Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Провалинской Т.Б,
судей Славской Л.А, Сидоренко Е.А.
при секретаре Чопоровой А.В.
заслушала в открытом судебном заседании по докладу Провалинской Т.Б.
дело по иску Баранцевича Сергея Ивановича к администрации г.Сосновоборска о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства однократно и бесплатно,
по апелляционной жалобе Баранцевича С.И.
на решение Сосновоборского городского суда от 01 ноября 2017,
которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Баранцевич Сергея Ивановича к администрации г. Сосновоборска о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, однократно и бесплатно, отказать".
Заслушав докладчика, Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Баранцевич С.И. обратился в суд с иском к администрации г.Сосновоборска о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства однократно и бесплатно.
Требования мотивировал тем, что он и его супруга Баранцевич Н.В. являются родителями трех несовершеннолетних детей и постоянно проживают в г. Сосновоборске. Истец обратился в администрацию г.Сосновоборска с письменным заявлением о предоставлении им бесплатно в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства, в чем письмом от 24.08.2012 ему было отказано в связи с отсутствием свободных земельных участков. Данный отказ считает незаконным.
Просил признать право на предоставление в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства однократно и бесплатно, площадью не менее 0,10 га, обязать администрацию г.Сосновоборска в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу утвердить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории г. Сосновоборска для выполнения в отношении земельного участка кадастровых работ и в месячный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принять решение о предоставлении сформированного в установленном законом порядке земельного участка для индивидуального жилищного строительства, расположенного на территории г. Сосновоборска, площадью не менее 0,10 га.
Судом постановлено решение вышеприведенного содержания.
В апелляционной жалобе Баранцевич С.И. просит решение суда отменить, исковые требования удовлетворить. Указывает, что администрация г. Сосновоборска не предприняла разумных и достаточных мер для обеспечения граждан земельными участками, тем самым нарушила права Баранцевича С.И. Отсутствие финансирования на проведение межевания не относится к объективным причинам невозможности предоставления земельных участков.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд апелляционной инстанции не явились, о причинах своего отсутствия суд не уведомили, в силу положений ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, Судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, решение суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Согласно ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 39.1 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование.
В силу подпункта 6 ст. 39.5 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.
Согласно п. 2 ст. 14 Закона Красноярского края от 04.12.2008 N 7-2542 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае" многодетные граждане, имеющие место жительства на территории Красноярского края, имеют право на однократное бесплатное получение без торгов в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для одной из следующих целей по своему выбору: ведение садоводства, огородничества, дачного строительства, животноводства (за исключением территории Красноярской агломерации), индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства.
В соответствии с п. п. 1, 2, 3 ст. 29.2 указанного Закона Красноярского края при поступлении от многодетных граждан заявлений о предоставлении земельных участков в собственность бесплатно с приложением указанных в п. 3 ст. 29.1 данного Закона документов, подтверждающих право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, уполномоченный на распоряжение соответствующими земельными участками, формирует очередь на предоставление земельного участка.
Исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, указанным в п. 1 ст. 29.1 данного Закона, в течение 15 дней со дня поступления заявления заявителю направляется уведомление о дате и времени постановки на очередь, соответствующей дате и времени поступления заявления, или отказ в постановке на очередь, либо уведомление о направлении заявления в иной орган в случае, установленном в п. 1 ст. 29.7 данного Закона.
Очередь многодетных граждан формируется путем их включения в Книгу учета многодетных граждан на получение земельного участка, которая ведется в исполнительном органе государственной власти или органе местного самоуправления, указанном в п. 1 данной статьи, по форме, установленной Правительством края.
Как следует из материалов дела, Баранцевич С.И. и Баранцевич Н.В. являются родителями детей: ФИО1, "дата" г.р, ФИО2, "дата" г.р. и ФИО3, "дата" г.р, что подтверждается свидетельствами о рождении.
Многодетная семья Баранцевич состоит на регистрационном учете и проживает по адресу: "адрес", что подтверждается выпиской из домовой книги от 15.08.2017.
31.10.2013 Баранцевич С.И. обратился в администрацию г.Сосновоборска с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно, как многодетной семье, имеющей трех детей, земельного участка из земель населенных пунктов, расположенного на территории г. Сосновоборска, для индивидуального жилищного строительства.
В соответствии с уведомлением администрации г. Сосновоборска от 08.11.2013, адресованным Баранцевич С.И, информация о наличии земельных участков, которые возможно предоставить в собственность многодетным гражданам, размещена на едином краевом портале "Красноярский край" в сети Интернет (http://www.krskstate.ru раздел Социальная политика/Бесплатное предоставление земельных участков многодетным семьям/Реестр земельных участков, которые возможно предоставлять многодетным семьям в границах муниципальных образований).
Истцу было также разъяснено, что все земельные участки, которые были сформированы и поставлены на государственный кадастровый учет с целью предоставления многодетным гражданам для индивидуального жилищного строительства в г. Сосновоборске, уже предоставлены многодетным гражданам, которые состояли на учете, возможности предоставления земельного участка заявителю бесплатно в собственность у администрации города отсутствует.
В 2013 году Баранцевич С.И. поставлен на учет как многодетный гражданин, нуждающийся в предоставлении земельного участка под индивидуальное жилищное строительство на территории г. Сосновоборска, номер в очереди - 110.
