Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Шаповалова Д.В.,
судей Тиханской А.В, Гордеевой О.В,
при секретаре Батеевой Е.Н,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Гордеевой О.В. административное дело по апелляционной жалобе и дополнению к ней административного истца Ашуровой Ф.Н. на решение Тверского районного суда г. Москвы от 8 ноября 201 7 года, которым постановлено:
В удовлетворении административного искового заявления Ашуровой Ф.Н. к Отделению по вопросам миграции ОМВД России по Тверскому району города Москвы, начальнику Отделения по вопросам миграции ОМВД России по Тверскому району города Москвы Пахомову П.П. о признании действий и бездействия незаконными - отказать,
УСТАНОВИЛА:
Ашурова Ф.Н, действуя в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей Ашуровой В.И. и Ашурова Т.Н, обратил а с ь в суд с административным исковым заявлением к отделению по вопросам миграции ОМВД России по Тверскому району г. Москвы, начальнику отделения по вопросам миграции ОМВД России по Тверскому району города Москвы Пахомову П.П. о признании действий, бездействия незаконными.
В обоснование требований административный истец указал а, что 6 сентября 2016 г. она обратилась в отделение по вопросам миграции ОМВД России по Тверскому району г. Москвы для оказания ей государственной услуги "Регистрация гражданина по месту жительства" на основании договора социального найма от 23 сентября 2014 г, на основании распоряжения Правительства Москвы N 534-РП от 23 сентября 2014 г. и распоряжения Правительства Москвы N 661-РП от 18 ноября 2014 г, которым ей и её несовершеннолетним детям предоставлено жилое помещение из трех комнат, как нанимателям на основании государственной программы "Жилище". 19 января 2017 г. административным ответчиком в паспорт Ашуровой Ф.Н. проставлен штамп о регистрации по месту жительства по адресу: ***, поскольку Ашурова Ф.Н. в заявлении по форме N 6 от 6 сентября 2016 г. не просила регистрировать её по указанному адресу, она полагает действия административного ответчика по внесению в её паспорт ложных сведений регистрационного учета незаконными, нарушающими ее права на регистрацию по месту жительства в предоставленном ей жилом помещении. Также административный истец считает незаконным бездействие административных ответчиков, выразившееся в непредставлении ей государственной услуги.
В судебно м заседани и суда первой инстанции административный истец Ашурова Ф.Н. и ее представитель по доверенности Вахитов И.С. заявленные требования поддержали в полном объеме; представитель административного ответчика отделения по вопросам миграции ОМВД России по Тверскому району г. Москвы, административный ответчик начальник ОМВД России по Тверскому району г. Москвы, заинтересованное лицо ДГИ г. Москвы в судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы и дополнению к ней просит административный истец Ашурова Ф.Н, указывая на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, нарушение и неправильное применение норм материального и процессуального права.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней, выслушав объяснения административного истца Ашуровой Ф.Н, поддержавшей доводы апелляционной жалобы и дополнений, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенн ых о времени и месте рассмотрения дела, не явивш ихся в заседание суда апелляционной инстанции и не сообщивш их об уважительных причинах своей неявки, и не просивших об отложении слушания дела, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке; решение суда является законным и обоснованным, постановленным в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, без нарушения норм процессуального права.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 названной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 статьи 226 КАС РФ, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Применительно к названным нормам процессуального права и предписаниям ст. 62 КАС РФ суд правильно распределил бремя доказывания между сторонами и установилследующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
С удом установлено, что 6 сентября 2016 года Ашурова Ф.Н. обратилась в МФЦ района Тверской по вопросу регистрации по месту жительства административного истца и ее несовершеннолетних детей (без указания адреса регистрации). Ашуровой Ф.Н. в МФЦ района Тверской были предоставлены следующие документы: паспорт гражданина Российской Федерации серии ***, выданный *** на имя Ашуровой Ф.Н, ** года рождения, свидетельства о рождении детей серии *** и *** на имя Ашуровой В.И. и Ашурова Т.Н.
В заявлении о регистрации по месту жительства по форме N 6 Ашурова Ф.Н. указала данные не в соответствии с требованиями Административного регламента, поскольку в строке "основание регистрации" указала: распоряжение Правительства Москвы N 534-РП от 23.09.2014 г. и распоряжение Правительства Москвы N 661-РП от 18.11.2014 г.; в строке "адрес регистрации" указала: по указанному в распоряжении Правительства Москвы N 534-РП от 23.09.2014 г. договору социального найма N 611013038.
