Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи: Паниной П.Е,
судей: Матвиенко Н.О, Егоровой Е.С,
при секретаре: Калиниченко В.С,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Преснухин А.В, к ГУ УПФ РФ в Красноперекопском районе Республики Крым (межрайонное) о признании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии незаконным, возложении обязанности засчитать в страховой стаж определенные периоды работы и назначить досрочную страховую пенсию по старости
по апелляционной жалобе ГУ УПФ РФ в Красноперекопском районе Республики Крым (межрайонное)
на решение Красноперекопского городского суда Республики Крым от 22 декабря 2017 года, которым исковые требования Преснухина А.В. удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Матвиенко Н.О, выслушав объяснения представителя Преснухина А.В. - Литовченко И.В, полагавшего решение суда законным и не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым
Установила:
Преснухин А.В. обратился суд с иском к ГУ УПФ РФ в Красноперекопском районе Республики Крым (межрайонное) о признании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии незаконным, возложении обязанности засчитать в страховой стаж периоды работы и назначить досрочную страховую пенсию по старости.
Исковые требования мотивировал тем, что 27 сентября 2017 года он обратился в ГУ УПФ РФ в Красноперекопском районе Республики Крым (межрайонное) с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости по Списку N в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" N 400 - ФЗ.
Решением от 05 октября 2017 года N 607809/17 в назначении досрочной пенсии по старости ему было отказано в связи с отсутствием требуемого стажа.
При этом в льготный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, пенсионным органом не были включены периоды его работы с 01 марта 1989 года по 17 июля 1989 года в должности электромонтера по ремонту электрооборудования 3 разряда цеха N 3 по производству кальцинированной соды Крымского производственного объединения "Химпром"; с 01 ноября 2006 года по 31 декабря 2015 года в должности электромонтера по ремонту электрооборудования участка по ремонту и обслуживанию электрооборудования участков N 6, 7, 8, 9 производства минеральных солей (соды кальцинированной) цеха электроснабжения; электромонтера по ремонту электрооборудования участка по ремонту и обслуживанию электрооборудования участков N 6, 7, 8, 9 цеха N 3 производства минеральных солей (соды кальцинированной) цеха электроснабжения; электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования участка по ремонту и обслуживанию электрооборудования участков N 6, 7, 8, 9 цеха N 3 производства минеральных солей (соды кальцинированной) цеха электроснабжения; электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования участка по ремонту и обслуживанию электрооборудования участков цеха N 3 производства минеральных солей (соды кальцинированной) цеха электроснабжения, в то числе, периоды учебных отпусков: с 20 ноября 2006 года по 09 декабря 2006 года, с 10 мая 2007 года по 29 мая 2007 года, с 10 сентября 2007 года по 29 сентября 2007 года, с 10 марта 2008 года по 29 марта 2008 года, с 28 апреля 2008 года по 27 июня 2008 года.
Считая решение незаконным, просил суд включить указанные периоды в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, признать право на назначение досрочной страховой пенсии с момента обращения в пенсионный орган.
В ходе рассмотрения дела по существу, истцом в порядке ст. 39 ГПК РФ исковые требования было уточнены, окончательно заявлено о возложении на ГУ УПФ РФ в Красноперекопском районе Республики Крым (межрайонное) обязанности включить в специальный стаж, без учета отпусков, без сохранения содержания, периоды его работы с 01 марта 1989 года по 30 марта 1989 года, с 01 апреля 1989 года по 02 апреля 1989 года, с 05 апреля 1989 года по 17 июля 1989 года в должности электромонтера по ремонту электрооборудования с вредными условиями труда; с 20 ноября 2006 года по 09 декабря 2006 года; с 10 мая 2007 года по 29 мая 2007 года; с 10 сентября 2007 года по 29 сентября 2007 года; с 10 марта 2008 года по 29 марта 2008 года; с 28 апреля 2008 года по 27 июня 2008 года - нахождение в учебных отпусках, согласно справке уточняющий особый характер работ или условия труда, необходимые для назначения льготных пенсий; с 18 апреля 2014 года по 31 октября 2014 года - нахождение на работе по Списку N1; с 08 декабря 2014 года по 31 декабря 2014 года; с 01 января 2015 года по 15 января 2015 года - нахождение в ежегодных оплачиваемых отпусках.
