Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Шаповалова Д.В.,
с удей Коневой С.И, Гордевой О.В,
при секретаре Клочкове П.К,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Шаповалова Д.В. административное дело по апелляционной жалобе Бухбиндер-П.В. на решение Преображенского районного суда г. Москвы от 18 сентября 2017 года, которым постановлено:
"В удовлетворении административного искового заявления Бухбиндер-П.В. к комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий Восточного административного округа г. Москвы об оспаривании бездействия, связанного с нерассмотрением заявления - отказать",
УСТАНОВИЛА:
Бухбиндер-П.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий Восточного административного округа г. Москвы об оспаривании бездействия, связанного с нерассмотрением заявления о подготовке и направлении в соответствующий государственный орган заключения о необходимости возвращения квартиры N***.
Административный истец в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие. Представитель Префектуры ВАО г. Москвы явился, возражал против удовлетворения заявленных требований.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит Бухбиндер-П. В.
В заседание судебной коллегии стороны не явились, извещены в установленном законом порядке.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, находит, что решение Преображенского районного суда г. Москвы от 18 сентября 2017 года отмене либо изменению не подлежит, как постановленное в соответствии с нормами материального и процессуального права.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции допущено не было.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Судом при рассмотрении дела установлено, что Бухбиндер-Пауль В, 01 марта 2018 года обратился в комиссию по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий Восточного административного округа г. Москвы с заявлением о рассмотрении вопроса о возврате квартиры по адресу: ***, изъятой у его матери, ***, подвергнутой политическим репрессиям по национальному признаку и переселенной из г. Москвы 09 сентября 1941 года, как немки в соответствии с Постановлением ГКО N636сс "О переселении немцев из города Москвы, Московской и Ростовской области" от 06 сентября 1941 года, а также в соответствии с Приказом народного комиссара внутренних дел СССР N001237 "О мероприятиях по проведению операции по переселению немцев из города Москвы и Московской области 8/9 сентября 1941 года.
Указанное обращение получено адресатом 13 марта 2017 года.
Согласно справке о реабилитации от 24 октября 2007 года N*** Бухбиндер-Пауль В. как находившийся в несовершеннолетнем возрасте в местах лишения свободы с матерью, необоснованно репрессированной по политическим мотивам, признан подвергшимся политической репрессии и реабилитирован.
Обращаясь в суд административный истец указал на то, что данное обращение в установленный срок рассмотрено не было, чем нарушены его права, гарантированные действующим законодательством.
Из протокола заседания окружной межведомственной комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий от 15 августа 2017 года следует, что комиссией отказано в ходатайстве заявителя о возврате конфискованного имущества, на основании ст. 16.1. Закона РФ от 18.10.1991 N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий", п. 4 постановления Правительства РФ от 12 августа 1994 года N926 "Об утверждении положения о порядке возврата гражданам незаконно конфискованного, изъятого или вышедшего иным путем из владения в связи с политическими репрессиями имущества, возмещения его стоимости или выплаты денежной компенсации".
Отказывая в удовлетворении заявленных Бухбиндером-Пуль В. требований, суд первой инстанции исходил из того, что каких-либо действий, свидетельствующих о нарушении прав и законных интересов административного истца, со стороны ответчика не совершено, обращение рассмотрено уполномоченными должностными лицами, в установленном законом порядке и сроки.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, основанными на нормах материального права и соответствующими установленным обстоятельствам дела.
Введенная в действие Законом Российской Федерации от 3 сентября 1993 года N 5698-1 статья 16.1 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 года N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" (в редакции от 4 ноября 1995 года) устанавливала, что реабилитированным лицам возвращается конфискованное, изъятое и вышедшее иным путем из их владения в связи с репрессиями имущество, либо возмещается его стоимость, либо выплачиваются денежные компенсации.
Возврат имущества, возмещение его стоимости или выплата денежных компенсаций производятся реабилитированным лицам по месту нахождения или реализации этого имущества на момент применения репрессий независимо от того, где были репрессированы и проживают в настоящее время реабилитированные лица.
Заявления о возврате имущества, возмещении его стоимости или выплате денежных компенсаций должны быть поданы в течение трех лет после введения в действие настоящего Закона, а в случае более поздней реабилитации - в течение трех лет с момента получения документа о реабилитации.
Решения о возврате имущества, возмещении его стоимости или выплате денежных компенсаций принимают органы исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов, органы местного самоуправления на основании заключений комиссий по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий, образованных в соответствии с Постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации "О комиссиях по реабилитации жертв политических репрессий".