В связи с поступлением обращения Ашуровой Ф.Н. отделением по вопросам миграции ОМВД России по Тверскому району г. Москвы направлен запрос в ДГИ г. Москвы о наличии договора социального найма жилого помещения N 611013038 от 23 сентября 2014 г.
Согласно поступившему ответу на запрос из ДГИ г. Москвы указано, что договор социального найма жилого помещения N 611013038 от 23.09.2014 г. с Ашуровой Ф.Н. не заключался и в информационной системе не зарегистрирован, в связи с чем предоставить информацию об адресе жилого помещения, указанного в договоре, не представляется возможным.
Семья Ашуровой Ф.Н. из трех человек (административный истец и её несовершеннолетние дети) с 21 мая 2013 г. зарегистрированы по месту жительства на основании договора социального найма от 30 апреля 2013 г. N 551061139 в однокомнатной квартире площадью жилого помещения 32,0 кв.м. по адресу: г. ***, которая предоставлена на основании распоряжения ДЖП и ЖФ г. Москвы от 24 апреля 2013 г. N Р55-4164.
Аналогичная информация изложена в ответе ДГИ г. Москвы на запрос суда и в выписке из домовой книги по адресу: ***.
19 января 2017 г. отделением по вопросам миграции ОМВД по Тверскому району г. Москвы Ашурова Ф.Н. документирована паспортом гражданина Российской Федерации серии ***. Согласно выписки из домовой книги, представленной при обмене паспорта, Ашуровой Ф.Н. в паспорте проставлен штамп о регистрации по месту жительства по адресу: ***.
Разрешая настоящий спор, суд, руководствуясь положениями ст. 227 КАС РФ, а также Приказа ФМС России от 11.09.2012 N 288 "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации", оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, пришел к выводу об отказе в удовлетворении административного искового заявления, поскольку фактов нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца не установлено, административными ответчиками нарушений действующего законодательства допущено не было.
Данные выводы суда мотивированы, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами и оснований для признания их незаконными по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Согласно ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, для удовлетворения административного иска необходимо установить несоответствие действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Порядок регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства регулируется Законом Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 N 713 и Административным регламентом предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденным Приказом ФМС России от 11.09.2012 N 288.
В соответствии со ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. При регистрации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации граждане Российской Федерации представляют заявления по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и иные документы, предусмотренные настоящим Законом и Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Заявления и документы, указанные в части третьей настоящей статьи, представляются в органы регистрационного учета в сроки, установленные статьями 5 и 6 настоящего Закона. Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечень должностных лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Статьей 6 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 установлено, что гражданин Российской Федерации (за исключением случая, предусмотренного статьей 6.1 настоящего Закона), изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к лицу, ответственному за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных настоящим Законом и Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, непосредственно в орган регистрационного учета с заявлением по установленной форме.
При этом предъявляются: паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина; документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом и другими федеральными законами, или его надлежаще заверенная копия. Гражданин Российской Федерации вправе не предъявлять документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (договор социального найма, договор найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, прошедшие государственную регистрацию договор или иной документ, выражающие содержание сделки с недвижимым имуществом, свидетельство о государственной регистрации права либо иной документ), если сведения, содержащиеся в соответствующем документе, находятся в распоряжении государственных органов или органов местного самоуправления. В данном случае орган регистрационного учета самостоятельно запрашивает соответствующий документ (сведения, содержащиеся в нем), выписку из соответствующего реестра, иную информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации в государственных органах, органах местного самоуправления и производит регистрацию гражданина по месту жительства не позднее восьми рабочих дней со дня подачи им заявления о регистрации по месту жительства и документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заявление, а также иные документы, указанные в настоящей статье, могут быть представлены в форме электронных документов, порядок оформления которых определяется Правительством Российской Федерации, и направлены в орган регистрационного учета с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина по месту жительства не позднее трех дней со дня предъявления им документов (подачи им заявления и документов в форме электронных документов) на регистрацию.
Согласно п. п. 16, 31 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713, гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, и представить: документ, удостоверяющий личность; заявление установленной формы о регистрации по месту жительства; документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение.
Снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае изменения места жительства - на основании заявления гражданина о регистрации по новому месту жительства или заявления о снятии его с регистрационного учета по месту жительства (в письменной форме или в форме электронного документа).
