Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе
председательствующего Мостовенко Н.Р,
судей Кураповой З.И, Тимошенко Е.Г,
при секретаре Дубровой А.А,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело
по апелляционной жалобе Геркулова Бориса Андреевича, Ларютиной Анастасии Валерьевны, Бородулиной Натальи Николаевны на решение Сакского районного суда Республики Крым от 15 сентября 2017 г, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано,
по административному исковому заявлению Геркулова Бориса Андреевича, Ларютиной Анастасии Валерьевны, Бородулиной Натальи Николаевны о признании незаконными и отмене постановления администрации Сакского района Республики Крым от 9 марта 2017 г. N131 "О реорганизации муниципальных бюджетных учреждений путём присоединения Муниципального бюджетного учреждения "Спортивная школа N1" Сакского района Республики Крым к Муниципальному бюджетному учреждению "Спортивная школа N4" Сакского района Республики Крым", положительного заключения Комиссии от 16 июня 2017 г.
Заслушав доклад судьи Мостовенко Н.Р, пояснения Геркулова Б.А, Ларютиной А.В, Бородулиной Н.Н, представителя администрации Сакского района Республики Крым Белицкого К.Г. судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым,
установила:
Геркулов Б.А, Ларютина А.В, Бородулина Н.Н. обратились в Сакский районный суд Республики Крым с вышеуказанным административным исковым заявлением в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, мотивируя тем, что оспариваемые постановление и положительное заключение Комиссии нарушают их трудовые права.
Определением Сакского районного суда Республики Крым от 24 августа 2017 г. приняты меры предварительной защиты в виде приостановления действия постановления администрации Сакского района Республики Крым от 9 марта 2017 г. N131 "О реорганизации муниципальных бюджетных учреждений путём присоединения Муниципального бюджетного учреждения "Спортивная школа N1" Сакского района Республики Крым к Муниципальному бюджетному учреждению "Спортивная школа N4" Сакского района Республики Крым".
Решением Сакского районного суда Республики Крым от 15 сентября 2017 г. в удовлетворении административного искового заявления Геркулова Б.А, Ларютиной А.В, Бородулиной Н.Н. отказано.
В апелляционной жалобе, поданной Геркуловым Б.А, Ларютиной А.В, Бородулиной Н.Н. ставится вопрос об отмене судебного решения ввиду неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для административного дела, недоказанности установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела, несоответствия выводов суда первой инстанции фактическим обстоятельствам дела.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что главой администрации Сакского района Республики Крым утверждено новое штатное расписание Муниципальном бюджетном учреждении "Спортивная школа N4" Сакского района Республики Крым, не предусматривающее занятость административных истцов в новом учреждении, поскольку Ларютина А.В. и Бородулина Н.Н. не могут занять ни одну из предложенных вакансий (педагога-тренера и юриста) в связи с отсутствием необходимого образования, а также в связи с тем, что должность сторожа предусматривает работу в ночное время. Таким образом, по мнению административных истцов, оспариваемое решение влечёт для них прекращение трудовых отношений.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Геркулов Б.А, Ларютина А.В, Бородулина Н.Н. поддержали доводы апелляционной жалобы.
Представитель администрации Сакского района Республики Крым по доверенности от 16 января 2017 г. NД013 Белицкий К.Г. (служебное удостоверение серии N) в судебном заседании суда апелляционной инстанции возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Заслушав пояснения Геркулова Б.А, Ларютиной А.В, Бородулиной Н.Н, представителя администрации Сакского района Республики Крым Белицкого К.Г, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, исследовав письменные доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.
Частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы не установлено.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований о признании незаконными и отмене постановления администрации Сакского района Республики Крым от 9 марта 2017 г. N131 и положительного заключения Комиссии от 16 июня 2017 г, пришёл к правильному выводу о том, что порядок принятия оспариваемого решения органа местного самоуправления, основание и содержание соответствуют нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения и не нарушением прав административных истцов.
В соответствии с ч.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из части 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
Пунктом 3 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления установлены Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В соответствии со ст. 2 названного Федерального закона вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).
Статьёй 16 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" установлено, что некоммерческая организация может быть реорганизована в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Принятие решения о реорганизации и проведение реорганизации бюджетных или казенных учреждений, если иное не установлено актом Правительства Российской Федерации, осуществляются в порядке, установленном местной администрацией муниципального образования - в отношении муниципальных бюджетных или казенных учреждений.
