Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего Терентьевой Н.А,
судей Хожаиновой О.В, Юсуповой Л.А-В,
при секретаре Журавской Т.Е,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Прокурора города Феодосии в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Феодосии Республики Крым, Муниципальному казенному учреждению "Управление городского хозяйства и природопользования Администрации города Феодосии Республики Крым", Муниципальному казенному учреждению "Департамент архитектуры, градостроительства, земельных отношений и муниципального имущества Администрации города Феодосии", Управлению жилищно-коммунального хозяйства города Феодосии о признании незаконным бездействия Администрации города Феодосии, возложении обязанности принять меры по содержанию мест захоронения путем устранения выявленных нарушений, по апелляционной жалобе Администрации города Феодосии Республики Крым на решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 25 октября 2017 года, которым административный иск удовлетворен.
Заслушав доклад судьи Терентьевой Н.А, пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, судебная коллегия,
установила:
Прокурор города Феодосии в интересах неопределенного круга лиц обратился в Феодосийский городской суд Республики Крым с административным иском, в котором просил признать незаконным бездействие Администрации города Феодосии Республики Крым, в части непринятия мер по формированию земельного участка под место захоронения, расположенного на территории пгт. Коктебель муниципального образования городской округ Феодосия, по невнесению сведений в Реестр муниципальной собственности городского округа Феодосия сведений об указанном земельном участке, непринятие мер по содержанию кладбища, расположенного на территории пгт. Коктебель муниципального образования городской округ Феодосия; возложить обязанность на администрацию города Феодосии Республики Крым в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда устранить в отношении кладбища на территории пгт. Коктебель муниципального образования городской округ Феодосия нарушения ч.ч. 4,5 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1996 N8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", п.п. 2.1, 3.1. Сан Пин 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N74, п.п. 2.7,2.9,6.4,6.6,6.7 СанПин 2.12882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения" утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.06.2011 N84, п. 8.1.5 Сан Пин 3.1.3.2352-08, утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача от 08.03.2008 N19, а именно: определить границы и размер земельного участка под местом захоронения расположенного на территории пгт. Коктебель муниципального образования городской округ Феодосия, установить санитарно-защитную зону, оборудовать ограждения территории общественного кладбища расположенного на территории с пгт.Коктебель муниципального образования городской округ Феодосия разработать и утвердить проект устройства вышеуказанного места захоронения, разместить урны для сбора мусора на территории пгт. Коктебель муниципального образования городской округ Феодосия.
Требования мотивированы тем, что на территории пгт. Коктебель муниципального образования городского округа Феодосия расположено место захоронения (кладбище). На указанном кладбище, в нарушение требований п.2.7 отсутствует система дренажа; п.6.3, п. 6.6 СанПин 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения", п.8.1.5 СанПин 3.1.3.2352-08, утвержденного постановлением Главного государственного санитарного врача от 07.03.2008 года "Об утверждении санитарно -эпидемиологических правил СП 3.1.3.2352-08" территория кладбища не имеет ограждения, территория кладбища не разделена на функциональные зоны, отсутствуют хозяйственно-питьевое водоснабжение, урны для сбора мусора, что свидетельствует о неприятии мер по содержанию территории кладбища. Для места захоронения пгт. Коктебель не определен и не сформирован земельный участок, не поставлен на кадастровый учет, в связи с чем не определена санитарно-защитная зона.
Решением Феодосийского городского суда Республики Крым от 25 октября 2017 года административное исковое заявление прокурора города Феодосии, поданного в защиту неопределенного круга лиц удовлетворено. Признано незаконным бездействие Администрации города Феодосии, в части непринятия мер по формированию земельных участков под места захоронения, расположенных на территории пгт. Коктебель муниципального образования городского округа Феодосия, по невнесению сведений в Реестр муниципальной собственности городского округа Феодосия сведений об указанных земельных участках, непринятие мер по содержанию кладбищ, расположенных на территории пгт. Коктебель муниципального образования городского округа Феодосия. Возложена обязанность на Администрацию города Феодосии Республики Крым в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить в отношении кладбища на территории пгт. Коктебель муниципального образования городского округа Феодосия нарушения ч.ч. 4,5 ст.16 Федерального закона от 12.01.1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", п.п. 2.1, 3.1 СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утвержденных постановлением Главного государственного врача РФ от 25.09.2007 года N 74, п.п. 2.7, 2.9, 6.4, 6.6, 6.7 СанПин 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.06.2011 года N84, п. 8.1.5 СанПин 3.1.3.2352-08, утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача от 08.03.2008 N19, а именно: определить границы и размер земельного участка под местами захоронений, расположенных на территории пгт. Коктебель муниципального образования городского округа Феодосия; установить санитарно - защитную зону, оборудовать ограждение на территории пгт. Коктебель муниципального образования городского округа Феодосия; разработать и утвердить проект устройства вышеуказанного места захоронения, разместить урны для сбора мусора на территории пгт.Коктебель муниципального образования городского округа Феодосия. Возложена на Администрацию города Феодосии обязанность сообщить прокурору города Феодосии и суду об исполнении решения в течение месяца с момента исполнения решения суда.
