Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Климовой С.В.
и судей Владимировой Н.Ю, Лобовой Л.В,
при секретаре Ильиной Д.М,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Климовой С.В.
дело по апелляционной жалобе УСЗН САО города Москвы на решение Тимирязевского районного суда города Москвы от 07 августа 2017 года, которым постановлено:
исковые требования Родионовой А.И. к УСЗН САО г. Москвы о признании права на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет - удовлетворить,
признать за Родионовой А.И. с 27 июля 2016 года право на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет как гражданину, подвергшемуся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС,
обязать УСЗН САО г. Москвы назначить Родионовой А.И. с 27 июля 2016 года выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет как гражданину, подвергшемуся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС,
УСТАНОВИЛА:
Родионова А.И. 17.05.2017 обратилась в суд с иском к Управлению социальной защиты населения Северного административного округа города Москвы (далее - УСЗН САО г. Москвы), в котором с учетом уточнения в порядке ст. 39 ГПК ПФ (л.д. 40-44) просила о признании права на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет, как гражданина, подвергшегося воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, обязании назначить выплату пособия, мотивируя обращение тем, что постоянно с *** зарегистрирована и проживает по месту жительства по адресу: ***, являющейся территорией, подвергшейся воздействию радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, с 07.04.2014 состоит в трудовых отношениях с ООО "Аптека Коптевская" (г. Москва); в связи с рождением ребенка *** работодатель предоставил ей отпуск по уходу за ребенком и назначил ежемесячное пособие по уходу за ним в двойном размере, однако в июле 2016 года при обращении в УСЗН САО г. Москвы в дальнейшей выплате пособия было отказано ввиду фактического проживания истца в городе Москве, т.е. на территории, не подвергшейся воздействию радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, что истец полагает незаконным, нарушающим ее право на социальное обеспечение и право на выбор места жительства.
В судебном заседании представитель истца требования поддержал.
Ответчик УСЗН САО г. Москвы, третьи лица ООО "Аптека Коптевская" и Департамент труда и социальной защиты населения г. Москвы (далее - ДТСЗН г. Москвы), привлеченный к участию деле определением суда от 27.06.2017 (л.д. 34), в судебное заседание не явились.
07.08.2017 судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит ответчик УСЗН САО г. Москвы по доводам апелляционной жалобы от 15.08.2017, подписанной представителем по доверенности Лопатиной М.В.
В заседании судебной коллегии представитель ответчика УСЗН САО г. Москвы по доверенности Лопатина М.В. доводы апелляционной жалобы поддержала, представитель третьего лица ДТСЗН г. Москвы по доверенности Акчурин Т.Р. полагал жалобу обоснованной, представитель истца Родионовой А.И. по доверенности Родионов А.А. против удовлетворения жалобы возражал, истец Родионова А.И. и третье лицо ООО "Аптека Коптевская" в судебное заседание не явились, извещены (л.д. 97-99).
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав явившихся в судебное заседание лиц, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда по следующим основаниям.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Родионова А.И, *** года рождения, уроженка г. ***, с *** постоянно зарегистрирована по месту жительства по адресу: ***, о чем имеется отметка в паспорте (л.д. 10) и выдана справка ООО "Управляющая компания "Наш дом" (г. *** ) (л.д. 19).
*** Родионовой А.И. выдано удостоверение о праве на льготы и компенсации, установленные Законом РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" как лицу, проживающему в зоне с правом на отселение (л.д. 9).
Согласно свидетельству о рождении *** у истца родилась дочь М*, место рождения - г. Москва (л.д. 8).
В справке ООО "Управляющая компания "Лидер" (г. *** ) указано, что супруг истца Р*, *** года рождения, и ее дочери - В*, *** года рождения, М*, *** года рождения, зарегистрированы по адресу: *** (л.д. 20).
Из трудовой книжки Родионовой А.И. следует, что трудовая деятельность начата 05.10.2006 в ОАО "Мострансагентство" (г. Москва), с 07.04.2014 истец работает в ООО "Аптека Коптевская" (г. Москва) (л.д. 21-26).
Согласно ответу от *** отдела социальной защиты населения района Коптево УСЗН САО г. Москвы на обращение работодателя истца ООО "Аптека Коптевская", у Родионовой А.И. отсутствует право на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком в двойном размере, предусмотренного п. 7 ст. 18 Законом РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", поскольку в результате проведенной проверки установлено, что Родионова А.И. зарегистрирована по месту пребывания с 12.01.2015 в городе Москве, который не входит в перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденный постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 N 1074 (л.д. 13-14).
Аналогичные ответы даны истцу УСЗН САО г. Москвы *** (л.д. 15-16) и *** (л.д. 17-18), в которых также указано, что на обращение о подтверждении проживания Родионовой А.И. в *** поступил ответ об отсутствии Родионовой А.И. по месту жительства на момент проведения проверки, а также о прикреплении и наблюдении ее ребенка, М*, к Детской городской поликлинике N 58 г. Москвы, что также свидетельствует о фактическом проживании в городе Москве.
Разрешая спор с учетом установленных обстоятельств на основании собранных по делу доказательств, суд пришел к выводу об удовлетворении требований Родионовой А.И, поскольку до достижения ребенком возраста полутора лет ежемесячное пособие по уходу за ребенком истцу выплачивалось в двойном размере, а ответчик не представил суду достоверные доказательств непроживания истца по месту регистрации в г. ***, относящемуся к зоне радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может, поскольку в силу требований ст. 56 ГПК РФ именно истец должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований.
Так, Законом РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1) определена государственная политика в области социальной поддержки граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы (ст. 1).