Принятие федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления решения о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, являющегося государственной и (или) муниципальной собственностью, а также о реорганизации или ликвидации государственных организаций, муниципальных организаций, образующих социальную инфраструктуру для детей, допускается на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения для обеспечения жизнедеятельности, образования, развития, отдыха и оздоровления детей, оказания им медицинской помощи, профилактики заболеваний у детей, их социальной защиты и социального обслуживания.
Порядок проведения оценки последствий принятия решения о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, являющегося федеральной государственной собственностью, а также о реорганизации или ликвидации федеральных государственных организаций, образующих социальную инфраструктуру для детей, включая критерии этой оценки, порядок создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Порядок проведения оценки последствий принятия решения о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, являющегося государственной собственностью субъекта Российской Федерации или муниципальной собственностью, а также о реорганизации или ликвидации государственных организаций субъекта Российской Федерации, муниципальных организаций, образующих социальную инфраструктуру для детей, включая критерии этой оценки, порядок создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений устанавливаются уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 43 Устава муниципального образования Сакский район Республики Крым установлено, что администрация Сакского района Республики Крым в области управления муниципальной собственностью, взаимоотношений с предприятиями, учреждениями и организациями на территории района создает муниципальные предприятия и учреждения, определяет цели, условия и порядок их деятельности, утверждает их уставы, обеспечивает финансирование муниципальных казенных учреждений, решает вопросы реорганизации и ликвидации муниципальных учреждений и предприятий, назначает на контрактной основе и освобождает от занимаемой должности их руководителей.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 9 марта 2017 г. администрацией Сакского района Республики Крым вынесено постановление N131 "О реорганизации муниципальных бюджетных учреждений путём присоединения Муниципального бюджетного учреждения "Спортивная школа N1" Сакского района Республики Крым к Муниципальному бюджетному учреждению "Спортивная школа N4" Сакского района Республики Крым". Установлен срок проведения процедуры реорганизации - до 1 июля 2017 г.
12 мая 2017 г. Сакской районной прокуратурой Республики Крым принесён протест не вышеуказанное постановление, в связи с тем, что при принятии решения о реорганизации вышеназванных муниципальных бюджетных учреждений, комиссия по оценке последствий такого решения не создавалась, заключение отсутствует.
24 мая 2017 г. администрацией Сакского района Республики Крым вынесено постановление N250, которым действие постановления администрации Сакского района Республики Крым от 9 марта 2017 г. N131 "О реорганизации муниципальных бюджетных учреждений путём присоединения Муниципального бюджетного учреждения "Спортивная школа N1" Сакского района Республики Крым к Муниципальному бюджетному учреждению "Спортивная школа N4" Сакского района Республики Крым" приостановлено до 15 июня 2017 г, Комиссии по оценке последствий принятия решений о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, являющегося муниципальной собственностью муниципального образования Сакский район Республики Крым, о реорганизации или ликвидации муниципальных учреждений и предприятий Сакского района Республики Крым, образующих социальную инфраструктуру для детей, а также о заключении муниципальными учреждениями и предприятиями, образующими социальную инфраструктуру для детей, договора аренды закреплённых за ними объектов муниципальной собственности Сакского района (далее - Комиссия) в срок, не позднее 10 июня 2017 г.: провести в установленном порядке оценку последствий принятия решения о реорганизации муниципальных бюджетных учреждений путём присоединения Муниципального бюджетного учреждения "Спортивная школа N1" Сакского района Республики Крым к Муниципальному бюджетному учреждению "Спортивная школа N4" Сакского района Республики Крым", с вынесением по итогам оценки соответствующего заключения.
Постановлением администрации Сакского района Республики Крым от 9 июня 2017 г. N280 внесены изменения в постановление администрации Сакского района Республики Крым от 24 мая 2017 г. N250, которым в п. 1 цифры и слова "15 июня 2017 г." заменены цифрами и словами "25 июня 2017 г.", в п. 2 цифры и слова "10 июня 2017 г." заменены цифрами и словами "19 июня 2017 г.".
Постановлением администрации Сакского района Республики Крым от 17 мая 2017 г. N240 (с учётом изменений, внесенных постановлением от 9 июня 2017 г.), утверждён Порядок проведения оценки последствий принятия решения о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, являющегося муниципальной собственностью Сакский район Республики Крым, а также о реорганизации или ликвидации муниципальных учреждений и предприятий Сакского района Республики Крым, образующих социальную инфраструктуру для детей (далее-Порядок).
