Дата вступления в законную силу - 21 февраля 2018 г.
Судья Верховного Суда Республики Крым Тимошенко Е.Г., рассмотрев жалобу Бобкова Никиты Сергеевича на постановление судьи Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 07 декабря 2017 года N 5-559/2017, которым
Бобков Никита Сергеевич, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированный и проживающий по адресу: "адрес",
привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) к административному наказанию в виде штрафа в размере 30 000 рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок один год шесть месяцев,
установил:
постановлением Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 07 декабря 2017 года N 5-559/2017 Бобков Никита Сергеевич привлечен к административной ответственности за то, что он 23 октября 2017 года в 14 час. 40 мин. на автодороге восточный обход г. Симферополя 6 км + 200 м, управлял транспортным средством - грузовым рефрижератором 3010 GA, государственный регистрационный знак N, в состоянии опьянения, чем нарушил п. 2.7 ПДД РФ и совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 12.8 КоАП Российской Федерации.
В жалобе Бобков Н.С. просит постановление Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 07 декабря 2017 года N 5-559/2017 отменить.
Свои требования мотивирует тем, что судебное постановление является незаконным. Поскольку фактически административное расследование по данному делу не проводилось, оно должно было быть передано и рассмотрено мировым судьей по месту жительства Бобкова Н.С. в "адрес".
Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела, считаю, что имеются основания для удовлетворения жалобы, исходя из следующего.
Согласно п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов.
Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Частью 1 статьи 12.8 КоАП Российской Федерации предусмотрена административная ответственность за управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения. Наличие состава данного правонарушения определяется установлением факта опьянения водителя, управлявшего транспортным средством.
При этом, с силу ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Частью 1 статьи 29.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. Дело об административном правонарушении, по которому было проведено административное расследование, рассматривается по месту нахождения органа, проводившего административное расследование (часть 2 названной нормы).
Как усматривается из материалов дела, определением от 23 октября 2017 года инспектора ДПС ГИБДД по ОББПАСН МВД по РК было возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ в отношении Бобкова Н.С. и назначено проведение административного расследования (л.д. 3).
В силу п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" вопрос о проведении административного расследования решается при возбуждении дела об административном правонарушении лицами, указанными в части 2 статьи 28.7 КоАП РФ. Административное расследование вправе проводить должностные лица, перечисленные в части 4 статьи 28.7 КоАП РФ, а также прокурор (пункт 2 статьи 1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации").
Административное расследование представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий указанных выше лиц, направленных на выяснение всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление. Проведение административного расследования должно состоять из реальных действий, направленных на получение необходимых сведений, в том числе путем проведения экспертизы, установления потерпевших, свидетелей, допроса лиц, проживающих в другой местности.
Изучение материалов дела об административном правонарушении свидетельствует о том, что после вынесения 23 октября 2017 года должностным лицом определения о возбуждении в отношении Бобкова Н.С. дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, фактически административное расследование не проводилось.
В соответствии с частью 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
В силу части 1 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 12.8 данного Кодекса, рассматривают судьи.
Исходя из положений статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, дела об административных правонарушениях, перечисленных в частях 1 и 2 данной статьи за исключением категорий дел, отнесенных к компетенции судей районных, военных и арбитражных судов, указанных в абзацах первом - пятом части 3 этой статьи, рассматриваются мировыми судьями.
Согласно правовой позиции, выраженной в подпункте "г" пункта 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", по общему правилу дела об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, подведомственные судьям судов общей юрисдикции, рассматривают мировые судьи.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится определение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что рассмотрение дела не относится к компетенции рассмотревших его судьи, органа, должностного лица.
Таким образом, поскольку по делу об административном правонарушении в отношении Бобкова Н.С. фактически административное расследование не проводилось, в соответствии с требованиями приведенных выше норм настоящее дело подлежало передаче на рассмотрение мировому судье.
Таким образом, судья Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым не вправе был рассматривать указанное дело, а должна была при подготовке дела к рассмотрению, в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ, вынести определение о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности мировому судье.
По общему правилу, предусмотренному частью 1 статьи 29.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту жительства последнего.
С учетом ходатайства Бобкова Н.С. о передаче дела в суд по месту его жительства ( "адрес"), рассмотрение данного дела относится к территориальной подсудности мирового судьи судебного участка N40 Карасунского внутригородского округа г. Краснодара
Согласно правовой позиции, изложенной в Определениях Конституционного Суда РФ от 03.07.2007 г. N 623-О-П и от 15.01.2009 г. N 144-О-П, решение, принятое с нарушением правил подсудности, не может быть признано правильным, поскольку оно, вопреки ч.1 ст. 47 и ч. 3 ст. 56 Конституции Российской Федерации, принимается судом, не уполномоченным в силу закона на рассмотрение данного дела, что является существенным (фундаментальным) нарушением, влияющим на исход дела и искажающим саму суть правосудия.
Разрешение дела с нарушением правил подсудности не отвечает и требованию справедливого правосудия, поскольку суд, не уполномоченный на рассмотрение того или иного конкретного дела, не является, по смыслу ч. 1 ст. 46 и ч. 1 ст. 47 Конституции Российской Федерации, законным судом, а принятые в результате такого рассмотрения судебные акты не обеспечивают гарантии прав и свобод в сфере правосудия.
При таких обстоятельствах, в ходе рассмотрения настоящего дела были допущены существенные нарушения процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть настоящее дело, в связи с чем постановление суда от 07 декабря 2017 года и определение от 07 декабря 2017 года об отказе в удовлетворении ходатайства о передаче дела по месту жительства, нельзя признать законными, обоснованными и мотивированными, дело подлежит направлению на рассмотрение мировому судье судебного участка N40 Карасунского внутригородского округа г. Краснодара на основании п. 5 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ.
Срок привлечения к административной ответственности по данному делу в соответствии со статьей 4.5 КоАП РФ в настоящее время не истек.
При новом рассмотрении дела суду необходимо устранить указанные нарушения и принять законное и обоснованное решение в соответствии с требованиями КоАП РФ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП Российской Федерации, Верховный Суд Республики Крым,
решил:
жалобу Бобкова Никиты Сергеевича на постановление судьи Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 07 декабря 2017 года N 5-559/2017 - удовлетворить.
Постановление Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 07 декабря 2017 года N 5-559/2017 в отношении Бобкова Никиты Сергеевича - отменить, дело направить на новое рассмотрение мировому судье судебного участка N40 Карасунского внутригородского округа г. Краснодара.
Решение может быть пересмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.12-30.19 КоАП РФ.
Судья подпись Тимошенко Е.Г.
Копия верна
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.