Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Климовой С.В.
и судей Дегтеревой О.В, Лобовой Л.В,
при секретаре Мартынове А.В,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Климовой С.В.
дело по апелляционной жалобе Чуканова В.Н. на решение Зеленоградского районного суда города Москвы от 07 июля 2017 года, которым постановлено:
исковые требования Чуканова В.Н. к Московской областной таможне о признании права на получение льготной пенсии - оставить без удовлетворения,
УСТАНОВИЛА:
Чуканов В.Н. 10.05.2017 обратился в суд с иском к Московской областной таможне о признании права на получение пенсии с 21.03.2016 на основании Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", мотивируя обращение тем, что с 29.06.1995 по 15.09.2009 проходил службу в таможенных органах, в связи с чем имеет право на назначение установленной указанным законом пенсии, однако при обращении к ответчику 21.03.2017 в назначении пенсии было отказано, что истец полагает незаконным, нарушающим его право на пенсионное обеспечение.
В судебном заседании представитель истца требования поддержала; представители ответчика иск не признали.
07.07.2017 судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит истец Чуканов В.Н. п о доводам своей апелляционной жалобы.
В заседании судебной коллегии истец Чуканов В.Н. доводы апелляционной жалобы поддержал, представители ответчика Московской областной таможни по доверенности Кучма А.П, Сурмилова Е.П. против удовлетворения жалобы возражали.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав стороны, исследовав материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения постановленного судом решения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Чуканов В.Н, *** года рождения, с 29.06.1995 был принят на работу в Ногинскую таможню на должность инспектора таможенного поста "Павлово-Посадский", с 05.05.1998 был переведен на службу в таможенные органы Российской Федерации на должность ст.инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля N 1 по контракту на основании ст. 25 КЗоТ РФ (в связи с переводом) и ст. 6 Ф едерального закона от 21.07.1997 N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" и 12.09.2002 был уволен со службы в таможенных органах Российской Федерации в соответствии с пп. 5 п. 2 ст. 48 Федерального закона от 21.07.1997 N 114-ФЗ (в связи с проведением организационно-штатных мероприятий); с 13.09.2002 принят на федеральную государственную гражданскую службу в Ногинскую таможню на внеконкурсной основе и без испытательного срока на должность заместителя начальника отдела кадров - начальника отделения кадров, с которой уволен 15.09.2009 по подп. 3 п. 1 ст. 33 Федерального закона от 27.07.2014 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" (по инициативе гражданского служащего), что подтверждается записями в трудовой книжке (л.д. 7-23).
21.03.2017 Чуканов В.Н. обратился в Московскую областную таможню с заявлением о назначении пенсии в связи со службой в таможенных органах, в чем было отказано, поскольку выслуга лет для назначения пенсии на день увольнения со службы в таможенных органах Российской Федерации 12.09.2002 составила 18 лет 02 месяца 02 дня, общий трудовой стаж - 21 год 05 месяцев 16 дней, а возраст - 40 лет, а правом, предусмотренным пп. 3 п. 10 ст. 3 Федерального закона от 30.06.2002 N 78-ФЗ "О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)" в установленный срок до 30.06.2007 истец не воспользовался (л.д. 24-25).
Пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу, осуществляется в порядке и по нормам, предусмотренным Законом Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел. Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1).
Положения ст. 50 Ф едерального закона от 21.07.1997 N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" устанавливают, что пенсионное обеспечение сотрудников таможенных органов и членов их семей осуществляется на условиях и по нормам, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и членов их семей (ч. 1), а организация пенсионного обеспечения сотрудников таможенных органов и членов их семей возлагается на пенсионную службу Федеральной таможенной службы.
В силу ст. 13 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1, устанавливающей условия, определяющие право на пенсию за выслугу лет, такое право имеют лица, указанные в ст. 1 Закона при наличии выслуги 20 лет и более, либо наличие общего трудового стажа 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет 6 месяцев составляет военная служба, а также достижение 45-летнего возраста в случае увольнения со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями.
В связи с принятием Федерального закона от 30.06.2002 N 78-ФЗ "О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)" (далее - Федеральный закон от 30.06.2002 N 78-ФЗ) были определены условия перевода сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы).