Не согласившись с указанным решением, Администрация города Феодосии обратилась с апелляционной жалобой, в которой просят решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного иска отказать в полном объеме, ссылаясь на то, что Администрация города Феодосии является ненадлежащим ответчиком по делу. Уполномоченным органом в сфере погребения и похоронного дела на территории муниципального образования городской округ Феодосия является Управление городского хозяйства и природопользования Администрации города Феодосии Республики Крым. Кроме того судом не учтено, что согласно письма директора территориального управления Роспотребнадзора указано, что имеется благоустроенный подъездной путь, альтернативный источник водоснабжения. Также указывают, что к участию в деле не привлечен Феодосийский городской совет Республики Крым, при этом разрешен вопрос о его правах и обязанностях, поскольку в целях разрешения вопросов в сфере погребения и похоронного дела необходимы значительные бюджетные ассигнования, которые должны быть заложены заблаговременно, при это бюджет утверждается городским советом. Кроме того ссылаются, что захоронения в пгт. Коктебель существует на территории муниципального образования городской округ Феодосия со времен нахождения Республики Крым в составе УССР, следовательно проектировалось, строилось и эксплуатировалось без учета СанПинов, действующих в настоящее время на территории Республики Крым, в связи с чем получение положительного заключения экологической и санитарно-гигиенической экспертизы невозможно. Указывают, что для реализации мероприятий, изложенных в исковом заявлении, денежных средств, заложенных в бюджете, недостаточно, соответственно исполнить требования в 6-ти месячный срок, не представляется возможным. Судом не дана оценка имеющимся в деле доказательствам, свидетельствующим об отсутствии бездействия со стороны Администрации города Феодосии.
В судебном заседании представитель Прокуратуры Республики Крым Корчагина А.В. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы.
Прокурор города Феодосии, представитель Администрации города Феодосии Республики Крым, представитель Муниципального казенного учреждения "Управление городского хозяйства и природопользования Администрации города Феодосии Республики Крым", представитель Муниципального казенного учреждения "Департамент архитектуры, градостроительства, земельных отношений и муниципального имущества Администрации города Феодосии" в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Муниципальным казенным учреждением "Департамент архитектуры, градостроительства, земельных отношений и муниципального имущества Администрации города Феодосии" заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
В соответствии с пунктом 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Судебная коллегия, руководствуясь указанными положениями статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно пункту 22 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 12.01.1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.
На общественных кладбищах погребение может осуществляться с учетом вероисповедальных, воинских и иных обычаев и традиций.
На общественных кладбищах для погребения умершего предоставляется участок земли в соответствии с пунктом 5 статьи 16 настоящего Федерального закона. На общественных кладбищах для погребения умерших (погибших), указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, могут создаваться воинские участки.
Порядок деятельности общественных кладбищ определяется органами местного самоуправления. Деятельность общественных кладбищ на территориях сельских поселений может осуществляться гражданами самостоятельно.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.06.2011 г. N 84 утверждены СанПиН 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения", которыми устанавливаются санитарно-эпидемиологические требования к условиям размещения, проектирования, строительства, реконструкции, реставрации (в том числе воссозданию) и эксплуатации кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности.
Требования СанПиН 2.1.2882-11 являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством, реконструкцией, реставрацией (в том числе воссозданием) и эксплуатацией кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения и имеющими право на занятие данными видами деятельности (п. п. 1.1 - 1.2 СанПиН 2.1.2882-11).
