного налога и арендной платы за землю" на комитеты по земельным ресурсам и землеустройству возложено обеспечение налоговых органов на базе данных государственного земельного кадастра списками плательщиков земельного налога.
Из поступивших сведений Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Татарстан усматривается, что ПаткульК.А. является собственником земельного участка, разрешенный вид использования земельного участка - производственные базы жилищно-эксплуатационных служб, адрес: "адрес" кадастровый номер 16:50:260108:4, дата регистрации 21 февраля 2011 год, дата прекращения 12 января 2016 год.
Решением Арбитражного Суда Республики Татарстан по делу N А65-10349/2013 от 8 июля 2013 года кадастровая стоимость была изменена, в связи с чем 17 февраля 2016 года она изменилась на 4 274 000 рубля. На основании этого МРИ ФНС N 5 по РТ произведен перерасчет об уменьшении земельного налога за 2012-2013 года и административный ответчик обязан был уплатить налог на имущество за 2013 год в сумме 64 110 рублей.
На уплату земельного налога Паткуль К.А. направлено требование N11423 от 22 декабря 2016 года об уплате налогов и пеней.
Срок для уплаты налога установлен до 7 февраля 2017 года.
Просит взыскать с административного ответчика сумму задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2013 год в сумме 64 110 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц за 2013 год в сумме 837, 42 рубля.
Судом первой инстанции принято решение об удовлетворении административного искового заявления.
С таким решением не согласился Паткуль К.А, в апелляционной жалобе ставит вопрос и его отмене, указывая при этом, что образовавшиеся по состоянию на 1 января 2015 года налоги подлежат списанию и признаются безнадежными, в связи с чем налоговому органу следовало отказаться от иска.
В представленном дополнении к апелляционной жалобе ссылается на статью 12 Федерального закона от 28 декабря 2017 года N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Судебная коллегия приходит к следующему.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Кодексом.
Рассмотрение данной категории дел осуществляется в порядке, установленном главой 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Как указано в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
В силу части 4 статьи 12 Налогового кодекса Российской Федерации местными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено настоящим пунктом и пунктом 7 настоящей статьи.
Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.
На основании части 2 статьи 15 Налогового кодекса Российской Федерации к местным налогам относится налог на имущество физических лиц.
Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах (часть 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации).
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Согласно статье 356 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
В силу пункта 1 статьи 1 Закона Российской Федерации от 9 декабря 1991 года N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (действовавшем в момент образования задолженности) (далее по тексту - Закон N 2003-1) плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Согласно статье 2 Закон N 2003-1 жилые дома, квартиры, дачи и иные строения, помещения и сооружения являются объектом налогообложения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закон N 2003-1) ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, умноженной на коэффициент-дефлятор, определяемый в соответствии с частью первой Налогового кодекса Российской Федерации (далее - коэффициент-дефлятор). Представительные органы местного самоуправления (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, умноженной на коэффициент-дефлятор, и типа использования объекта налогообложения, а также в зависимости от места нахождения объекта налогообложения применительно к муниципальным образованиям, включенным в состав внутригородской территории города федерального значения Москвы в результате изменения его границ, в случае, если в соответствии с законом города федерального значения Москвы налог на имущество физических лиц отнесен к источникам доходов бюджетов указанных муниципальных образований.
В пункте 9 статьи 5 Закон N 2003-1 уплата налога производится не позднее 1 ноября года, следующего за годом, за который исчислен налог.
В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлено, согласно сведениям Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Татарстан Паткуль К.А. является собственником земельного участка, разрешенный вид использования земельного участка - производственные базы жилищно-эксплуатационных служб, адрес: "адрес" кадастровый номер 16:50:260108:4, дата регистрации 21 февраля 2011 год, дата прекращения 12 января 2016 год.
Решением Арбитражного Суда Республики Татарстан по делу N А65-10349/2013 от 8 июля 2013 года кадастровая стоимость была изменена, в связи с чем 17 февраля 2016 года она изменилась на 4 274 000 рубля. На основании этого МРИ ФНС N 5 по РТ произведен перерасчет об уменьшении земельного налога за 2012-2013 года и административный ответчик обязан был уплатить налог на имущество за 2013 год в сумме 64 110 рублей.
На уплату земельного налога Паткуль К.А. направлено требование N11423 от 22 декабря 2016 года об уплате налогов и пеней.
Срок для уплаты налога установлен до 7 февраля 2017 года.
28 апреля 2017 года мировым судьей судебного участка N 3 по Ново-Савиновскому району города Казани был вынесен судебный приказ о взыскании с Паткуль К.А. в пользу МРИФНС N 5 по РТ земельного налога, пени за просрочку уплаты налога.
Определением мирового судьи судебного участка N 3 по Ново-Савиновскому судебному району города Казани от 4 мая 2017 года судебный приказ N 2а-196/17 отменен в связи с поступившими от ответчика возражениями относительно его исполнения.
Удовлетворяя требования административного истца суд первой инстанции исходил из того, что наличие налоговой задолженности, составляющей предмет заявленных требований, подтверждается материалами дела, и доказательств ее погашения суду не представлено. При этом административным истцом соблюдены порядок и сроки обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Судебная коллегия находит решение суда первой инстанции процессуально правильным, однако отмечает следующее.
Частью 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2017 года N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившего в силу с 29 декабря 2017 года установлено, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 1 января 2015 года, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням.
Решение о списании недоимки и задолженности по пеням и штрафам, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, принимается налоговым органом без участия налогоплательщика по месту жительства физического лица (месту нахождения принадлежащего физическому лицу недвижимого имущества, транспортных средств, месту учета индивидуального предпринимателя) на основании сведений о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам (часть 3 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2017 года N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Поскольку в силу положений вышеназванного закона налоговый орган утрачивает возможность взыскания задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2013 год в сумме 64110 рублей и пени по налогу на имущество физических лиц за 2013 года в сумме 837, 42 рубля, так как данные суммы являются безнадежными к взысканию исполнение решения суда осуществляется в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 28 декабря 2017 года N 436-ФЗ, то есть исполнению не подлежит.
При таких обстоятельствах доводы административного истца, изложенные в апелляционной жалобе отмену судебного акта повлечь не могут.
Руководствуясь статьями 177, 309,311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ново-Савиновского районного суда города Казани от 27 ноября 2017 года по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Паткуль Константина Александровича - без удовлетворения.
Исполнение решения осуществляется в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 28 декабря 2017 года N 436-ФЗ.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.