Так, ст. 3 Федерального закона от 30.06.2002 N 78-ФЗ предусмотрено, что государственные должности федеральной государственной службы и должности работников организаций бюджетной сферы вводятся в пределах штатной численности федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации, установленной нормативными правовыми актами Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Федерального закона, за счет сокращения должностей, замещаемых в указанных органах лицами младшего и начальствующего состава (п. 1).
Количество государственных должностей федеральной государственной службы и должностей работников организаций бюджетной сферы в федеральных органах налоговой полиции и таможенных органах Российской Федерации определяется Правительством Российской Федерации (п. 2).
Государственные должности федеральной государственной службы и должности работников организаций бюджетной сферы, предусмотренные пунктами 1 и 2 настоящей статьи, в подразделениях и организациях федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации устанавливаются руководителями соответствующих федеральных органов исполнительной власти (п. 3).
Для лиц младшего и начальствующего состава федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации, должности которых подлежат замещению государственными служащими и работниками организаций бюджетной сферы, прекращается прохождение службы, а для указанных лиц, проходящих службу по контракту, также прекращается действие контракта. Указанные лица подлежат увольнению со службы в порядке и на условиях, которые установлены соответственно пунктом "е" ст. 45 Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 20.05.1993 N 4991-1, и подп. 5 п. 2 ст. 48 Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации" (п. 4).
Если лица младшего и начальствующего состава федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации, должности которых подлежат замещению государственными служащими и работниками организаций бюджетной сферы, находятся в отпуске по болезни, беременности и родам, в связи с рождением ребенка, по уходу за ребенком и других видах отпусков, установленных законодательством Российской Федерации, то днем прекращения их службы является день, следующий за днем окончания отпуска (п. 5).
Выслуга лет лиц младшего и начальствующего состава федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации, должности которых подлежат замещению государственными служащими и работниками организаций бюджетной сферы, исчисленная на день прекращения службы в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, включается в стаж государственной службы или в стаж работы, которые дают право на получение надбавки за выслугу лет, назначение пенсии и иные социальные гарантии и льготы (п. 6).
Лица младшего и начальствующего состава федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации могут с их письменного согласия назначаться на государственные должности федеральной государственной службы и должности работников организаций бюджетной сферы на условиях, определяемых пунктами 8 - 10 настоящей статьи. При этом указанным лицам выплаты и денежные компенсации, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими вопросы прохождения службы в федеральных органах налоговой полиции и таможенных органах Российской Федерации, для лиц, увольняемых со службы в указанных органах, не производятся и не выплачиваются (п. 7).
Назначение на государственные должности федеральной государственной службы и должности работников организаций бюджетной сферы осуществляется на внеконкурсной основе и без испытательного срока, установленного федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Лицам, назначенным на государственные должности федеральной государственной службы, одновременно присваиваются квалификационные разряды (п. 8).
Назначение на государственные должности федеральной государственной службы с одновременным присвоением квалификационных разрядов лиц, не имеющих соответствующего профессионального образования, осуществляется с условием обязательного последующего получения ими профессионального образования, отвечающего необходимым квалификационным требованиям. Указанные лица имеют право на получение соответствующего профессионального образования без взимания с них платы за обучение и на сохранение за ними на период обучения денежного содержания и иных выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в порядке и на условиях, которые устанавливаются руководителями соответствующих федеральных органов исполнительной власти (п. 9).