Как установлено судом, ввиду того, что в настоящее время свободные земельные участки, которые могут быть предоставлены многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства, отсутствуют, истец все также остается в очереди на получения земельного участка под номером 110.
Согласно ответу администрации г. Сосновоборска от 27.10.2017 N на сегодняшний день на территории муниципального образования г.Сосновоборск в очереди на предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства состоит 436 многодетных граждан.
С целью обеспечения земельными участками многодетных граждан в 2012 году администрацией г. Сосновоборска были выполнены мероприятия по внесению в Генеральный план города и Правила землепользования и застройки в части изменения территориального зонирования, а именно было предусмотрено два дополнительных микрорайона жилой коттеджной застройки - XXX и XXXI микрорайоны. В рамках ДЦП "О территориальном планировании, градостроительном зонировании и документации по планировке территории Красноярского края" на 2012 - 2014 годы" в целях бесплатного предоставления земельных участков многодетным гражданам в 2012 году было предусмотрено финансирование за счет краевого и местного бюджетов на выполнение работ по изготовлению проектов перепланировки, проектов межевания, а также выполнение кадастровых работ, необходимых для постановки земельных участков в XXX и XXXI микрорайонах города на государственный кадастровый учет.
Данная работа была окончена в декабре 2012 года. В результате было сформировано 184 земельных участка в XXX и XXXI микрорайонах города, которые по состоянию на 01.06.2013 предоставлены многодетным гражданам, в том числе жителям города Сосновоборска 122 земельных участка. Также было предоставлено 17 земельных участков в XII микрорайоне г. Сосновоборска.
В связи с ограниченностью территории городского округа и отсутствием свободных земельных участков в 2014 году администрацией города проведены мероприятия по внесению изменений в Генеральный план горда и Правила землепользования и застройки города Сосновоборска в части изменения территориальных зон, в результате которых образован XII микрорайон жилой коттеджной застройки.
После проведения работ по внесению проекта планировки и межевания в данном микрорайоне планируется выделение приблизительно 70 земельных участков для индивидуального жилищного строительства.
Данный вид работ является дорогостоящим, в связи с чем администрацией г. Сосновоборска ежегодно подаются заявки на выделение субсидий в качестве со финансирования данных работ за счет средств краевого бюджета, но положительного ответа пока не последовало.
Согласно пояснениям представителя Баранцевича С.И. - Зыряновой Т.В. в суде первой инстанции Баранцевич С.И. признан банкротом, земельный участок необходим ему для продажи (л.д.51 оборот).
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, дав надлежащую оценку представленным сторонами доказательствам, правильно применив нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, пришел к обоснованному выводу об отказе в их удовлетворении.
При этом суд обоснованно исходил из того, что ответчик, выполнив предусмотренную законом процедуру постановки истца на очередь, признал за ним право на предоставление в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства однократно и бесплатно, данное право истца и членов его семьи никем не оспаривается. Предоставление земельных участков осуществляется в той хронологической последовательности, в какой поступили заявления, при этом в настоящее время не обеспечены земельными участками многодетные семьи, обратившиеся с заявлениями ранее, чем истец.
Любое обязательство государства по бесплатному предоставлению земельных участков, в том числе для индивидуального жилищного строительства, должно быть обеспечено необходимыми земельными ресурсами в соответствующем объеме и реализуемо на практике. Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в определении от 21.02.2008 N 121-О-О, отсутствие возможности формирования земельного участка, в том числе для индивидуального жилищного строительства, в границах городского поселения может быть обусловлено особенностями развития данного поселения с учетом градостроительных, экологических и иных норм, что само по себе не может рассматриваться как нарушение конституционных прав граждан.
Выводы суда в решении подробно мотивированы, полностью соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела.
При таких обстоятельствах Судебная коллегия считает необходимым согласиться с решением суда первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются Судебной коллегий по следующим основаниям.
Для реализации права на получение в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства должен быть соблюден порядок формирования этого участка и постановки его на государственный кадастровый учет, что предполагает необходимость предварительного проведения уполномоченными органами ряда связанных с этим мероприятий.
Отсутствие возможности формирования земельного участка в том числе для индивидуального жилищного строительства в границах того или иного муниципального образования может быть обусловлено особенностями развития поселения, что само по себе не может рассматриваться как нарушение конституционных прав и свобод граждан.
Доказательств наличия свободных земельных участков, выделенных под индивидуальное жилищное строительство для многодетных семей, а также свидетельствующих, о нарушении установленной очередности их предоставления, ущемляющем права и законные интересы истца, стороной истца не представлено.
Требование о возложении на ответчика обязанности предоставить в собственность земельный участок без соблюдения утвержденного органом местного самоуправления порядка предоставления земель льготным категориям граждан, не основано на законе и в случае удовлетворения повлечет нарушение прав и законных интересов других лиц, которые приняты на учет и стоят в очереди на получение в собственность земельного участка, что является недопустимым.
Кроме того, законом истцу не предоставлено каких-либо преимуществ в реализации льгот перед другими гражданами этой же категории, состоящими на учете, имеющих право на получение бесплатно в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения в апелляционном порядке, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сосновоборского городского суда от 01 ноября 2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Баранцевича С.И. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.