Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Лозового С.В,
судей Мотиной И.И, Чистяковой Т.И,
при секретаре судебного заседания Садыховой К.С,
с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Лозовягиной Л.Ю. и ее представителя - Шмытова А.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Лозового С.В.
гражданское дело по иску Умеровой Ленуры Кадыровны к Администрации Родниковского Сельского поселения Симферопольского района Республики Крым о признании права собственности в порядке наследования,
по апелляционной жалобе Лозовягиной Ленары Юнусовны на решение Симферопольского районного суда Республики Крым от 27 февраля 2017 года, которым постановлено:
"Исковое заявление Умеровой Ленуры Кадыровны к администрации Родниковского сельского поселения Симферопольского района, третье лицо Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, о признании права собственности в порядке наследования - удовлетворить частично.
Признать право Умеровой Ленуры Кадыровны на завершение оформления права на земельный участок площадью 979+/-11 кв. м, кадастровый N, расположенный по адресу: "адрес", после смерти ФИО11, умершей 01 февраля 2014 года, в соответствии с требованиями Постановления Совета Министров Республики Крым от 02 сентября 2014 года N 313 "Об утверждении порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым".
В остальной части иска отказать",
установила:
Умерова Л.К. 30.01.2017 обратилась в суд с иском к Администрация Родниковского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым, в котором просила признать за ней право собственности на земельный участок площадью 0,10 га с кадастровым N, расположенный по адресу: "адрес" в порядке наследования после смерти ФИО11, умершей 01 февраля 2014 года, и в силу приобретательной давности.
В обосновании заявленных требований истица указала, что с 1994 года земельным участком владел ее брат ФИО8, с 2000 года - ее мать ФИО11, а с 2008 года, в связи с болезнью матери, участок стала обрабатывать истица, поскольку осуществляла его вспашку, выращивала плодовоовощные культуры, проводила борьбу с сорняками и вредителями.
Также Умерова Л.К. указала, что при жизни ФИО11 на основании решения 16 сессии 6 созыва Родниковского сельского совета Симферопольского района Автономной Республике Крым от 17 мая 2013 г. ею было получено разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу и передаче бесплатно в собственность спорного земельного участка для строительства и обслуживания жилого дома. Указанным решением на ФИО11 была возложена обязанность предоставить проект землеустройства на рассмотрение и утверждение Родниковскому сельскому совету. 01.02.2014 ФИО11 умерла, не успев завершить процесс оформления документов. 30.12.2015 Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым был выдан кадастровый паспорт и земельному участку присвоен кадастровый N. Истец, как единственный наследник по закону, обратился к нотариусу с заявлением о принятии наследства, однако в выдаче свидетельства о праве на наследство было отказано в связи с отсутствием у наследодателя правоустанавливающих документов на спорный земельный участок.
В судебном заседании суда первой инстанции истец и его представитель заявленные требования поддержали и просили их удовлетворить по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика Администрация Родниковского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым и представитель третьего лица Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в судебное заседание не явились, о дне, месте и времени извещены надлежащим образом.
Судом постановлено приведенное выше решение.
Не согласившись с таким решением суда, Лозовягина Л.Ю. подала апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в иске.
В частности апеллянт ссылается на то, что обжалуемым решением суда затрагиваются его интересы, поскольку спорный земельный участок находится в его фактическом пользовании на основании соглашения N 87 от 11 августа 2016 года заключенного в связи с принятием решения 17 сессии 1 созыва Родниковского сельского совета от 09 ноября 2015 года N 2/15. При этом факт пользования земельного участка подтверждается уплатой арендной платы на расчетный счет Администрации.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 13.02.2018, занесенным в протокол судебного заседания, с учетом мнения участвующих в деле лиц, судебная коллегия, руководствуясь п. 4 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ и ч. 5 ст. 330 ГПК РФ, перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции, без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ, поскольку спор рассмотрен без участия арендатора земельного участка, права которого могут быть нарушены принятым решением. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, по основаниям ч. 1 ст. 43 ГПК РФ привлечена Лозовягина Л.Ю.
