Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Горшунова Д.Н,
судей Гафиятуллина Ш.Ш, Фахрутдинова И.И.
при секретаре судебного заседания Чуешовой Т.С,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Фахрутдинова И.И. административное дело по апелляционной жалобе Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан на решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 3 ноября 2017 года, которым удовлетворено административное исковое заявление Файзрахмановой Ю.И. к Исполнительному комитету Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан об оспаривании отказа в согласовании проведения этно-фольк фестиваля " "данные изъяты"".
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Файзрахманова Ю.И. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Исполнительному комитету Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан о признании незаконным отказа в согласовании проведения этно-фолк фестиваля " "данные изъяты"", об обязании устранить допущенное нарушение законодательства.
В обоснование заявленных требований административный истец указала, что в мае 2017 года она обратилась в Исполнительный комитет Октябрьского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан с просьбой оказания технического и информационного содействия в проведении этно-фолк фестиваля " "данные изъяты"", на что 16 мая 2017 года получила положительный ответ.
6 июня 2017 года административный истец обратилась с аналогичным требованием к Исполнительному комитету Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, однако административный ответчик письмом от 8 июня 2017 года N... отказал в согласовании фестиваля и выдвинул заведомо неисполнимые требования к организатору массового мероприятия. Административный истец считает незаконным отказ в согласовании проведения фестиваля.
По мнению Файзрахмановой Ю.И, своими действиями административный ответчик нарушил право административного истца, регламентированное статьями 31, 44 Конституции Российской Федерации, в части права собираться мирно и без оружия, а также право и гарантии свободы культуры и творчества. Как указывает административный истец, исходя из смысла статьи 8 "Основ законодательства Российской Федерации о культуре", культурная деятельность в Российской Федерации является неотъемлемым правом каждого гражданина, независимо от национального и социального происхождения, языка, пола, политических, религиозных и иных убеждений, места жительства, имущественного положения, образования, профессии или других обстоятельств.
На этом основании Файзрахманова Ю.И. просит признать незаконным отказ административного ответчика в согласовании проведения этно-фолк фестиваля " "данные изъяты"".
Административный истец и его представитель в судебном заседании административный иск поддержали, отказавшись от требования о возложении на административного ответчика обязанности устранить допущенные нарушения закона.
Представитель Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан в судебном заседании административный иск не признала, просила в его удовлетворении отказать, в том числе в связи с пропуском административным истцом срока на обращение в суд.
Представитель Октябрьского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан решение по заявленным административным истцом требованиям оставил на усмотрение суда.
Суд принял решение об удовлетворении административного иска Файзрахмановой Ю.И.
С решением суда не согласился Исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, в апелляционной жалобе ставится вопрос о его отмене по доводам, изложенным представителем при рассмотрении административного иска судом первой инстанции. По мнению апеллянта, суд дал неправильную оценку обстоятельствам дела, сделал ошибочные выводы и принял по делу незаконное решение.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены.
Судебная коллегия приходит к следующему.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Кодексом.
Частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно пунктам 1 и 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Из материалов административного дела следует, что 6 июня 2017 года административный истец Файзрахманова Ю.И, являясь координатором этно-фолк фестиваля " "данные изъяты"", обратилась в Исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан с заявлением о содействии проведению фестиваля в период с 10 по 11 июня 2017 года.
7 июня 2017 года руководителем Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан Сахибуллиным А.Х. административному истцу направлено письмо N.., в котором, в целях соблюдения норм действующего федерального, республиканского законодательства и нормативно-правовых актов муниципального уровня, а также для обеспечения мер безопасности жизни и сохранения здоровья участников этно-фолк фестиваля " "данные изъяты"", Файзрахмановой Ю.И. предлагалось предоставить документы для согласования проведения публичного мероприятия.
8 и 9 июня 2017 года руководителем Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан Сахибуллиным А.Х. административному истцу направлены письма N... и.., из которых следует, что Файзрахмановой Ю.И. отказано в согласовании проведения этно-фолк фестиваля " "данные изъяты"", в связи с неисполнением требований, указанных в письме от 7 июня 2017 года.
