Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Горшунова Д.Н,
судей Гафиятуллина Ш.Ш, Маликова Р.А,
при секретаре судебного заседания Акбашевой А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Горшунова Д.Н. административное дело по апелляционной жалобе Юровой Татьяны Алексеевны на решение Ново-Савиновского районного суда города Казани от 3 ноября 2017 года, которым постановлено:
"в удовлетворении административных исковых требований Юровой Татьяны Алексеевны к отделу социальной защиты Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ в Авиастроительном районе г.Казани и Министерству труда, занятости и социальной защиты РТ об оспаривании решения об отказе в принятии документов, поданных для присвоения ей звания "Ветеран труда", отказать".
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя Юровой Т.А. - Юрова Р.В. в ее поддержку, представителя Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан - Штанько Ю.С, возражавшую ее удовлетворению, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Юрова Т.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения об отказе в принятии отделом социальной защиты Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в Авиастроительном районе города Казани документов, поданных для присвоения ей звания "Ветеран труда".
В обоснование заявленных требований указано, что 22 мая 2017 года Юрова Т.А. обратилась в отдел социальной защиты Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в Авиастроительном районе города Казани с заявлением о присвоении ей звания "Ветеран труда". К заявлению были приложены, в том числе, следующие документы:
почетная грамота от имени руководства Ленского объединенного речного пароходства и Президиума Ленского баскомфлота от октября 1986 года;
почетная грамота от имени руководства ОАО "Азимут" от 24 ноября 2005 года;
благодарственное письмо от ноября 1987 года;
приказ о поощрении N 184 от 21 ноября 2005 года.
В настоящее время Юрова Т.А. находится на пенсии.
В приеме документов для присвоения звания "Ветеран труда" Юровой Т.А. было отказано, о чем вынесено решение от 24 мая 2017 года N 27 за подписью и.о. начальника отдела социальной защиты в Авиастроительном районе города Казани Гришановой Н.И. Отказ мотивирован тем, что представленные награды не являются ведомственными знаками отличия в труде и, соответственно, не могут быть приняты в качестве основания для присвоения звания "Ветеран труда".
С таким решением Юрова Т.А. не согласилась, считает, что вышеуказанные награды носят ведомственный характер, в связи с чем просит отменить указанное решение об отказе в приеме документов на присвоение звания "Ветеран труда" и возложить обязанность на административного ответчика принять, зарегистрировать и направить представленные ей документы на присвоение звания "Ветеран труда" вместе с письмом-ходатайством о присвоении звания "Ветеран труда" в Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в установленном законом порядке.
В судебном заседании представитель Юровой Т.А. заявленные требования поддержал.
Представитель Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан с административным иском не согласилась.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены.
Суд принял решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
С решением суда не согласилась Юрова Т.А, в апелляционной жалобе ставит вопрос о его отмене. При этом указываются те же основания, что и в первоначально поданном административном исковом заявлении, а также приводится суждение о том, что суд необоснованно уклонился от дачи оценки характеру наград Юровой Т.А, что имеет значение для настоящего дела.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Юровой Т.А. апелляционную жалобу поддержал.
Представителя Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан просила решение суда оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, извещены.
Судебная коллегия приходит к следующему.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Кодексом.
Частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно применимому к рассматриваемым правоотношениям пункту 2 части 2 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" Ветеранами труда являются лица, награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Пунктом 4 статьи 7 вышеуказанного закона определено, что порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Частью 2 статьи 1 Закона Республики Татарстан от 30 июня 2011 года N 33-ЗРТ "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" под ведомственными знаками отличия, дающими право на присвоение звания "Ветеран труда", в настоящем Законе понимаются ведомственные награды за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики), учрежденные федеральными органами исполнительной власти, иными федеральными государственными органами, государственными корпорациями, и награждение которыми осуществлялось в порядке, установленном указанными органами и организациями.
В соответствии со статьей 2 Закона Республики Татарстан "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" лица, претендующие на присвоение звания "Ветеран труда", представляют в территориальный орган социальной защиты по месту постоянного жительства следующие документы: 1) заявление о присвоении звания "Ветеран труда" по форме, утвержденной органом исполнительной власти Республики Татарстан, уполномоченным в области социальной защиты; 2) копию паспорта или иного документа, удостоверяющего личность гражданина; 3) фотографию размером 3 x 4 см; 4) копии документов, указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи.
Лица, указанные в пункте 1 части 1 статьи 1 настоящего Закона, представляют копии документов, подтверждающих: 1) награждение орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение почетными грамотами Президента Российской Федерации или объявление благодарности Президента Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия, дающими право на присвоение звания "Ветеран труда"; 2) наличие трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
Лица, указанные в пункте 2 части 1 статьи 1 настоящего Закона, представляют копии документов, подтверждающих: 1) начало трудовой деятельности в несовершеннолетнем возрасте в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года; 2) наличие трудового (страхового) стажа не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Согласно статье 3 Закона Республики Татарстан "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" территориальный орган социальной защиты по месту постоянного жительства заявителя в течение пяти рабочих дней со дня поступления заявления о присвоении звания "Ветеран труда" с прилагаемыми документами, указанными в части 1 статьи 2 настоящего Закона: 1) осуществляет проверку представленных документов, необходимых для присвоения звания "Ветеран труда"; 2) регистрирует принятые документы в ведомости учета лиц, претендующих на присвоение звания "Ветеран труда", форма которой утверждается органом исполнительной власти Республики Татарстан, уполномоченным в области социальной защиты; 3) направляет в орган исполнительной власти Республики Татарстан, уполномоченный в области социальной защиты, письмо-ходатайство о присвоении звания "Ветеран труда" с копией утвержденной руководителем территориального органа социальной защиты ведомости учета лиц, претендующих на это звание; 4) отказывает в приеме документов.
