Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи Бельченко И.В,
судей Владимировой Н.Ю, Дегтеревой О.В,
при секретаре Решетовой К.П,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Бельченко И.В.
дело по апелляционной жалобе Криворотовой Ольги Николаевны
на решение Кунцевского районного суда г. Москвы от 28 февраля 2017 года, в редакции определения Кунцевского районного суда г. Москвы от 18 декабря 2017 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Криворотовой Ольги Николаевны к Управлению социальной защиты населения ЗАО г.Москвы о присвоении звания "Ветеран труда" - отказать",
УСТАНОВИЛА:
Криворотова О.Н. обратилась в суд с иском, указав в качестве ответчика УСЗН района Крылатское г. Москвы, просила признать незаконным отказ в присвоении ей звания "Ветеран труда", обязать выдать ей удостоверение "Ветеран труда", - в обоснование своих требований ссылаясь на то, что она имеет необходимый трудовой стаж, в период осуществления ею трудовой деятельности в Медицинском центре Банка России она была награждена дипломом профессионального мастерства среднего медицинского персонала за подписью заместителя директора Медицинского центра Банка России, а также 18.06.2010 года была награждена памятным знаком "150 лет Банку России", полагала, что имеющиеся у нее знаки отличия в труде дают ей право на присвоение указанного звания.
В судебном заседании представитель Криворотовой О.Н. исковые требования поддержал, представитель УСЗН ЗАО г. Москвы исковые требования не признал.
Судом постановлено указанное выше решение, которое по доводам апелляционной жалобы просит отменить Криворотова О.Н.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав Криворотову О.Н, представителя УСЗН ЗАО г. Москвы - Хохлову А.И, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены постановленного судом решения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Криворотова О.Н, *** года рождения, 05.07.1978 г. была зачислена на должность медсестры в Центральном научно-исследовательском институте стоматологии Министерства здравоохранения СССР; 16.03.1984 г. - в порядке служебного перевода зачислена на должность медсестры стоматологического отделения поликлиники Банка России; Поликлиника ЦБ РФ преобразована в поликлинику N1 Медицинского центра ЦБ РФ, затем в медицинский центр ЦБ РФ; *** г. Криворотова О.Н. была уволена из указанного медицинского центра.
В 1999 году истцу был вручен Диплом второй степени лауреата конкурса профессионального мастерства среднего медицинского персонала, подписанный заместителем директора Административного департамента- директором Медицинского центра Банка России Назаренко Г.И.
18.06.2010 г. истцу был вручен памятный знак "150 лет Банку России"
Криворотова О.Н. обратилась в управление социальной защиты населения с заявлением о присвоении звания "Ветеран труда", в чем ей было отказано, в связи с тем, что указанный памятный знак не относится к ведомственным знакам отличия министерств и ведомств, дающих право на присвоение указанного звания.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Криворотовой О.Н. о признании незаконным отказа в присвоении звания "Ветеран труда" и возложении обязанности выдать удостоверение "Ветеран труда", суд обоснованно исходил из того, что истцом не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии у нее наград либо иных знаков отличия в труде, дающих ей право на присвоение указанного звания, а имеющийся у истца памятный знак "150 лет Банку России" не относится к ведомственным знакам отличия министерств и ведомств, дающих право на присвоение данного звания, равно как и не относится к знакам отличия за продолжительный добросовестный труд.
Судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного по делу решения по доводам апелляционной жалобы истца и исходит из следующего:
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" ветеранами труда, в числе прочих, признаются лица, награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
В соответствии с ранее действовавшими положениями ст. 7 указанного Федерального от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", ветеранами труда признавались награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Из системного толкования положений статьи 1 и приведенных редакций статьи 7 Федерального закона "О ветеранах" следует, что ветеранами труда помимо лиц, имеющих удостоверение "Ветеран труда", и лиц, начавших трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющих трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин, являются также лица, награжденные ведомственными знаками отличия в труде, в отношении которых решение о награждении знаками отличия в труде принималось в соответствии с нормами действовавшего (действующего) законодательства органами и организациями, наделенными соответствующими полномочиями в установленном законом порядке, с учетом безупречной службы и продолжительного добросовестного труда, в связи с чем определяющее значение для разрешения вопроса о присвоении гражданину звания "Ветеран труда" имеет указанный критерий продолжительного добросовестного труда.
