Судья Верховного Суда Республики Крым Тимошенко Е.Г., рассмотрев жалобу специалиста 2 категории отдела экологического надзора Ленинского района управления экологического надзора Керченского региона - государственного инспектора Республики Крым ФИО2 на решение Керченского городского суда Республики Крым от 28 сентября 2017 года N 12-231/2017,
установил:
постановлением специалиста 2 категории отдела экологического надзора Ленинского района управления экологического надзора Керченского региона - государственного инспектора Республики Крым ФИО2 от 24 августа 2017 года N005312-0214/08.2-20-013/2017 Общество с ограниченной ответственностью "Лама" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 35 000 рублей.
Решением судьи Керченского городского суда Республики Крым от 28 сентября 2017 года N 12-231/2017 постановление должностного лица от 24 августа 2017 года N005312-0214/08.2-20-013/2017 отменено, производство по делу прекращено на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.
Не согласившись с принятым решением, государственный инспектор Республики Крым ФИО2 подала жалобу, в которой просит решение суда отменить, постановление от 24 августа 2017 года N005312-0214/08.2-20-013/2017 - оставить без изменения.
Жалоба мотивирована тем, что суд первой инстанции необъективно и не всесторонне исследовал обстоятельства дела, вынес незаконное и необоснованное решение с нарушением норм материального и процессуального права, что является основанием для его отмены.
Изучив материалы дела, проверив изложенные в жалобе доводы, заслушав представителя ООО "Лама" - Панарат П.В, возражавшего против доводов жалобы, прихожу к следующим выводам.
Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии с ч.1 ст. 8.6 КоАП РФ самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В соответствии со статьей 47 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
Судья при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении должен выяснить, относится ли к его компетенции рассмотрение дела (статья 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
По общему правилу, предусмотренному частью 1 статьи 29.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано в районный суд по месту рассмотрения дела.
В пункте 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что при определении территориальной подсудности дел по жалобам на постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенные должностными лицами, необходимо исходить из территории, на которую распространяется юрисдикция должностных лиц, а не из места расположения органа, от имени которого должностным лицом составлен протокол или вынесено постановление по делу об административном правонарушении в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 28.6 и статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. То есть в таких ситуациях территориальная подсудность рассмотрения жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях должна определяться местом совершения правонарушения, а не местом нахождения соответствующего органа. Аналогичный порядок применяется при определении территориальной подсудности рассмотрения жалоб на решения вышестоящих должностных лиц, принятые по результатам рассмотрения жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенные в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 28.6 и статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из материалов дела усматривается, что обстоятельства, послужившие основанием для привлечения Общества с ограниченной ответственностью "Лама" к административной ответственности, по ч.1 ст.8.6 названного Кодекса, имели место по адресу: Республика Крым, Ленинский район, 2,5 км северо-западнее пгт. Багерово, где оно допустило самовольное снятие и перемещение плодородного слоя почвы.
Анализ объективной стороны вмененного ООО "Лама" административного правонарушения свидетельствует, что оно совершено в форме действия.
Указанный адрес места совершения административного правонарушения определенный должностным лицом, вынесшим оспариваемое постановление, относится к территориальной подсудности Ленинского районного суда Республики Крым.
Таким образом, дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Лама" было рассмотрено Керченским городским судом Республики Крым с нарушением правил подсудности.
Согласно правовой позиции, изложенной в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июля 2007 г. N 623-О-П и от 15 января 2009 г. N 144-О-П, решение, принятое с нарушением правил подсудности, не может быть признано правильным, поскольку оно вопреки части 1 статьи 47 и части 3 статьи 56 Конституции Российской Федерации принимается судом, не уполномоченным в силу закона на рассмотрение данного дела, что является существенным (фундаментальным) нарушением, влияющим на исход дела и искажающим саму суть правосудия.
Разрешение дела с нарушением правил подсудности не отвечает и требованию справедливого правосудия, поскольку суд, не уполномоченный на рассмотрение того или иного конкретного дела, не является, по смыслу части 1 статьи 46 и части 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации, законным судом, а принятые в результате такого рассмотрения судебные акты не обеспечивают гарантии прав и свобод в сфере правосудия.
При таких обстоятельствах, в ходе рассмотрения настоящего дела были допущены существенные нарушения процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть настоящее дело, в связи с чем решение Керченского городского суда Республики Крым от 28 сентября 2017 года N 12-231/2017 нельзя признать законным, обоснованным и мотивированным, оно подлежит отмене, а дело направлению на рассмотрение в Ленинский районный суд Республики Крым.
При этом апелляционный суд не проверяет доводы жалобы государственного инспектора Республики Крым ФИО2, поскольку они подлежат оценке при новом рассмотрении дела.
При новом рассмотрении дела суду необходимо устранить указанные нарушения и принять законное и обоснованное решение в соответствии с требованиями КоАП РФ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Верховный Суд Республики Крым,
решил:
жалобу специалиста 2 категории отдела экологического надзора Ленинского района управления экологического надзора Керченского региона - государственного инспектора Республики Крым ФИО2 на решение Керченского городского суда Республики Крым от 28 сентября 2017 года N 12-231/2017- удовлетворить частично.
Решение Керченского городского суда Республики Крым от 28 сентября 2017 года N 12-231/2017 в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Лама"- отменить, дело направить на новое рассмотрение в Ленинский районный суд Республики Крым.
Решение может быть пересмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.12-30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья подпись Е.Г. Тимошенко
Копия верна
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.