Статьей 7 данного закона установлено, что его действие распространяется на территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС: из которых в 1986 году и в последующие годы проведена эвакуация и отселение граждан; на которых начиная с 1991 года среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения превышает 1 мЗв (0.1 бэр); на которых начиная с 1991 года плотность радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 превышает 1 Ки/кв. км. Указанные территории подразделяются на следующие зоны: зона отчуждения; зона отселения; зона проживания с правом на отселение; зона проживания с льготным социально-экономическим статусом. Границы этих зон и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет.
Статьей 13 данного закона определены категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, в том числе граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение (ч. 7), граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (п. 8).
Постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 N 1074 "Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" Узловский район - городское поселение "Город Узловая", г. Узловая Тульской области отнесены к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Ранее действовавшим постановлением Правительства РФ от 18.12.1997 N 1582 "Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" Узловая Узловского района Тульской области также был отнесен к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
М еры социальной поддержки граждан, постоянно проживающих (работающих) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом установлены статьей 19 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1, которые предусматривают, что г ражданам, указанным в п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона, предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные п.п. 5, 7, 10 и 11 ч. 1 ст. 18 настоящего Закона.
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 18 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны с льготно-экономическим статусом, гарантируется ежемесячное пособие по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет.
Положения ст. 4 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 устанавливают, что социальная поддержка граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, - система мер, обеспечивающая социальные гарантии гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, устанавливаемая настоящим Законом и другими федеральными законами, при этом ежемесячная выплата, указанная в п. 7 ч. 1 ст. 18 настоящего Закона, осуществляется при условии постоянного проживания (работы) граждан непосредственно перед датой рождения ребенка, на которого назначается выплата: в зоне отселения - не менее 1 года; в зоне проживания с правом на отселение - не менее 3 лет; в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом - не менее 4 лет.
Постановлением Правительства РФ от 16.07.2005 N 439 утверждены Правила выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, которыми определяется порядок назначения и выплаты такого пособия; приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.12.2008 N 692н утверждены Разъяснения о порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет.
В соответствии с п. 3 Правил и п. 3 Разъяснений пособие назначается и выплачивается гражданам: постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с правом на отселение; постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом; постоянно проживающим (работающим) в зоне отселения до их переселения в другие районы.
Таким образом, действующее законодательство условием предоставления мер социальной защиты гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, является именно их постоянное проживание (работа) на территориях, отнесенных к зонам, подвергшимся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Между тем, представленные истцом в суд первой инстанции доказательства не свидетельствуют о ее постоянном проживании или работе в г. ***, поскольку истец, будучи зарегистрированной по месту пребывания в городе Москве на длительное время, постоянно работает в городе Москве, ребенок, о выплате пособия на которого просит истец, также родился в городе Москве, при этом ссылки на постоянную регистрацию по месту жительства в *** не влекут иного применения положений Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1.
Так, в силу ст. 1 Закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" в соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
Согласно ст. 2 Закона место жительства - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома, а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Таким образом, регистрация является предусмотренным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания и жительства.
В подтверждение фактического проживания в г. *** в суд апелляционной инстанции истцом представлены документы об обращении Родионовой А.И. 15.04.2017 к нотариусу г. ***, в ГБУ ТО "МФЦ" г. *** *** о получении государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, квитанция от *** о приобретении товара (диван) с доставкой в г. ***, договор от *** на оказание платных стоматологических услуг с ООО "Фея" (г. *** ) и его оплата в период с 08.07.2017 по 01.08.2017, а также сведения об использовании банковской карты для приобретения товара в г. *** 11 раз - в 2015 году, 15 раз - в 2016 году, 16 раз - в 2017 году.
Ответчиком в суд апелляционной инстанции представлены сведения о регистрации Родионовой А.И. по месту пребывания в городе Москве с 17.01.2012 по 14.01.2015, ответ ГБУЗ г. Москвы "Детская городская поликлиника N 58" о прикреплении к указанной поликлинике и наблюдении в ней с рождения несовершеннолетней М*, *** года рождения, сообщение Департамента образования г. Москвы, в котором указано о регистрации В*, *** года рождения, как обучающейся во 2 классе ГБОУ г. Москвы "Школа N 1155", и постановке в электронной очереди в дошкольную группу этого же образовательного учреждения М*, *** года рождения, ответ ГБОУ г. Москвы "Школа N 1155" об обучении В*, *** года рождения, в школе и регулярном посещении матерью ребенка Родионовой А.И, являющейся председателем родительского комитета, родительских собраний.
Совокупность представленных сторонами доказательств не свидетельствует о постоянном проживании (работе) Родионовой А.И. в г. ***, такие доказательства свидетельствуют о том, что сохраняя постоянную регистрацию в г. ***, истец Родионова А.И. совместно с семьей фактически проживает в городе Москве, регулярно пользуясь услугами учреждений здравоохранения и образования города Москвы, который не относится к населенным пунктам, находящимся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в связи с чем оснований для предоставления ей мер социальной поддержки как гражданину, постоянно проживающему (работающему) на территории зоны, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не имеется.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда первой инстанции от 07.08.2017 по основаниям, предусмотренным п.п. 2, 4 ст. 330 ГПК РФ, ввиду недоказанности установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильного применения норм материального права, и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Родионовой А.И.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тимирязевского районного суда города Москвы от 07 августа 2017 года отменить,
принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Родионовой А.И. к УСЗН САО города Москвы о признании права на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком в двойном размере, обязании назначить выплату пособия отказать.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.