Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Горшунова Д.Н,
судей Фахрутдинова И.И, Гафиятуллина Ш.Ш,
при секретаре судебного заседания Чуешовой Т.С,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Фахрутдинова И.И. административное дело по апелляционной жалобе Халиуллина Азата Робертовича на решение Альметьевского городского суда от 27 июня 2017 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления Халиуллина А.Р. к Палате земельных и имущественных отношений Альметьевского муниципального района Республики Татарстан, Исполнительному комитету Альметьвского муниципального района Республики Татарстана о признании незаконным бездействие, выразившееся в отказе в утверждении схемы расположения земельного участка и в предоставлении земельного участка в аренду, о возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка и направить проект постановления об утверждении схемы расположения земельного участка в Исполнительный комитет Альметьевского муниципального района республики Татарстан.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Халиуллин А.Р. (далее - административный истец) обратился с административным исковым заявлением к Палате земельных и имущественных отношений Альметьевского муниципального района Республики Татарстан, Исполнительному комитету Альметьевского муниципального района Республики Татарстан о признании неправомерным бездействия, выразившиеся в отказе в утверждении схемы расположения земельного участка, в отказе в предоставлении земельного участка в аренду, об обязании утвердить схему расположения земельного участка и направить проект постановления руководителя Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан об утверждении схемы расположения земельного участка.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что ему на праве собственности принадлежит объект незавершенного строительством площадью 39,1 кв.м, степень готовности 74%, расположенный по адресу: "адрес", с кадастровым номером...
Халиуллиным А.Р. в Палату земельных и имущественных отношений Альметьевского муниципального района Республики Татарстан подано заявление об утверждении схемы расположения земельного участка для последующего предоставления в аренду.
В удовлетворении заявления административного истца отказано в связи с тем, что в микрорайоне " "данные изъяты"", где находится спорный земельный участок, не предусмотрена застройка объектов обслуживания, кроме многоквартирных домов.
Халиуллин А.Р. не согласен с отказом административного ответчика - Палаты земельных и имущественных отношений Альметьевского муниципального района Республики Татарстан, поскольку на спорном земельном участке находится незавершенный строительством объект недвижимости, который принадлежит административному истцу на праве собственности. В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", собственник объекта незавершенного строительства, имеет право приобрести земельный участок, на котором расположен объект незавершенного строительства в аренду сроком на три года однократно для завершения строительства.
По мнению административного истца, приведенные выше требования закона позволяют ему приобрести спорный земельный участок в аренду, следовательно, действия административных ответчиков, по отказу в утверждении схемы расположения земельного участка и отказу в предоставлении его в аренду, он считает неправомерными.
В связи с этим, административный истец просит признать указанные бездействия незаконными, обязать Исполнительный комитет Альметьевского муниципального района Республики Татарстан, Палату земельных и имущественных отношений Альметьевского муниципального района Республики Татарстан утвердить схему расположения земельного участка, обязать направить в Исполнительный комитет Альметьевского муниципального района Республики Татарстан проект постановления руководителя Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан об утверждении схемы расположения земельного участка с кадастровым номером.., находящегося по адресу: "адрес", и предоставить земельный участок в аренду.
Административный истец и его представитель в судебном заседании заявленные требования поддержали.
Представители административных ответчиков иск не признали.
Представить заинтересованного лица МБУ "Управление архитектуры и градостроительства Альметьевского муниципального района Республики Татарстан" с иском не согласился.
Суд принял решение и дополнительное решение об отказе в удовлетворении заявленных Халиуллиным А.Р. требований.
С решением суда не согласился Халиуллин А.Р, в апелляционной жалобе ставит вопрос о его отмене. В обоснование указывает, что спорный земельный участок находится в границах красных линий и линии регулирования застройки, что подтверждается градостроительной документацией. Как указывает апеллянт, его право на получение спорного земельного участка в аренду, после утверждения схемы расположения земельного участка, предусмотрено земельным кодексом Российской Федерации, и иными нормативно-правовыми актами, регулирующими правоотношения по владению, распоряжению и пользованию земельными участками.
Апеллянт считает, что судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства дела, не дана правовая оценка доводам административного истца, что привело в нарушению норм материального права.
Дополнительное решение лицами, участвующими в деле, обжаловано не было.
В суд апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, извещены.
Судебная коллегия приходит к следующему.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Кодексом.
Частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу части 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
Согласно части 4 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.
Согласно части 12 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Требования к подготовке схемы расположения земельного участка и ее форма утверждены приказом Министерства экономического развития Российской Федерации.
В соответствии с частью 20 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение, предусматривающее утверждение схемы расположения земельного участка, обязаны направлять в срок не более чем пять рабочих дней со дня принятия указанного решения в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведения государственного кадастра недвижимости, указанное решение с приложением схемы расположения земельного участка, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия. Сведения, содержащиеся в указанных решениях и схеме, подлежат отображению на кадастровых картах, предназначенных для использования неограниченным кругом лиц.
Согласно пункту 13 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Подпункт 4 пункта 16 указанной статьи предусматривает, что основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории.
Из материалов административного дела следует, что по договору купли-продажи имущества от 10 июля 2016 года N... Халиуллин А.Р. приобрел у общества с ограниченной ответственностью " "данные изъяты"Траст" незавершенный строительством объект, площадью 39,1 кв.м, расположенный по адресу: "адрес", с кадастровым номером...
Согласно выписке из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 20 октября 2016 года, право собственности на вышеуказанный объект недвижимости зарегистрировано за Халиуллиным А.Р. 19 августа 2016 года (свидетельство о государственной регистрации N...