Согласно пункту 2.7 СанПиН 2.1.2882-11 устройство кладбища осуществляется в соответствии с утвержденным в установленном порядке проектом, в котором необходимо предусмотреть следующее: наличие водоупорного слоя для кладбищ традиционного типа; систему дренажа; обваловку территории; характер и площадь зеленых насаждений; организацию подъездных путей и автостоянок; планировочное решение зоны захоронений для всех типов кладбищ с разделением на участки, различающиеся по типу захоронений, при этом площадь мест захоронения должна быть не более 70% общей площади кладбища; разделение территории кладбища на функциональные зоны (входную, ритуальную, административно-хозяйственную, захоронений, зеленой защиты по периметру кладбища); канализование, водоснабжение, теплоэлектроснабжение, благоустройство территории.
Пунктом 2.9 СанПиН 2.1.2882-11 установлено, что территория санитарно-защитных зон должна быть спланирована, благоустроена и озеленена, иметь транспортные и инженерные коридоры.
Пунктом 2.9 СанПиН 2.1.2882-11 установлено, что для питьевых и хозяйственных нужд на кладбищах и других объектах похоронного назначения следует предусматривать хозяйственно-питьевое водоснабжение. Качество воды должно отвечать требованиям санитарных правил для питьевой воды.
При отсутствии централизованных систем водоснабжения и канализации допускается устройство шахтных колодцев для полива и строительство общественных туалетов выгребного типа в соответствии с требованиями санитарных норм и правил (пункт 6.4)
В соответствии с пунктом 6.6 СанПиН 2.1.2882-11 на участках кладбищ, крематориев, зданий и сооружений похоронного назначения необходимо предусмотреть зону зеленых насаждений, стоянки автокатафалков и автотранспорта, урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников с подъездами к ним.
Площадки для мусоросборников должны быть ограждены и иметь твердое покрытие (асфальтирование, бетонирование) (пункт 6.7).
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2014 года N 74 введена в действие новая редакция санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов".
В пункте 1.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 предусмотрено, что указанные санитарные правила предназначены для юридических и физических лиц, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством и эксплуатацией объектов, а также для органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Согласно пункту 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
В соответствии с пунктом 3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств.
Пунктом 8.1.5 СанПин 3.1.3.2352-08 установлено, что необходимо проводить благоустройство лесных массивов, в том числе санитарные рубки и удаление сухостоя, валежника и прошлогодней травы, разреживание кустарника, уничтожение свалок бытового и лесного мусора. Участки территории, наиболее часто посещаемые людьми, необходимо оградить от проникновения домашних и диких животных, которые могут занести клещей. Особое внимание необходимо уделять парковым дорожкам, детским площадкам, кладбищам и другим местам массового пребывания людей, где травяная растительность должна быть скошена.
Согласно пункту 23 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
В силу части 1 статьи 14 Закона Республики Крым от 30.12.2015 N 200-ЗРК/2015 "О погребении и похоронном деле в Республике Крым" уполномоченными органами в сфере погребения и похоронного дела являются органы местного самоуправления, определенные муниципальными нормативными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 21 статьи 36 Устава муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым к полномочиям Администрации города Феодосии Республики Крым по решению вопросов местного значения относятся организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Из материалов дела следует, что на территории пгт. Коктебель муниципального образования городской округ Феодосия расположено действующее кладбище, используемое для захоронения умерших.
21 февраля 2017 года помощником прокурора г. Феодосии МетельскимА.А, с участием специалиста 1 класса ТО Роспотребнадзора по г. Феодосии, Судаку и Кировскому району Налбантовой А.Р. проведена проверка соблюдения требований законодательства Российской Федерации о погребении и похоронном дела на территории пгт. Коктебель муниципального образования городского округа Феодосии, о чем составлен акт проверки от 21 февраля 2017 года (л.д. 13)
В ходе проверки установлено, что на указанном кладбище, в нарушение требований пункта 2.7 отсутствует система дренажа; пункта 6.3, пункта 6.6 СанПин 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения", пункта 8.1.5 СанПин 3.1.3.2352-08, утвержденного постановлением Главного государственного санитарного врача от 07.03.2008 года "Об утверждении санитарно - эпидемиологических правил СП 3.1.3.2352-08" территория кладбища не имеет ограждения, территория кладбища не разделена на функциональные зоны, отсутствуют хозяйственно-питьевое водоснабжение, урны для сбора мусора.