Наличие кворума для проведения заседания Комиссии подтверждается протоколом заседания Комиссии от 14 июня 2017 г, персональный состав Комиссии состав утверждён постановлением администрации Сакского района Республики Крым от 17 мая 2017 г. N240 с учётом изменений, внесённых постановлением от 9 июня 2017 г. N 281 Указанные постановления не отменены и не изменены. Седова Н.А. является членом Комиссии и занимает должность главного специалиста отдела культуры и спорта администрации района. Распоряжением от 30 мая 2017 г. N 312-рк на Седову Н.А. возложены обязанности начальника отдела культуры и спорта администрации Сакского района Республики Крым.
Согласно протокола Комиссии от 14 июня 2017 г, директор Муниципального бюджетного учреждения "Спортивная школа N1" Сакского района Республики Крым Соболев В.Н. указал на соблюдение всех критериев проведения оценки последствий, что подтверждается протоколом Комиссии.
Положением о Комиссии, утвержденным постановлением администрации Сакского района Республики Крым от 17 мая 2017 г. N240, не устанавлена обязанность по утверждению заключения Комиссии. Заключение должно быть оформлено в письменном виде и подписываться всеми присутствующими на заседании членами Комиссии, а также быть опубликовано на официальном сайте муниципального образования Сакский район Республики Крым и размещено на портале Правительства Республики Крым в разделе-Муниципальные образования, подраздел-Сакский район, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Заключением Комиссии от 16 июня 2017 г. признаны положительными последствия принятия администрацией Сакского района Республики Крым решения о реорганизации муниципальных бюджетных учреждений Сакского района Республики Крым, путём присоединения Муниципального бюджетного учреждения "Спортивная школа N1" Сакского района Республики Крым к Муниципальному бюджетному учреждению "Спортивная школа N4" Сакского района Республики Крым.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что нарушения, выявленные прокурором устранены административным ответчиком, о чём свидетельствует положительное заключение Комиссии.
Из вышеуказанного заключения Комиссии следует, что спортивные школы NN1,4 имеют дублирующие функции. При реорганизации не планируется сокращения секций, количества мест в них, дети будут продолжать заниматься в соответствии с ранее утвержденными тренировочными планами и графиками, месторасположение спортивных объектов и их режим работы останутся без изменений, а также месторасположение администрации Муниципального бюджетного учреждения "Спортивная школа N4" Сакского района Республики Крым также останется без изменений (г. Саки), решение о реорганизации Муниципального бюджетного учреждения "Спортивная школа N1" Сакского района Республики Крым путём присоединения к Муниципальному бюджетному учреждению "Спортивная школа N4" Сакского района Республики Крым, согласно положительного заключения Комиссии, не повлияет на наполняемость детьми Муниципального бюджетного учреждения "Спортивная школа N4" Сакского района Республики Крым как объекта социальной инфраструктуры для детей, для обеспечения их спортивной подготовки и спортивного развития.
Оспариваемые постановление администрации Сакского района Республики Крым от 9 марта 2017 г. N131 и заключения Комиссии от 16 июня 2017 г. не содержат указаний на обязательность сокращения численности (штата) работников при реорганизации спортивных школ.
Изложенное свидетельствует о об отсутствии нарушения оспариваемыми актами нарушения прав административных истцов.
Наличие уведомлений-предложений о замещении вакантных должностей, адресованных Геркулову Б.А, Ларютиной А.В, Бородулиной Н.Н, в которых административным истцам предложены иные должности в связи с отсутствием в Муниципальном бюджетном учреждении "Спортивная школа N4" Сакского района Республики Крым дублирующих должностей заместителя директора, главного бухгалтера и делопроизводителя соответственно, не свидетельствуют о неправомерности оспариваемых актов и нарушении ими прав административных истцов.
Вопреки положениям п. 1 ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административными истцами не представлено доказательств нарушения их прав и законных интересов оспариваемыми постановлением администрации и заключением Комиссии.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правомерность обжалуемого судебного акта, сводятся, по мнению административных истцов, к нарушению их трудовых прав, которые подлежат защите в ином судебном порядке.
При таком положении, решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований является законным и обоснованным, отвечающим требованиям статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивы, по которым суд пришёл к выводу о необоснованности требований административных истцов, исчерпывающим образом изложены в решении суда. Основания для удовлетворении апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 309, статьи 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам,
определила:
Решение Сакского районного суда Республики Крым от 15 сентября 2017 г. - оставить без изменения, апелляционную жалобу Геркулова Бориса Андреевича, Ларютиной Анастасии Валерьевны, Бородулиной Натальи Николаевны - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в президиум Верховного Суда Республики Крым в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий Н.Р. Мостовенко
Судьи З.И. Курапова
Е.Г. Тимошенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.