Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
Председательствующего Терентьевой Н.А, судей Хожаиновой О.В, Юсуповой Л-А.В,
при секретаре Журавской Т.Е,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Крымской таможни к Юрьеву Александру Григорьевичу о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц, по апелляционной жалобе Юрьева Александра Григорьевича на решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 02 ноября 2017 года, которым административный иск удовлетворен.
Заслушав доклад судьи Терентьевой Н.А, пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, судебная коллегия,
установила:
Крымская таможня обратилась в Евпаторийский городской суд Республики Крым с административным исковым заявлением, в котором просили взыскать с Юрьева Александра Григорьевича 288393,06 руб. таможенных платежей и пени в размере 17541,51 руб, всего 305 934,57 руб, мотивируя тем, что согласно пассажирской таможенной декларации N10010013/021215/В0098245 от 02 декабря 2015 года гражданином Украины Юрьевым А.Г. было временно ввезено на таможенную территорию ЕАЭС транспортное средство - автомобиль марки "ВАЗ 21063", 1988 года выпуска, государственный регистрационный знак N, срок временного ввоза был установлен до 01 декабря 2016 года. В установленный таможенным органом срок ответчик автомобиль марки "ВАЗ 21063" за пределы таможенной территории ЕАЭС не вывез. 30 марта 2017 года при осуществлении таможенного контроля в отношении автомобиля марки "ВАЗ 21063" в постоянной зоне таможенного контроля многостороннего автомобильного пункта пропуска "Перекоп" Красноперекопского таможенного поста Крымской таможни, должностным лицом Красноперекопского таможенного поста Крымской таможни составлен протокол N10010000-095/2017 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 16.18 КоАП РФ. Поскольку временно ввезенное вышеуказанное транспортное средство до истечения установленного таможенным органом срока ответчиком не было вывезено или задекларировано с целью выпуска, то у Юрьева А.Г. возникла обязанность оплатить таможенные платежи. В связи с чем, истец просит взыскать с ответчика в его пользу таможенные платежи.
Решением Евпаторийского городского суда Республики Крым от 02 ноября 2017 года административное исковое заявление Крымской таможни удовлетворено. Взыскана с Юрьева Александра в пользу Крымской таможни задолженность по таможенным платежам в сумме 288393,06 руб. и пени в сумме 17541,51 руб, всего в сумме 305934 руб. 57 коп. Взыскана с Юрьева А.Г. доход федерального бюджета государственная пошлина в сумме 6259 руб. 35 коп.
Не согласившись с указанным решением, Юрьев А.Г. подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного иска отказать, ссылаясь на то, что транспортное средство не было вывезено, поскольку к моменту вывоза было непригодным для эксплуатации и на нем невозможно было осуществить дорожное движение из-за выхода из строя двигателя, а впоследствии автомобиль выбыл из гражданского оборота вследствие уничтожения.
В судебном заседании Юрьев А.Г, его представитель Кленяев В.В. доводы жалобы поддержали, просили ее удовлетворить.
Представитель Крымской таможни Скоробогатова А.В. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу статьи 75 Таможенного кодекса Таможенного союза объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу.
Согласно статье 79 Таможенного кодекса Таможенного союза плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом, международными договорами государств - членов таможенного союза и (или) законодательством государств - членов таможенного союза возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.
Согласно статье 352 Таможенного кодекса Таможенного союза товары для личного пользования перемещаются через таможенную границу в соответствии с положениями главы 49, а в части, ею не урегулированной, - в соответствии с порядком, установленным таможенным законодательством Таможенного союза.
Под товарами для личного пользования в силу подпункта 36 пункта 1 статьи 4 Таможенного кодекса Таможенного союза понимаются товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, нужд физических лиц, перемещаемые через таможенную границу в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, международных почтовых отправлениях либо иным способом.
Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском" определено, что отнесение товаров, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу, к товарам для личного пользования осуществляется таможенным органом с применением системы управления рисками исходя из заявления физического лица о перемещаемых товарах (в устной или письменной форме с использованием пассажирской таможенной декларации) в случаях, установленных настоящим Соглашением; характера и количества товаров.
Согласно пункту 1 статьи 355 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенное декларирование товаров для личного пользования осуществляется физическими лицами при их следовании через таможенную границу одновременно с представлением товаров таможенному органу.
В силу подпункта 4 пункта 2 статьи 355 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенному декларированию в письменной форме подлежат транспортные средства для личного пользования, перемещаемые любым способом, за исключением транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории государств - членов таможенного союза, временно вывозимых с таможенной территории таможенного союза и обратно ввозимых на такую территорию.
Таможенное декларирование товаров для личного пользования производится в письменной форме с применением пассажирской таможенной декларации (пункт 3 статьи 355 Таможенного кодекса Таможенного союза).