Выявленные судом апелляционной инстанции нарушения норм процессуального права являются безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции апеллянт и его представитель возражали против удовлетворения заявленных истцом требований.
Извещенные в соответствии с требованиями ст. 113 ГПК РФ о дате, времени и месте судебного заседания истец, представитель ответчика и представитель третьего лица, в суд не явились, что в силу норм ст. 167 ГПК РФ не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, заслушав пояснения участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Статьей 118 Земельного кодекса Украины, действовавшей на момент принятия решения 16 сессии 6 созыва Родниковского сельского совета Симферопольского района Автономной Республики Крым от 17 мая 2013 г, согласно которому ФИО11 получено разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу и передаче бесплатно в собственность спорного земельного участка, определен порядок бесплатной приватизации земельных участков гражданами.
Согласно положений данной статьи граждане, заинтересованные в получении бесплатно в собственность земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности для ведения фермерского хозяйства, ведения личного сельского хозяйства, ведения садоводства, строительства и обслуживании жилого дома, хозяйственных строений и сооружений (приусадебного участка), индивидуального дачного строительства, строительства индивидуальных гаражей в пределах норм бесплатной приватизации, подают ходатайства в соответствующий орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, который передает земельные участки государственной или коммунальной собственности в собственность в соответствии с полномочии, определенными статьей 122 этого Кодекса. В ходатайстве указываются целевое назначение земельного участка и ориентировочные размеры. К ходатайству прилагаются графические материалы, на которых указано желательное место расположение земельного участка, согласование землепользователя (в случае изъятия земельного участка, который находится в пользование иных лиц) и документы, которые подтверждают опыт работы в сельском хозяйстве или наличие образования, полученного в аграрном учебном заведении (в случае предоставлении земельного участка для ведения фермерского хозяйства). В случае если земельный участок государственной собственности расположен за пределами населенных пунктов и не входит в состав соответствующего района, заявление подается в Совет министров Автономной Республики Крым. Верховному Совету Автономной Республики Крым, Совету министров Автономной Республики Крым, органам исполнительной власти или органам местного самоуправления, которые передают земельные участки государственной или коммунальной собственности в собственность в соответствии с полномочиями, определенными статьей 122 этого Кодекса, запрещается требовать дополнительные материалы и документы, не предусмотренные этой статьей.
Соответствующий орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, который передает земельные участки государственной или коммунальной собственности в собственность в соответствии с полномочиями, определенными статьей 122 этого Кодекса, рассматривает ходатайство в месячный срок и дает разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка или дает мотивированный отказ в его предоставлении. Основанием для отказа в предоставлении такого разрешения может быть лишь несоответствие места расположения объекта требованиям законов, принятых в соответствии с ними нормативно-правовых актов, генеральных планов населенных пунктов и иной градостроительной документации, схем землеустройства и технико-экономических обоснований использования и охраны земель административно-территориальных единиц, проектов землеустройства относительно упорядочения территорий населенных пунктов, утвержденных в установленном законом порядке.
Проект землеустройства об отводе земельного участка разрабатывается гражданами субъектами хозяйствования, которые являются исполнителями работ по землеустройству в соответствии с законом, в сроки, которые определяются соглашением сторон.
Проект землеустройства по отводу земельного участка согласовывается в порядке, установленном статьей 186-1 этого Кодекса.
Соответствующий орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, который передает земельные участки государственной или коммунальной собственности в соответствии с полномочиями, определенными статьей 22 этого Кодекса, в двухнедельный срок со дня получения согласованного проекта землеустройства по отведению земельного участка (а в случае необходимости осуществления обязательной государственной экспертизы землеустроительной документации согласно с законом - после получения положительного заключения такой экспертизы) принимает решение об утверждении проекта землеустройства по отводу земельного участка и предоставлении его в собственность.