Удовлетворяя заявленные требования Файзрахмановой Ю.И. об оспаривании отказа административного ответчика в согласовании проведения этно-фолк фестиваля " "данные изъяты"", суд первой инстанции, рассмотрев требования по существу, пришел к выводу о необоснованном возложении административным ответчиком на административного истца заведомо неисполнимых требований для согласования проведения культурного мероприятия.
Между тем, судебная коллегия усматривает, что судом первой инстанции при рассмотрении дела допущено нарушение норм процессуального права, повлекшее принятие необоснованного решения.
Так, организация массовых публичных мероприятий на территории Российской Федерации регулируется Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, положениями федеральных законов и правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принятыми ими в пределах своих полномочий.
Основным законом, обеспечивающим реализацию установленного Конституцией Российской Федерации права граждан Российской Федерации проводить массовые публичные мероприятия, является Федеральный закон от 19 июня 2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".
Порядок проведения публичных мероприятий в Республике Татарстан также регламентируется законом Республики Татарстан от 25 декабря 2012 года N 91-ЗРТ "Об обеспечении условий реализации прав граждан на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований в Республике Татарстан".
Согласно пункту 1 статье 2 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" публичным мероприятием является открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями.
По смыслу указанной нормы закона, культурно-массовые мероприятия также являются публичными мероприятиями, и порядок их проведения на территории Республики Татарстана регламентируется Федеральным законом "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" и положениями закона Республики Татарстан "Об обеспечении условий реализации прав граждан на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований в Республике Татарстан". Иного правового регулирования согласования для массовых мероприятий культурного и иного характера либо нормативных исключений в этой связи действующее законодательство не предусматривает.
На этом основании вывод суда первой инстанции о том, что заявленное административным истцом этно-фолк фестиваль "Своя Земля" не является публичным мероприятием, является ошибочным.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, нарушающие право граждан на проведение публичного мероприятия, могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно части 4 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с согласованием места и времени проведения публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования), а также с вынесенным этими органами предупреждением в отношении целей такого публичного мероприятия и формы его проведения, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Как указано в части 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Пунктом 2 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, соблюдены ли сроки обращения в суд.
Частью 11 названной статьи закреплено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно руководящим разъяснениям, изложенным в пункте 33 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 июня 2008 N 11 "О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству", в случае установления факта пропуска без уважительных причин срока исковой давности или срока обращения в суд судья принимает решение об отказе в иске без исследования иных фактических обстоятельств по делу.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении N 452-О-О от 19 июня 2007 года, истечение срока, в пределах которого предоставляется судебная защита лицу, право которого нарушено, является самостоятельным основанием для отказа в иске, исследование иных обстоятельств дела не может повлиять на характер вынесенного судебного решения.
Из материалов административного дела следует, что с административным исковым заявлением об оспаривании отказа административного ответчика в согласовании проведения культурного публичного мероприятия, выраженного в письмах от 8 и 9 июня 2017 года, Файзрахманова Ю.И. обратилась в суд первой инстанции только 11 сентября 2017 года, то есть со значительным пропуском десятидневного срока на обращение в суд, предусмотренного административным процессуальным законодательством для дел данной категории.
Вопрос о восстановлении пропущенного срока в исковом заявлении не ставится, уважительных причин в обоснование не приводится.
Пропуск срока на обжалование является самостоятельным и достаточным основанием для отказа в удовлетворении административного искового заявления с учетом непредоставления сведений о наличии доказательств, объективно исключающих возможность обращения в суд в установленные сроки.
На основании изложенного, поскольку имел место факт пропуска срока на обжалование, судебная коллегия, исходя из положений частей 4, 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных Файзрахмановой Ю.И. административных исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 177, 309, пунктами 1 и 4 части 2 статьи 310, статьей 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 3 ноября 2017 года по данному административному делу отменить, принять по делу новое решение.
В удовлетворении административного искового заявления Файзрахмановой Ю.И. к Исполнительному комитету Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан об оспаривании отказа в согласовании проведения этно-фольк фестиваля " "данные изъяты"" - отказать.
Апелляционную жалобу Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан - удовлетворить.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.