Пунктом 3 статьи 358 Таможенного кодекса Таможенного союза установлено, что передача права пользования и (или) распоряжения временно ввезенными товарами для личного пользования, в том числе транспортными средствами, другому лицу на таможенной территории таможенного союза допускается при условии их таможенного декларирования и уплаты таможенных платежей в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза.
В силу части 2 статьи 358 Таможенного кодекса Таможенного союза иностранные физические лица вправе временно ввозить на таможенную территорию таможенного союза транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранных государств, на срок своего временного пребывания, но не более чем на один год, с освобождением от уплаты таможенных платежей.
По мотивированному обращению иностранного физического лица срок временного ввоза транспортных средств для личного пользования может быть продлен таможенными органами в пределах одного года со дня временного ввоза таких транспортных средств.
В соответствии со статьей 11 Соглашения транспортные средства для личного пользования, указанные в пунктах 22 (Транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранного государства, временно ввозимые на таможенную территорию Таможенного союза иностранными физическими лицами любым способом, - на срок своего временного пребывания на этой территории, но не более чем на один год), могут использоваться на таможенной территории таможенного союза физическими лицами, осуществившими их ввоз. Передача права пользования и (или) распоряжения такими транспортными средствами для личного пользования иным лицам допускается только: при условии их таможенного декларирования и уплата таможенных пошлин, налогов по ставкам, предусмотренным пунктами 10 - 12 раздела IV приложения 5 к настоящему Соглашению для выпуска товаров для личного пользования в свободное обращение, если иные единые ставки не установлены в соответствии с международным договором государств - членов таможенного союза.
В соответствии с пунктами 4, 6 и 7 статьи 14 Соглашения обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории иностранного государства, перемещенных через таможенную границу физическими лицами, возникает у декларанта - с момента регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации, представленной для выпуска с целью временного нахождения, сроком уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении временно ввезенных транспортных средств считается при передаче временно ввезенных транспортных средств другим лицам без разрешения таможенного органа - день передачи, а если этот день не установлен - день регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации, поданной для выпуска для личного пользования с целью временного нахождения. Ввозные таможенные пошлины, налоги в данном случае подлежат уплате в размерах, соответствующих суммам таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при выпуске товаров для личного пользования в свободное обращение, исчисленным на день регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации, в соответствии с которой транспортные средства были выпущены для личного пользования с целью временного нахождения на таможенной территории Таможенного союза.
Согласно части 5 статьи 358 Таможенного кодекса Таможенного союза в случае если временно ввезенные товары для личного пользования находятся на таможенной территории таможенного союза в связи с невывозом по истечении установленного срока, в отношении таких товаров взимаются таможенные пошлины, налоги в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза.
В соответствии со статьей 79 Таможенного кодекса Таможенного союза и статьей 114 Федерального закона N 311-ФЗ от 27 ноября 2010 г. "О таможенном регулировании в Российской Федерации" плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, на которых в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза, международными договорами государств - членов ЕАЭС и Законом N 311 -ФЗ возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.
В соответствии с частью 18 статьи 152 Федерального закона N 311-ФЗ от 27 ноября 2010 г. "О таможенном регулировании в Российской Федерации" требование об уплате таможенных платежей (уточненное требование об уплате таможенных платежей) направляется плательщику таможенных пошлин, налогов независимо от привлечения его к уголовной или административной ответственности.
Согласно статьи 151 Федерального закона N 311-ФЗ от 27 ноября 2010 г. "О таможенном регулировании в Российской Федерации" пенями признаются установленные настоящей статьей денежные суммы, которые плательщик таможенных пошлин, налогов обязан выплатить в случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в сроки, установленные таможенным законодательством ЕАЭС и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что 02 декабря 2015 года, согласно пассажирской таможенной декларации N10010013/021215/В0098245 гражданином Украины Юрьевым А.Г. было временно ввезено на таможенную территорию ЕАЭС транспортное средство - автомобиль марки "ВАЗ 21063", 1988 года выпуска, государственный регистрационный знак N, номер VIN N, объем двигателя 1285 см3.
Красноперекопским таможенным постом Крымской таможни срок временного ввоза указанного транспортного средства был установлен до 01 декабря 2016 года.
В установленные таможенным органом срок Юрьев А.Г. автомобиль марки "ВАЗ 21063" за пределы таможенной территории ЕАЭС не вывез.
В таможенные органы государств-членов таможенного союза для осуществления таможенного декларирования с целью выпуска в свободное обращение, либо с целью обратного вывоза или помещения под иные таможенные процедуры транспортного средства Юрьевым А.Г. не обращался, и причитающиеся к уплате таможенные платежи, в связи с нахождением транспортного средства на таможенной территории ЕАЭС сверх установленных законодательством сроков, не оплачивал.