Для лиц, назначенных на государственные должности федеральной государственной службы и должности работников организаций бюджетной сферы в соответствии с п.п. 7 - 9 настоящей статьи, предусматриваются следующие социальные гарантии и денежные компенсации:
1) в случае уменьшения ежемесячного денежного содержания (заработной платы) указанных лиц с учетом иных выплат по сравнению с ранее получаемым этими лицами месячным денежным довольствием им выплачивается ежемесячная денежная компенсация в размере, соответствующем уровню снижения дохода, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. В этом случае месячное денежное довольствие определяется как одна двенадцатая объема годовых выплат, включающих в себя оклад денежного содержания, ежемесячные надбавки, установленные указанным лицам по занимаемой штатной должности, другие дополнительные выплаты и денежные компенсации в размерах, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в части, касающейся материального и социально-бытового обеспечения сотрудников и членов их семей, по состоянию на 30 июня 2002 года;
2) за указанными лицами и членами их семей сохраняется право на медицинское обслуживание, а также на санаторно-курортное обеспечение в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими вопросы прохождения службы в федеральных органах налоговой полиции и таможенных органах Российской Федерации в части, касающейся медицинского обслуживания и санаторно-курортного обеспечения сотрудников указанных органов и членов их семей;
3) при увольнении с работы до 30 июня 2007 года за указанными лицами сохраняется право выхода на пенсию и на назначение пенсии в порядке, установленном Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей". При исчислении пенсий и пособий учитываются:
оклад денежного содержания, установленный по занимаемой указанными лицами штатной должности на 30 июня 2002 года, с учетом его повышения (индексации), произведенного в установленном порядке для сотрудников, за период службы (работы) указанных лиц на государственных должностях федеральной государственной службы и должностях работников организаций бюджетной сферы;
выслуга лет, исчисляемая исходя из общей продолжительности службы (работы), с учетом выслуги лет, исчисленной в соответствии с п. 6 настоящей статьи;
процентная надбавка за выслугу лет, исчисляемая в размере, установленном для сотрудников, действующем на день увольнения указанных лиц;
ежемесячная денежная продовольственная компенсация в размере, установленном для сотрудников на день увольнения;
4) при увольнении после 01.01.2013 указанных лиц из таможенных органов Российской Федерации на пенсию, а также при увольнении по основаниям, предусмотренным подп. "а" п. 1 и п.п. 8.2 и 8.3 ч. 1 ст. 37, п.п. 1, 2 и 4 ч. 1, п.п. 2 и 4 ч. 2, ч. 3 ст. 39 Федерального закона 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 81, п.п. 1, 2, 5 и 7 ч. 1 ст. 83 Трудового кодекса РФ, им выплачивается единовременное пособие в порядке и на условиях, которые были установлены п. 1 ст. 51 Федерального закона от 21.07.1997 N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". При расчете указанного пособия учитываются: должностной оклад (тарифная ставка) и оклад за классный чин, установленные на день увольнения; общая продолжительность службы (стаж работы) с учетом выслуги лет, исчисленной в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи (п. 10).
Поступление на службу (работу) в федеральные органы налоговой полиции и таможенные органы Российской Федерации лиц, уволенных по основаниям, указанным в п. 4 настоящей статьи, и не давших согласия на назначение их на государственные должности федеральной государственной службы и должности работников организаций бюджетной сферы в соответствии с п. 7 настоящей статьи, осуществляется на общих основаниях в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; до 01.07.2007 такое поступление осуществляется на внеконкурсной основе и без испытательного срока (п. 11).
Таким образом, Чуканов В.Н. был уволен со службы в таможенных органах Российской Федерации 12.09.2002 по пп. 5 п. 2 ст. 48 Федерального закона от 21.07.1997 N 114-ФЗ (в связи с проведением организационно-штатных мероприятий) и 13.09.2002 принят на федеральную государственную гражданскую службу в Ногинскую таможню в соответствии с положениями п.п. 4, 7 ст. 3 Федерального закона от 30.06.2002 N 78-ФЗ, на условиях определяемых п.п. 8 - 10 этой нормы, т.е. на внеконкурсной основе и без испытательного срока с одновременным присвоением квалификационного разряда (п.п. 8, 9), а также с предоставлением социальных гарантий и денежных компенсаций в виде: - выплаты ежемесячной денежной компенсации в размере, соответствующем уровню снижения дохода, в порядке, определяемом Правительством РФ, в случае уменьшения ежемесячного денежного содержания (подп. 1 п. 10); - сохранения права на медицинское обслуживание, а также на санаторно-курортное обеспечение в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими вопросы прохождения службы в таможенных органах Российской Федерации в части, касающейся медицинского обслуживания и санаторно-курортного обеспечения сотрудников указанных органов и членов их семей (подп. 2 п. 10); - сохранения права выхода на пенсию и на назначение пенсии в порядке, установленном Законом от 12.02.1993 N 4468-1 при увольнении с работы до 30.06.2007 с исчислением выслуги лет из общей продолжительности службы (работы), с учетом выслуги лет, исчисленной в соответствии с п. 6 ст. 3 (подп. 3 п. 10), а также выплаты единовременного пособия в порядке и на условиях, которые были установлены п. 1 ст. 51 Федерального закона от 21.07.1997 N 114-ФЗ в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ в случае увольнения после 01.01.2013 из таможенных органов Российской Федерации на пенсию, а также при увольнении по основаниям, предусмотренным подп. "а" п. 1 и п.п. 8.2 и 8.3 ч. 1 ст. 37, п.п. 1, 2 и 4 ч. 1, п.п. 2 и 4 ч. 2, ч. 3 ст. 39 Федерального закона 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 81, п.п. 1, 2, 5 и 7 ч. 1 ст. 83 Трудового кодекса РФ,