Отказ органа исполнительной власти или органа местного самоуправления в передаче земельного участка в собственность или оставление ходатайства без рассмотрения может быть обжалованы в суде.
В случае отказа органам исполнительной власти или органа местного самоуправления в передаче земельного участка в собственность или оставление заявления без рассмотрения вопроса разрешаются в судебном порядке (статья 118).
Частями 1, 2 статьи 186-1 Земельного кодекса Украины предусмотрено, что проект землеустройства по отводу земельных участков всех категорий и форм собственности подлежит обязательному согласованию с территориальным органом центрального органа исполнительной власти, который осуществляет реализацию государственной политики в сфере земельных отношений. Проект землеустройства по отводу земельного участка в границах населенного пункта или земельного участка за границами населенного пункта, на котором размещен объект строительства или планируется размещение такого объекта, подается также на согласование в структурные подразделения районных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций в сфере градостроительства и архитектуры, а если город не входит в территорию определенного районного,- до исполнительного органа городского совета в сфере градостроительства и архитектуры, а в случае если такой орган не создан, - до органа исполнительной власти Автономной Республики Крым по вопросам градостроительства и архитектуры или структурного подразделения областной государственной администрации по вопросам градостроительства и архитектуры.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что на основании решения 16 сессии 6 созыва Родниковского сельского совета Симферопольского района Автономной Республике Крым от 17 мая 2013 г. ФИО11 получено разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу и передаче бесплатно в собственность земельного участка площадью 0,10 га для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений "адрес"
01 февраля 2014 года ФИО11 умерла, что подтверждается свидетельством о смерти серии 1-АП N, выданным 03 февраля 2014 года.
При жизни согласованный проект землеустройства по отводу земельного участка в компетентный орган для его утверждения ФИО11 не передала.
После ее смерти нотариусом Симферопольского районного нотариального округа заведено наследственное дело N.
04 декабря 2015 года нотариус Симферопольского городского нотариального округа Республики Крым ФИО9 вынес постановление, которым отказал истцу в выдаче свидетельства о праве на наследство по закону на земельный участок, расположенный по адресу: "адрес" в связи с отсутствием у наследодателя документов на указанный земельный участок.
На спорный земельный участок составлен кадастровый паспорт 30.12.2015, земельному участку площадью 979+/-11 кв. м, расположенному по адресу: "адрес", присвоен кадастровый N.
Согласно части 2 статьи 23 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 6-ФКЗ) нормативные правовые акты Автономной Республики Крым и города Севастополя, Республики Крым и города с особым статусом Севастополя действуют на территориях соответственно Республики Крым и города федерального значения Севастополя до окончания переходного периода или до принятия соответствующих нормативного правового акта Российской Федерации и (или) нормативного правового акта Республики Крым, нормативного правового акта Российской Федерации и (или) нормативного правового акта города федерального значения Севастополя.
В соответствии с ч. 1 ст. 12.1 Закона N 6-ФКЗ (в редакции, действующей в период спорных правоотношений) до 01.01.2019 на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым установлены Законом Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее - Закон N 38-ЗРК).
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 13 Закона N 38-3PK завершение оформления права на земельные участки, начатого до принятия Федерального конституционного закона, осуществляется на основании решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года и действовавших на эту дату. Предоставление земельных участков, указанных в части 1 настоящей статьи, осуществляется без проведения торгов и предварительного согласования места размещения объекта, на следующих условиях: 1) бесплатно - в собственность гражданам Российской Федерации, а также юридическим лицам, указанным в частях 2 и 3 статьи 3 настоящего Закона; 2) за плату - в собственность юридическим лицам, иностранным гражданам, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам; 3) в аренду - лицам, указанным в пункте 2 части 2 настоящей статьи, если данные лица отказались от покупки земельного участка.