30 марта 2017 года должностным лицом Красноперекопского таможенного поста составлен протокол N10010000-495/2017 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 16.18 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
30 марта 2017 года был составлен протокол изъятия вещей и документов по делу об административном правонарушении (металлический фрагмент кузова, свидетельство о регистрации транспортного средства, государственные регистрационные номера).
Красноперекопским таможенным постом принято решение по результатам таможенного контроля в отношении временно ввезенного транспортного средства для личного пользования N 10010013/030417/ТСЛП/0006.
Судом также установлено, что временно ввезенное истцом транспортное средство "ВАЗ 21063", до истечения максимального срока нахождения на таможенной территории таможенного союза, не было задекларировано с целью выпуска. Декларирование и уплата таможенных платежей истцом не осуществлялись.
В связи с обнаружением факта неуплаты (неполной уплаты) таможенных платежей (пеней), выявленного в результате проведения таможенного контроля, Крымской таможней составлен Акт об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей от 06 апреля 2017 года N10010000/060417/0000019.
06 апреля 2017 года сопроводительным письмом N09-10/03174 в адрес ответчика было направлено требование об уплате таможенных платежей N41/17 от 06 апреля 2017 года на сумму 300479,14 рублей, выставленное в связи с не вывозом временного ввезенного на таможенную территорию Таможенного союза транспортного средства, полученное Юрьевым А.Г. 15 мая 2017 года.
При таких обстоятельствах, установив, что ответчиком не было выполнено условие о вывозе временно ввезенного транспортного средства в предусмотренный законодательством срок, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований Крымской таможни.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на объективной оценке доказательств по делу, правильном применении норм материального права и подтверждаются материалами дела.
Поскольку обратный вывоз временно ввезенного транспортного средства не осуществлен ответчиком по истечении установленного таможенным органом срока временного ввоза, следовательно, подлежат уплате таможенные пошлины, налоги в порядке, установленном пунктом 7 статьи 14 Соглашения, а именно: в размерах, соответствующих суммам таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при выпуске товаров для личного пользования в свободное обращение, исчисленным на день регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации, в соответствии с которой транспортные средства были выпущены для личного пользования с целью временного нахождения на таможенной территории Таможенного союза.
С учетом вышеуказанных норм права и фактических обстоятельств, установленных в процессе судебного разбирательства, суд первой инстанции обоснованно взыскал таможенные платежи и пени с ответчика, который в установленный срок не вывез с территории Российской Федерации транспортное средство.
Поскольку представленный истцом расчет таможенных платежей и пени произведен в соответствии с требованиями таможенного законодательства, правильность которого ответчик не оспорил и не опроверг, и с которым суд апелляционной инстанции соглашается, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования в заявленном в иске размере.
Доводы заявителя о том, что установленный срок он не мог вывезти транспортное средство, поскольку автомобиль находился на ремонте, а впоследствии был уничтожен, не является основанием к освобождению от уплаты таможенных платежей.
В соответствии с частью 6 статьи 358 Таможенного кодекса Таможенного союза в случае безвозвратной утраты временно ввезенных товаров для личного пользования вследствие аварии или действия непреодолимой силы обратный вывоз таких товаров с таможенной территории таможенного союза может не производиться при условии признания таможенными органами факта аварии или действия непреодолимой силы.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 27 апреля 2001 г. N 7-П, субъекты таможенных отношений имеют возможность должным образом подтверждать, что нарушение таможенных правил вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне их контроля, при соблюдении ими той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от них в целях надлежащего исполнения таможенных обязанностей.
Заявитель на такие обстоятельства не ссылался, неисправность ввезенного автомобиля сама по себе не может быть признана непреодолимым препятствием для надлежащего исполнения таможенных обязанностей Юрьевым А.Г, доказательств утраты транспортного средства в материалах дела не содержится, истцом не представлено.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств и выводами суда, что не может служить основанием для отмены постановленного решения суда.
Каких-либо оснований для прекращения принудительного взыскания таможенных платежей, предусмотренных пунктом 2 статьи 80 Таможенного Кодекса, не установлено. Сведений об уважительных причинах несвоевременного вывоза Юрьеву А.Г. с территории таможенного союза временного ввезенного им транспортного средства в материалах дела не имеется.
Доводы апеллянта о пропуске истцом срока на обращение в суд являются несостоятельными.
При таких обстоятельствах судебная коллегия находит, что суд первой инстанции правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, не допустил недоказанности установленных обстоятельств, имеющих значение для дела, и несоответствия выводов, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела.
Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не содержится. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм права у судебной коллегии не имеется, так как выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения, при рассмотрении дела судом первой инстанции допущено не было.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия,
определила:
решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 02 ноября 2017 года, - оставить без изменения, апелляционную жалобу Юрьева Александра Григорьевича, - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.
Председательствующий судья: Н.А. Терентьева
Судья: О.В. Хожаинова
Судья: Л.А-В. Юсупова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.