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, специфика государственной службы в Российской Федерации как профессиональной служебной деятельности граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения соответствующих полномочий предопределяет особый правовой статус государственных служащих, исходя из особенностей которого, обусловленных характером выполняемой государственными служащими деятельности, предъявляемыми к ним квалификационными требованиями, вводимыми ограничениями, связанными с государственной службой, законодатель вправе в рамках дискреции и с помощью специального правового регулирования устанавливать и изменять условия и порядок прохождения государственной службы; действуя в пределах предоставленных ему полномочий, законодатель в Федеральном законе "О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)" установилусловия перевода сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы), которые предполагали в том числе возможность для лиц младшего и начальствующего состава федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации продолжить службу (работу) в указанных органах на должностях государственной гражданской службы либо в организациях бюджетной сферы; закрепленное подп. 3 п. 10 ст. 3 данного Федерального закона право выхода на пенсию указанных лиц и на ее назначение в порядке, установленном Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-I, при условии увольнения их с работы до 30.06.2007 является специальной гарантией, обеспечивающей стабильность правового регулирования и предоставляющей гражданам возможность адаптироваться к изменившимся условиям их пенсионного обеспечения, и, не отменяет действие Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (Определение Конституционного Суда РФ от 27.10.2015 N 2390-О).
Разрешая заявленные требования с учетом установленных по делу обстоятельств на основании собранных по делу доказательств, руководствуясь вышеприведенными положениями действующего законодательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе Чуканову В.Н. в иске, поскольку основания для назначения ему пенсии по выслуге лет в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1 отсутствуют, учитывая, что условий для назначения пенсии по выслуге лет, определенных в ст. 13 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1, при увольнении со службы в таможенных органах РФ 12.09.2002 не имелось, а в установленный законом срок специальной гарантией до 30.06.2007 он не воспользовался.
Доводы истца о том, что на момент увольнения с государственной службы 15.09.2009 его общий трудовой стаж составлял более 27 лет, из них 14 лет составляла служба в таможенных органах и истец достиг возраста 47 лет, в связи с чем условия для назначения пенсии по выслуге лет, установленные ст. 13 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1, соблюдены, несостоятельны, поскольку увольнение истца 15.09.2009 произведено не со службы в таможенных органах Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 114-ФЗ, а с государственной гражданской службы по подп. 3 п. 1 ст. 33 Федерального закона от 27.07.2014 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" (по инициативе гражданского служащего).
Также не влекут отмену решения суда доводы истца о том, что по состоянию на 30.06.2007 у него имелась необходимая продолжительность службы в таможенных органах для назначения пенсии по выслуге лет по Закону РФ от 12.02.1993 N 4468-1, поскольку до указанной даты, т.е. в течение пяти лет, специальной гарантией, закрепленной подп. 3 п. 10 ст. 3 Федерального закона от 30.06.2002 N 78-ФЗ, истец не воспользовался, продолжив после 30.06.2007 государственную гражданскую службу.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия считает, что, разрешая спор, суд, правильно определилюридически значимые обстоятельства, данные обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными доказательствами, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам; нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права судом не допущено.
Доводы апелляционной жалобы истца не содержат правовых оснований, установленных в ст. 330 ГПК РФ, для отмены решения суда и сводятся к неправильному толкованию и применению действующего законодательства.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Зеленоградского районного суда города Москвы от 07 июля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Чуканова В.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.