В соответствии с Законом N 6-ФКЗ, статьями 83, 84 Конституции Республики Крым, статьей 41 Закона Республики Крым от 29 мая 2014 года N 5-ЗРК "О системе исполнительных органов государственной власти Республики Крым", статьями 3 и 13 Закона N 38-ЗРК, постановлением Совета министров Республики Крым от 02.09.2014 N 313 был утвержден Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым.
Пунктом 1 Порядка установлено, что настоящий Порядок устанавливает правила предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Закона N 6-ФКЗ, на основании документов, указанных в абзаце втором части первой статьи 13 Закона N 38-ЗРК.
В соответствии с пунктом 4 Порядка, завершение оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании действующих решений органов местного самоуправления, органов исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года (далее - разрешение на разработку документации).
В данном случае таким документом является решение 16 сессии 6 созыва Родниковского сельского совета Симферопольского района Автономной Республике Крым от 17 мая 2013 г, согласно которому ФИО11 получено разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу и передаче бесплатно в собственность земельного участка площадью 0,10 га для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений "адрес"
Исходя из содержания вышеприведенных правовых норм, у ФИО11 при жизни возникло право на завершение оформления прав на земельный участок, расположенный по адресу: "адрес", которое является личным неимущественным правом и не может быть унаследовано.
В соответствии с п. 5 Порядка, возникновение прав на земельный участок в соответствии с настоящим Порядком осуществляется на основании заявления (далее заявление о предоставление земельного участка), которое заинтересованное лицо подает в соответствующий уполномоченный орган: в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым - в отношении земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым; в соответствующие органы местного самоуправления муниципальных образований - в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
При жизни ФИО11 право на обращение в уполномоченный орган с заявлением о предоставление земельного участка в соответствии с требованиями, которые установлены пунктами 5 - 7 Порядка не реализовала.
В силу ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. Не входят в состав наследства права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в частности право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, а также права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допускается настоящим Кодексом или другими законами. Не входят в состав наследства личные неимущественные права и другие нематериальные блага.
Право на подачу в уполномоченный орган в соответствии с Порядком заявления о предоставлении земельного участка, являлось личным неимущественным правом ФИО11, неразрывно связанным с ее личностью, носит исключительно субъективный характер, при жизни наследодателем не было реализовано, в связи с чем это право не подлежит включению в состав наследственного имущества, и, соответственно, не переходит в порядке наследования к истице и не порождает у нее права собственности в порядке наследования.
Согласно ст. 234 ГК РФ лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательская давность).
Согласно правовой позиции, изложенной в абзаце 3 пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", при разрешении споров в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, следует учитывать, что они приобретаются в собственность в порядке, установленном земельным законодательством.
Действующее земельное законодательство устанавливает презумпцию принадлежности земель государству в лице его государственных образований, основанием для возникновения права собственности на земельные участки является решение органов государственной власти или органов местного самоуправления, принятые в рамках их компетенции.
В связи с этим, для указанного объекта гражданских правоотношений не могут применяться положения статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации о приобретении земли в собственность по давности владения.
Проанализировав указанные нормы права, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии законных оснований для признания за истцом права собственности на земельный участок в силу приобретательской давности.
Доводы Умеровой Л.К. о том, что с 1994 года земельным участком владел ее брат, с 2000 года - мать, а с 2008 года - сама истица, при указанных обстоятельствах правового значения не имеют.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение судом первой инстанции принято с нарушением и неправильным применением норм материального права, что согласно п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ является основанием для его отмены с принятием по делу нового решения об отказе в иске.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Симферопольского районного суда Республики Крым от 27 февраля 2017 года отменить. Принять по делу новое решение, которым в иске Умеровой Ленуры Кадыровны к Администрации Родниковского Сельского поселения Симферопольского района Республики Крым о признании права собственности на земельный участок площадью 979+/-11 кв. м, кадастровый N, расположенный по адресу: "адрес" - отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.