Причинами отказа в приеме документов для присвоения звания "Ветеран труда" являются: 1) отсутствие документов, подтверждающих основания для присвоения звания "Ветеран труда", перечисленные в пунктах 1, 2 статьи 1 настоящего Закона;2) представление заявителем документов, оформленных с нарушением требований, установленных настоящим Законом; 3) недостоверность представленных документов.
Согласно пункту 2.5 Административного регламента, утвержденного Приказом Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан от 18 декабря 2012 года N 995 установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с законодательными или иными нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги, а также услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных услуг, подлежащих представлению заявителем, способы их получения заявителем, в том числе, в электронной форме, порядок их предоставления.
В данном пункте указано, что для присвоения звания "Ветеран труда" и выдачи удостоверения "Ветеран труда" прилагаются, в том числе, копии документов, подтверждающих награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение почетными грамотами Президента Российской Федерации или объявление благодарности Президента Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде, дающими право на присвоение звания "Ветеран труда".
В пункте 2.8 Административного регламента указан исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, в пункте 3 которого установлено, что отсутствие документов, подтверждающих основания для присвоения звания "Ветеран труда".
Из материалов административного дела следует, что 24 мая 2017 года отделом социальной защиты Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в Авиастроительном районе города Казани было вынесено решение N 27 об отказе в приеме у Юровой Т.А. документов на присвоение звания "Ветеран труда". Решение мотивировано тем, что ею не были представлены ведомственные знаки отличия в труде, что является необходимым условием присвоения такого звания.
Заявляя вышеуказанные требования, Юрова Т.А. считала, что представленные ею почетные грамоты носят характер ведомственных наград, приравненных к знакам отличия в труде. Как пояснил представитель Юровой Т.А, в связи с тем, что Ленское объединенное речное пароходство и Президиум Ленского баскомфлота в период награждения в 1986 году находились в ведомственном подчинении Министерства речного транспорта РСФСР (или, как указано в административном исковом заявлении - СССР), то и почетную грамоту организации следует считать ведомственной наградой.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что Юровой Т.А. был представлен не полный требуемый пакет документов.
Отклоняя довод Юровой Т.А. о принадлежности почетной грамоты от имени руководства Ленского объединенного речного пароходства и Президиума Ленского баскомфлота от октября 1986 года к ведомственным знакам отличия в труде, суд указал, что по данному делу подлежат оценке только законность действий административного ответчика по приему документов, а вопрос о принадлежности почетной грамоты к ведомственным знакам отличия в труде подлежит рассмотрению в порядке искового производства. Кроме того, суд указал, что оспариваемое решение принято в соответствии с процедурой, установленной вышеприведенными Законом Республики Татарстан и Административным регламентом.
Судебная коллегия соглашается с тем, что оснований для удовлетворения заявленных Юровой Т.А. требований не имеется.
В то же время судебная коллегия не усматривает причин соглашаться с позицией относительно оценки представленных Юровой Т.А. почетных грамот в качестве ведомственных наград. Награждение осуществлено не от соответствующего ведомства, а от имени организаций. В деле не имеется сведений о приравнивании Ленского объединенного речного пароходства и Президиума Ленского баскомфлота к ведомствам, наделенным соответствующими полномочиями от имени государства осуществлять определенные публичные функции. Представленные иные данные о награждении Юровой Т.А, в том числе в виде записей в трудовой книжке, также не подтверждают, что она была награждена какими-либо ведомственными наградами и знаками отличия. В этой связи оснований для принятия документов в соответствии с вышеприведенными положениями Закона Республики Татарстан и Административного регламента у административного ответчика не имелось. Довод апелляционной жалобы сводится к суждению общего характера о ранее имевшем место ведомственном подчинении организаций, однако само по себе это не означает, что соответствующие виды наград организаций приравниваются к ведомственным знакам отличия. На основании изложенного, данный довод подлежит отклонению.
Прочие доводы апелляционной жалобы воспроизводят положения первоначально поданного административного искового заявления, им дана полная оценка судом первой инстанции, оснований к пересмотру выводов суда судебная коллегия не усматривает.
Исходя из изложенного, судебная коллегия считает обжалуемое решение законным и обоснованным, а апелляционную жалобу -подлежащей отклонению.
Руководствуясь статьями 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ново-Савиновского районного суда города Казани от 3 ноября 2017 года по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Юровой Татьяны Алексеевны - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.