16 и 17 февраля 2017 года Халиуллин А.Р. обращался в Палату земельных и имущественных отношений Альметьевского муниципального района Республики Татарстан с заявлением об утверждении схемы расположений земельного участка, на котором находится принадлежащий ему на праве собственности объект незавершенного строительства.
Как следует из ответа председателя Палаты земельных и имущественных отношений Альметьевского муниципального района Пузыревой И.Г. N.., административному истцу отказано в утверждении схемы расположения земельного участка для последующего предоставления в аренду испрашиваемого земельного участка в связи с тем, что в микрорайоне " "данные изъяты"" не предусмотрена застройка объектами обслуживания, кроме многоквартирных домов.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции указал, что разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении Халиуллина А.Р.
С таким выводом судебная коллегия соглашается, поскольку он основан на вышеприведенных положениях законодательства и подтверждается материалами административного дела.
Так, из реестрового дела на незавершенный строительством объект с кадастровым номером... следует, что указанный объект был возведен обществом с ограниченной ответственностью " Мега... " на основании разрешения на строительство N... от 21 декабря 2006 года, сроком действия до 21 декабря 2007 года, из содержания которого следует, что объектом строительства является "холодный склад в микрорайоне "адрес".
При этом земельный участок, на котором расположен незавершенный строительством объект, предоставлен обществу с ограниченной ответственностью "МегаСтройИнвест" на основании договора аренды от 1 сентября 2005 года сроком действия до 1 марта 2007 года.
Пунктом 1.1.5 договора аренды предусмотрено разрешенное пользование земельного участка для строительства торгового комплекса с паркингом.
Дополнительным соглашением к вышеуказанному договору аренды от 31 октября 2006 года пункт 1.1.5 договора аренды изложен в следующей редакции "разрешенное использование: строительство промышленных объектов (холодные склады)".
Постановлением Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района от 26 декабря 2007 года N... утвержден проект планировки мирокрайона " "данные изъяты"".
Согласно указанному проекту, испрашиваемый административным истцом земельный участок находится в зоне застройки многоэтажными жилыми домами.
Из заключения исполняющего обязанности начальника Управления архитектуры и градостроительства Альметьевского муниципального района от 19 декабря 2016 года N... следует, что по градостроительному зонированию Правил землепользования и застройки муниципального образования "город Альметьевск", утвержденных решением Совета Альметьевского муниципального района Республики Татарстана N... от 25 декабря 2009 года, спорный земельный участок расположен в зоне застройки многоэтажными жилыми домами, выделенной для формирования жилых районов с размещением многоквартирных домов повышенной этажности.
При этом разрешенным видом использования данного земельного участка не предусмотрено размещение объектов производственной деятельности, к которым относится "склад".
B соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 N540, такой вид разрешенного использования, как "Склады", предполагает размещение на земельном участке сооружений, имеющих назначение по временному хранению, распределению и перевалке грузов, не являющихся частями производственных комплексов, на которых был создан груз, промышленные базы, склады, погрузочные терминалы и доки, нефтехранилища и нефтеналивные станции, газовые хранилища и обслуживающие их станции, элеваторы и продовольственные склады, за исключением железнодорожных перевалочных складов.
Данный вид разрешенного использования входит в раздел 6 "Производственная деятельность", что подразумевает размещение объектов капитального строительства в целях добычи недр, их переработки, изготовления вещей промышленным способом и, как указано выше, проектом планировки микрорайона " "данные изъяты"" не предусмотрено.
Согласно пунктам 1-2, статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; проектная документация лесных участков; утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 3 указанной статьи исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами.
В силу положений подпункта 7 пункта 1 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации в заявлении о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в том числе указывается цель использования земельного участка.
Согласно пункту 14 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка.
Поскольку заявленная административным истцом цель использования спорного земельного участка не соответствовала виду его разрешенного использования, административным ответчиками обоснованно сделан вывод о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка и предоставления его в аренду Халиуллину А.Р.
Ранее земельный участок, на котором находится объект незавершенного строительства, уже предоставлялся его собственникам в аренду для строительства холодного склада до 21 декабря 2007 года. Между тем, указанное строительство в установленные в договоре аренды и разрешения завершено не было.
С 26 декабря 2007 года, в связи с утверждением проекта планировки мирокрайона "Яшлек", на спорном земельном участке строительство объектов промышленности деятельности, к которым относится "холодный склад", не предусмотрено, что исключает право административного истца требовать предоставления спорного земельного участка в аренду для указанных в административном иске целей.
Доводы о неправильном применении судом норм материального права представляют собой общее суждение, оснований для отмены решения суда не содержат. Решение постановлено на основе имеющихся и исследованных по делу доказательствах, что отражено в его мотивировочной части, в пределах заявленных требований. Нарушения процессуальных принципов, в том числе и правил о состязательности, из материалов дела не усматривается.
Иные доводы апеллянта фактически повторяют его позицию, изложенную при рассмотрении дела судом первой инстанции, которым была дана надлежащая правовая оценка. Иных доводов апелляционная жалоба не содержит.
Судом первой инстанции были правильно определены юридически значимые обстоятельства, применен закон, подлежащий применению, надлежаще исследованы и оценены представленные доказательства и постановлено решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований процессуального законодательства.
Руководствуясь статьями 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Альметьевского городского суда от 27 июня 2017 года и дополнительное решение Альметьевского городского суда от 31 октября 2017 года по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Халиуллина Азата Робертовича - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.