Судом постановлено приведенное выше решение, которым признано незаконным решение ГУ УПФ РФ в Красноперекопском районе Республике Крым (межрайонное) от 05 октября 2017 года N об отказе в назначении Преснухину А.В. досрочной страховой пенсии по старости. На ГУ УПФ РФ в "адрес" (межрайонное) возложена обязанность включить в специальный трудовой стаж ФИО3, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с вредными условиями труда по Списку N периоды его работы с 01 марта 1989 года по 30 марта 1989 года, с 01 апреля 1989 года по 02 апреля 1989 года, с 05 апреля 1989 года по 17 июля 1989 год в должности электромонтера по ремонту электрооборудования 3 разряда цеха N3 по производству кальцинированной соды в Крымском производственном объединении "Химпром", периоды его работы с 18 апреля 2014 года по 31 октября 2014 года электромонтером по ремонту и обслуживанию электрооборудования 6 разряда участка по ремонту и обслуживанию электрооборудования цеха N 5 производства минеральных солей (соды кальцинированной) цеха электроснабжения в Публичном акционерном обществе "Крымский содовый завод", периоды нахождения в учебных отпусках: с 20 ноября 2006 года по 09 декабря 2006 года, с 10 мая 2007 года по 29 мая 2007 года, с 10 сентября 2007 года по 29 сентября 2007 года, с 10 марта 2008 года по 29 марта 2008 года, с 28 апреля 2008 года по 27 июня 2008 года; ежегодных оплачиваемых отпусках: с 08 декабря 2014 года по 31 декабря 2014 года, с 01 января 2015 года по 15 января 2015 года, назначить досрочную страховую пенсию по старости в порядке п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N400-ФЗ от 28.12.2013 года "О страховых пенсиях", с 25 октября 2017 года.
В апелляционной жалобе ГУ УПФ РФ в Красноперекопском районе Республики Крым (межрайонное) оспаривает законность и обоснованность решения, ставит вопрос о его отмене, ссылаясь на нарушение судом норм материального законодательства.
В представленных суду апелляционной инстанции письменных возражениях Преснухин А.В. полагает решение суда законным и не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией в порядке, установленном главой 39 ГПК РФ, с учетом ст. 327.1 ГПК РФ, по смыслу которой повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.
Учитывая положения ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, изучив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее, обсудив доводы жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 27 сентября 2017 года Преснухин А.В. обратился в ГУ УПФ РФ в Красноперекопском районе Республики Крым (межрайонное) с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости по Списку N в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" N - ФЗ.
Решением от 05 октября 2017 года N ГУ УПФ РФ в Красноперекопском районе Республики Крым (межрайонное) истцу было отказано в назначении досрочной страховой пенсии в связи с отсутствием требуемого стажа. Согласно решению, специальный стаж истца на дату обращения за назначением пенсии составил 8 лет 1 месяц 14 дней.