В силу ч. 4 ст. 7 Федерального закона "О ветеранах" порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; на основании, указанного закона меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами.
Согласно Федерального закона от 06.10.1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социального обеспечения, безопасности дорожного движения и экологии; согласно, указанного закона к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено, в частности, решение вопросов социальной поддержки ветеранов труда.
В соответствии со ст. 85 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ; такие расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов.
Учитывая изложенное, исходя из того, что меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами, у города Москвы как субъекта Российской Федерации имеется право самостоятельно определять перечень наград, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда".
В развитие приведенных положений федерального законодательства в городе Москве принято Правительства Москвы от 27.06.2006 N 443-ПП "О присвоении звания "Ветеран труда", регулирующее порядок присвоения звания "Ветеран труда".
о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда", утверждено постановлением Правительства Москвы от 27.06.2006 N 443-ПП "О присвоении звания "Ветеран труда", в п.п. 2.1, 2.2. которого указаны категории граждан, аналогичные Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ.
Как указано выше, с 01.07.2016 в Федеральный закон "О ветеранах", в Правительства Москвы от 27.06.2006 N 443-ПП внесены изменения, которые предусматривают основанием для присвоения звания ветерана труда помимо награждения орденами или медалями СССР или Российской Федерации, почетными грамотами и благодарностью Президента Российской Федерации, присвоения почетных званий СССР или Российской Федерации, также награждение ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики), что также свидетельствует, что критерием для признания лица ветераном труда с последующим предоставлением государственных мер социальной поддержки является не любое достижение в труде, а особые заслуги, отличия в труде и продолжительный труд, отмеченный соответствующим ведомством, входящим в систему органов государственной власти; при этом, при присвоении звания "Ветеран труда" учитываются ведомственные знаки за отличия в труде в соответствии с профессиональной деятельностью с соблюдением условия о том, что решение о награждении принято непосредственно в отношении конкретного работника (служащего), состоящего в штате учреждения, организации или работающего (служащего) в организациях (учреждениях), на предприятиях, подведомственных соответствующему федеральному органу.
Как указывалось выше, истцу был вручен памятный знак "150 лет Банку России", данные обстоятельства сторонами не оспаривались.
Положением Банка России от 15 октября 2015г. N498-П "О ведомственных наградах Банка России" установлено, что в Банке России устанавливаются следующие награды Банка России" Почетная грамота Банка России; почетный знак "За безупречную службу в Банке России"; почетное звание "Отличник Банка России". Таким образом, указанный памятный знак не относится к ведомственным знакам отличия в труде, дающим право на присвоение звания "Ветеран труда", в связи с чем выводы суда об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований являются правомерными.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении норм права и надлежащей оценке представленных по делу доказательств.
Ссылки со стороны истца на наличие у нее также Диплом лауреата конкурса профессионального мастерства среднего медицинского персонала, подписанного заместителем директора Медицинского центра Банка России Назаренко Г.И, также несостоятельны, поскольку данный диплом также в соответствии с приведенными выше нормами материального права не может быть отнесен к ведомственным знакам отличия в труде, дающим право на присвоение звания "Ветеран труда", является подтверждением того, что истец заняла 2 место на конкурсе профессионального мастерства.
Иные доводы апелляционной жалобы, учитывая, что критерием для признания лица ветераном труда с последующим предоставлением государственных мер социальной поддержки является не любое достижение в труде, а особые заслуги, отличия в труде и продолжительный труд, отмеченный соответствующим ведомством, входящим в систему органов государственной власти, как основанные на неправильном толковании действующего законодательства и направленные на переоценку выводов суда, также не могут служить основанием для отмены решения.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327, 327.1, 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кунцевского районного суда г. Москвы от 28 февраля 2017 года, в редакции определения Кунцевского районного суда г. Москвы от 18 декабря 2017 года, оставить без изменения, апелляционную жалобу Криворотовой Ольги Николаевны - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.