Пунктом 6 Правил установлено, что формы заявлений, свидетельств, уведомлений и иных документов, удостоверяющих регистрацию граждан по месту пребывания или по месту жительства, а также соответствующих штампов устанавливаются Федеральной миграционной службой.
В соответствии с п. 4 Правил граждане обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в органах регистрационного учета и соблюдать данные Правила. Контроль за соблюдением гражданами и должностными лицами Правил возлагается на Федеральную миграционную службу, ее территориальные органы и органы внутренних дел.
В пункте 2 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного приказом ФМС России от 11.09.2012 N 288, определен исчерпывающий круг заявителей - граждан Российской Федерации.
Согласно п. 26.1 Административного регламента для регистрации по месту жительства гражданин представляет лицам, ответственным за регистрацию: документ, удостоверяющий личность; заявление о регистрации по месту жительства по форме N 6 (приложение N 3 к Регламенту); документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение (заявление лица (лиц), предоставившего гражданину жилое помещение, договор, свидетельство о государственной регистрации права (права собственности на жилое помещение), решение суда о признании права пользования жилым помещением либо иной документ или его надлежащим образом заверенная копия, подтверждающие наличие права пользования жилым помещением). Для регистрации достаточно представления одного из перечисленных документов, за исключением случая, предусмотренного пунктом 30 Регламента.
Заявление, а также иные документы, указанные выше, могут быть представлены в орган регистрационного учета в форме электронных документов через Единый портал.
В приложении N 3 к Административному регламенту содержится форма N 6 заявления о регистрации и о снятии с регистрационного учета по месту жительства.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Ашуровой Ф.Н. заявлени е о регистрации по месту жительства оформлено в нарушение требований Административного регламента, в частности строки "основание регистрации", "адрес регистрации", в связи с чем, административным ответчиком в силу абзаца 3 статьи 6 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", а также п.п. 30, 159 Административного регламента направлен запрос в ДГИ г. Москвы о предоставлении сведений о наличии договора социального найма и об адресе места жительства Ашуровой Ф.Н. в рамках договора социального найма N 611013038. Однако из содержания предоставленного ответа усматривается, что между административн ым истцом и ДГИ г. Москвы договор социального найма жилого помещения N 611013038 от 23.09.2014 г. не заключался, в информационной системе не зарегистрирован, в связи с чем, предоставить информацию об адресе жилого помещения, указанного в договоре не представляется возможным. Семья Ашуровой Ф.Н. с 21 мая 2013 г. зарегистрированы по месту жительства на основании договора социального найма от 30 апреля 2013 г. N 551061139 в однокомнатной квартире по адресу: ***, которая предоставлена на основании распоряжения ДЖП и ЖФ г. Москвы от 24 апреля 2013 г. N Р55-4164.
При таких данных, административный ответчик в рамках своей компетенции и в соответствии с требованиями действующего законодательства запросил сведения о документе, являющемся основанием для регистрации по месту жительства. На основании представленных сведений и документов, в паспорте административного истца проставлен оттиск штампа о регистрации по месту жительства по указанному адресу.
Судебная коллегия считает, что административным ответчиком представлены доказательства, отвечающие требованиям относимости, допустимости, достоверности и достаточности, опровергающие доводы административного истца о незаконном бездействии и нарушении прав Ашуровой Ф.Н.; само по себе нарушение срока предоставления государственной услуги не повлекло нарушения прав заявителя, обращение которой было рассмотрено, а потому в силу части 2 статьи 227 КАС РФ не является достаточным и безусловным основанием для признания действий (бездействия) незаконным, поскольку суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не только соответствующими нормативным правовым актам, но и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Исходя из положений статей 3, 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации природа административного иска направлена не на сам факт признания тех или иных действий (бездействия) и решений государственного органа незаконными, а именно на восстановление нарушенного права административного истца.
Учитывая изложенное, судебная коллегия находит правомерным вывод суда об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления и считает обжалуемое решение суда законным и обоснованным, какого-либо несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела судебная коллегия не усматривает.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, решение суда мотивировано и по своему содержанию соответствует положениям статьи 180 КАС РФ, доводы сторон в нем получили надлежащую оценку; судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, материальный закон, подлежащий применению к рассматриваемым правоотношениям.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на выборочном, избирательном толковании норм материального права, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции и не содержат в себе обстоятельств, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Таким образом, по доводам апелляционной жалобы и изученным материалам дела оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции, судебной коллегией не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тверского районного суда г. Москвы от 8 ноября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу и дополнений к ней административного истца Ашуровой Ф.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.