В специальный стаж истца не были включены периоды его работы с 01 марта 1989 года по 17 июля 1989 года в должности электромонтера по ремонту электрооборудования 3 разряда цеха N 3 по производству кальцинированной соды Крымского производственного объединения "Химпром", с 01 ноября 2006 года по 31 декабря 2015 года в должности электромонтера по ремонту электрооборудования участка по ремонту и обслуживанию электрооборудования участков N 6, 7, 8, 9 производства минеральных солей (соды кальцинированной) цеха электроснабжения; электромонтера по ремонту электрооборудования участка по ремонту и обслуживанию электрооборудования участков N 6, 7, 8, 9 цеха N 3 производства минеральных солей (соды кальцинированной) цеха электроснабжения; электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования участка по ремонту и обслуживанию электрооборудования участков N 6, 7, 8, 9 цеха N 3 производства минеральных солей (соды кальцинированной) цеха электроснабжения; электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования участка по ремонту и обслуживанию электрооборудования участков цеха N 3 производства минеральных солей (соды кальцинированной) цеха электроснабжения, в то числе, периоды учебных отпусков: с 20 ноября 2006 года по 09 декабря 2006 года, с 10 мая 2007 года по 29 мая 2007 года, с 10 сентября 2007 года по 29 сентября 2007 года, с 10 марта 2008 года по 29 марта 2008 года, с 28 апреля 2008 года по 27 июня 2008 года.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности принятого пенсионным органом решения, о необходимости включения указанных выше периодов работы истца в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости и о назначении Преснухину А.В. досрочной страховой пенсии по старости.
Данные выводы судебная коллегия полагает законными и обоснованными по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 1 ФКЗ РФ от 21 марта 2014 года N 6 - ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" Республика Крым принята в Российскую Федерацию.
Положениями ст. 23 ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" N6 - ФКЗ от 21 марта 2014 года установлено, что законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
Статьей 11 данного закона урегулирован вопрос социальной защиты, в том числе пенсионного обеспечения граждан Украины и лиц без гражданства постоянно проживающих на территории Республики Крым на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, признанных гражданами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом и приобретших гражданство Российской Федерации в соответствии законодательством Российской Федерации о гражданстве.
Исходя из правовой позиции, изложенной Конституционным Судом РФ в Постановлении от 24 мая 2001 года N8-П, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (ч. 1), 2, 18, 54 (ч. 1), 55 (ч. 2) и 57 Конституции РФ, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также - в случае необходимости - предоставление гражданам возможности (в частности, посредством установления временного регулирования) в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Положениями статей 8, 35 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при наличии не менее 6 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.
Частью 2 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого же федерального закона, как это предусмотрено в ч. 4 названной статьи, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В целях реализации положений ст. 30 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение".
Подпунктом "а" п. 1 Постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с вредными условиями труда применяется Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10, Список N 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года.
Согласно п. 7 разъяснений Министерства труда РФ от 22 мая 1996 года N 5 о порядке применения указанных Списков, правом на пенсию в связи с особыми условиями труда пользуются все работники независимо от наименования профессий и должностей, занятые в технологическом процессе производства или на отдельных работах, если в Списках эти производства и работы указаны без перечисления наименования профессий и должностей работников. Таким образом, если в Списках предусмотрены рабочие, выполняющие определенные работы, то правом на льготное пенсионное обеспечение пользуются все рабочие, постоянно занятые на этих работах, независимо от наименования их профессий.
Проводя оценку пенсионных прав истца, в частности в отношении возможности включения в специальный стаж периодов работы истца в должности электромонтера по ремонту электрооборудования 3 разряда цеха N3 по производству кальцированной соды в Крымском производственном объединении "Химпром" (КПО "Химпром") суд учел сведения работодателя, отраженные в справках от 17 октября 2016 года N 8-0/2611, от 14 октября 2016 года N17/201.
При этом, как правильно указал суд первой инстанции
, Списком N 1 предусмотрено именно производство кальцинированной и каустической соды, без какого-либо разъединения на стадии или технологические процессы. Само название цеха, в котором работал истец, подтверждает его занятость в едином технологическом процессе производства кальцинированной соды.
Стороной ответчика в материалы дела не представлено сведений об издании работодателем приказов, на основании которых истцу в вышеуказанные периоды устанавливался неполный рабочий день или неполная рабочая неделя. Не представлено достоверных доказательств, подтверждающих выполнение истцом в спорный период работы в режиме неполной занятости. В этой связи у суда первой инстанции не имелось оснований полагать, что работа истца в спорные периоды проходила в режиме неполного рабочего времени.