Споры, связанные с возвратом имущества, возмещением его стоимости или выплатой денежных компенсаций, разрешаются судом.
Согласно Положению о порядке возврата гражданам незаконно конфискованного, изъятого или вышедшего иным путем из владения в связи с политическими репрессиями имущества, возмещения его стоимости или выплаты денежной компенсации, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 1994 года N 926 (в редакции от 9 октября 1995 года), право на возврат, возмещение стоимости или выплату денежной компенсации за конфискованное на территории Российской Федерации имущество имеют граждане России, граждане государств - бывших республик СССР, иностранные граждане и лица без гражданства, необоснованно репрессированные по политическим мотивам судебными, внесудебными, административными органами, а также иными органами, наделявшимися административными полномочиями, и впоследствии реабилитированные, независимо от того, где указанные реабилитированные лица были репрессированы и проживают в настоящее время.
Вопросы возврата конфискованного имущества, возмещения его стоимости или выплаты денежной компенсации реабилитированным лицам рассматриваются комиссиями по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий (далее именуется - комиссия), образованными в установленном законодательством порядке. Заявление о возврате конфискованного имущества, возмещении его стоимости или выплате денежной компенсации подается в комиссию по месту нахождения или реализации этого имущества на территории Российской Федерации на момент применения репрессий независимо от того, где были репрессированы и проживают в настоящее время реабилитированные лица.
К заявлению прилагаются нотариально заверенные копии документов о реабилитации, а также имеющиеся материалы, подтверждающие факт конфискации имущества, а наследниками, кроме того, документы, подтверждающие право наследования по закону первой очереди (в частности, нотариально заверенные копии свидетельства о смерти реабилитированного лица, о браке - для супруга, о рождении - для детей и родителей, об усыновлении - для усыновленных и усыновителей, решения суда об установлении факта нахождения на иждивении умершего репрессированного лица).
Заявление о возврате конфискованного имущества, возмещении его стоимости или выплате денежной компенсации должно быть подано в течение трех лет после введения в действие статьи 16.1 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", а в случае более поздней реабилитации - не позднее трех лет с момента получения документа о реабилитации (пункт 4).
При отсутствии документальных сведений факт конфискации имущества может быть установлен в судебном порядке (пункт 5).
На основании данных о составе конфискованного имущества комиссия определяет его стоимость и выносит заключение о возврате этого имущества, возмещении его стоимости или выплате денежной компенсации.
Заключение комиссии, подписанное председателем и секретарем комиссии, передается в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления для принятия ими решения о возврате имущества, возмещении его стоимости или выплате денежной компенсации.
Решение указанных органов о возврате имущества, возмещении его стоимости или выплате денежной компенсации и заключение комиссии передаются юридическому или физическому лицу, у которого находится это имущество; финансовому органу для выплаты установленной суммы возмещения причиненного ущерба, а также на хранение в делах того органа, который принял решение о реабилитации и у которого находятся материалы уголовного или административного дела. Последний экземпляр выдается заявителю.
Срок рассмотрения заявления о возврате конфискованного имущества, возмещении его стоимости или выплате денежной компенсации с момента поступления в комиссию до вынесения ею заключения не должен превышать 6 месяцев (пункт 6).
Из материалов дела следует, что заявление Бухбиндера-Пауля В. рассмотрено 15 августа 2017 года, т.е. в установленных срок.
Таким образом, каких-либо данных, свидетельствующих о бездействии административного ответчика при рассмотрении его заявления, в материалах дела не имеется.
Доводы апелляционной жалобы о незаконности действий административного ответчика по неотправлению копии принятого решения заявителю, не могут влечь отмену состоявшегося решения, поскольку противоречат установленным обстоятельствам дела.
Как указывалось судебной коллегией выше, заявление административного истца рассмотрено 15 августа 2017 года, тогда как настоящее исковое заявление направлено в суд 13 апреля 2017 года. Соответственно на дату обращения заявителя в суд, какая-либо обязанность у Комиссии по подготовке и отправлению копии решения отсутствовала.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права, и сводятся фактически к несогласию с той оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции, в связи с чем не могут повлечь его отмену. Оснований к переоценке установленных судом обстоятельств у судебной коллегии не имеется, поэтому жалоба не может быть удовлетворена.
Судом первой инстанции правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, определены и установлены в полном объеме обстоятельства имеющие значение для дела, доводам сторон и представленным ими доказательствам дана правовая оценка в их совокупности.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Преображенского районного суда г. Москвы от 18 сентября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Бухбиндер-Пауля В. без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.