Согласно сообщению территориального отдела по г. Феодосии, г.Судаку и Кировскому району от 22 февраля 2017 года N20-00550-17 кладбище пгт. Коктебель функционирует вероисповедальное (православное) кладбище традиционного типа захоронения. Подъездной путь имеется. Территория кладбища не полностью ограждена. Не предусмотрено на территории кладбища наличие питьевого водопровода и водопровода технической воды. Имеется альтернативный источник водоснабжения (емкость для воды). На территории имеется неблагоустроенный общественный туалет, находится в неудовлетворительном санитарном состоянии. Имеется площадка для контейнеров, находится в неудовлетворительном санитарном состоянии, не полностью ограждена, не имеет твердого покрытия, что является нарушением пункта 6.7 СанПин 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения" (л.д. 6-9).
Удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции исходил из того, что не проведение межевания занятого под кладбищем земельного участка, не приведение территории кладбища в соответствие с нормами действующего земельного законодательства, кадастрового учета и его регистрации в установленном законом порядке, привело к обезличиванию территории данного общественного кладбища, отсутствию его на кадастровом учете, не проведение в отношении указанного земельного участка предусмотренных земельным законодательством землеустроительных и кадастровых работ, невыполнение требований СанПин препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля за местом погребения в целях безопасности жизни и здоровья населения.
Давая оценку указанным обстоятельствам и учитывая вышеназванные положения закона и подзаконных нормативных правовых актов, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Администрацией города Феодосии Республики Крым ненадлежащим образом осуществляются полномочия по содержанию мест захоронения на территории кладбища в пгт.Коктебель, непринятие мер по формированию земельного участка под место захоронения, меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека не принимаются.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что несоблюдение Администрацией города Феодосии Республики Крым требований законодательства о погребении и похоронном деле, санитарно-эпидемиологических требований к устройству и содержанию кладбища нарушает социальные, эстетические и религиозные права граждан при его посещении, права граждан на охрану здоровья и санитарно-эпидемиологическое благополучие.
Непринятие мер по приведению кладбища в соответствие с требованиями земельного законодательства, неосуществление его кадастрового учета и регистрации прав в установленном законом порядке может привести к обезличиванию территории кладбища, влечет нарушение прав на достойное отношение после погребения, а также санитарных правил и прав граждан на благоприятную окружающую среду при осуществлении захоронений умерших.
Доводы апелляционной жалобы о том, что захоронения в пгт.Коктебель существуют на территории муниципального образования городской округ Феодосия со времен нахождения Республики Крым в составе УССР, проектировалось, строилось и эксплуатировалось без учета СанПинов, действующих в настоящее время на территории Республики Крым, в связи с чем, получение положительного заключения экологической и санитарно-гигиенической экспертизы невозможно, являются несостоятельными, поскольку содержание кладбищ в районе пгт. Коктебель осуществляет Администрация города Феодосии Республики Крым, в связи с чем, в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, должна руководствоваться СанПиН, которые являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, чья деятельность связана с содержанием кладбищ. Санитарные правила и нормы распространяются на все кладбища, независимо от времени их возникновения.
Доводы апелляционной жалобы о невозможности исполнения решения в установленные судом сроки, не подтверждаются какими-либо допустимыми доказательствами, носят предположительный характер.
Кроме того, Администрация города Феодосии не лишена возможности обратиться в суд, вынесший решение, с заявлением об отсрочке или рассрочке исполнения решения суда.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда или опровергали бы выводы судебного решения.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что разрешая спор, суд с достаточной полнотой исследовал обстоятельства дела, выводы суда не противоречат материалам дела и являются мотивированными, соответствуют содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу; юридически значимые обстоятельства и правоотношения, возникшие между сторонами, судом установлены правильно, нормы материального права применены верно, доводам сторон и представленным ими доказательствам дана надлежащая правовая оценка в их совокупности по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия,
определила:
решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 25 октября 2017 года, - оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Феодосии Республики Крым, - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.
Председательствующий судья: Н.А. Терентьева
Судья: О.В. Хожаинова
Судья: Л.А-В. Юсупова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.