Согласно письму Пенсионного фонда РФ от 19 марта 2004 года, если по информации, содержащейся в трудовой книжке, из наименования организации и структурного подразделения можно сделать вывод о производстве и выполняемой работе, а наименование профессии или должности прямо предусмотрено Списками N 1 и N 2, утвержденными Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 или Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10, то период работы в данной организации и должности, протекавшей до 01 января 1992 года, рекомендуется засчитывать в стаж на соответствующих видах работ без дополнительной проверки, в том числе постоянной занятости в течение полного рабочего дня, учитывая, что до указанной даты работа предприятий отраслей народного хозяйства носила стабильный характер.
Время выполнявшихся до 01 января 1992 года работ, предусмотренных Списком N1 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173, засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком, утвержденным постановлением кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10.
Исходя из изложенного, коллегия судей соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что трудовая деятельность истца в спорный период протекала полный рабочий день, в режиме полной рабочей недели, с вредными условиями труда. Следовательно, спорные периоды за исключением периодов, в которых истец находился в административных отпусках, подлежат включению в специальный трудовой стаж истца по Списку N.
Согласно ст. 173 ТК РФ работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной и очно-заочной (вечерней) формам обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка.
Таким образом, периоды нахождения работника в дополнительном отпуске с сохранением среднего заработка, предоставляемом работодателем работнику, совмещающему работу с обучением в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (учебные отпуска), являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Частью 1 ст. 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ установлено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Исходя из приведенного правового регулирования в случае предоставления работнику учебного отпуска с сохранением среднего заработка в период работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости и включаемой в специальный стаж, периоды таких отпусков также подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Согласно п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федеральным законом N 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516 (п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665), в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, кроме периодов работы включаются также периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Согласно трудовой книжке истца, справке уточняющей особый характер работ или условия труда, необходимые для назначения льготных пенсий N от 04 октября 2016 года, выданной ПАО "Крымский содовый завод", Преснухин А.В. с 01 ноября 2006 года по 31 декабря 2015 года работал полный рабочий день в ОАО "Крымский содовый завод" и ПАО "Крымский содовый завод", что предусмотрено Списком N 1 без совместительств, других работ не выполнял.
В период с 20 ноября 2006 года по 09 декабря 2006 года, с 10 мая 2007 года по 29 мая 2007 года, с 10 сентября 2007 года по 29 сентября 2007 года, с 10 марта 2008 года по 29 марта 2008 года, с 28 апреля 2008 года по 27 июня 2008 года Преснухин А.В. находился в учебных отпусках, что подтверждается также соответствующими дипломом.
В периоды с 08 декабря 2014 года по 31 декабря 2014 года; с 01 января 2015 года по 15 января 2015 года Преснухин А.В. находился в ежегодных оплачиваемых отпусках.
Принимая во внимание вышеприведенные положения законодательства, суд первой инстанции обоснованно посчитал, что периоды нахождения истца в ученических отпусках, а также ежегодном оплачиваемом отпуске, подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Удовлетворяя требования истца в части включения в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости период работы истца с 18 апреля 2014 года по 31 октября 2014 года в ПАО "Крымский содовый завод" в должности электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования 6 разряда участка по ремонту и обслуживанию электрооборудования цеха N 5 производства минеральных солей (соды кальцинированной) цеха электроснабжения, суд учитывал признание в этой части исковых требований ответчиком.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что выводы суда основаны на всестороннем и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка обстоятельствам и доказательствам по делу дана в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения в апелляционном порядке, не имеется и доводы жалобы не могут служить основаниями, предусмотренными ст. 330 ГПК РФ к отмене решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
Определила:
решение Красноперекопского районного суда Республики Крым от 22 декабря 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ УПФ РФ в Красноперекопском районе Республики Крым (межрайонное) - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.