Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Полыги В.А,
при секретаре Давтян М.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ООО "Азовский" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Азовский" обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений с кадастровыми номерами ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***.
В административном исковом заявлении административный истец просит установить по состоянию на 28 марта 2017 года кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером *** в размере 280 007 000 рублей, помещения с кадастровым номером *** - в размере 850 000 рублей, помещения с кадастровым номером *** - в размере 2 059 000 рублей, помещения с кадастровым номером *** - в размере 6 216 000 рублей, помещения с кадастровым номером *** - в размере 524 000 рублей, помещения с кадастровым номером *** - в размере 2 134 000 рублей, помещения с кадастровым номером *** - в размере 167 217 000 рублей, помещения с кадастровым номером *** - в размере 5 117 000 рублей, помещения с кадастровым номером *** - в размере 15 308 000 рублей, помещения с кадастровым номером *** - в размере 30 374 000 рублей, помещения с кадастровым номером *** - в размере 2 056 000 рублей, помещения с кадастровым номером *** - в размере 130 278 000 рублей, помещения с кадастровым номером *** - в размере 978 000 рублей, помещения с кадастровым номером *** - в размере 957 000 рублей, то есть в размере, равном их рыночной стоимости, определенной по результатам оценки, проведенной ОАО "***".
В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что является собственником указанных нежилых помещений, кадастровая стоимость которых по результатам государственной кадастровой оценки по состоянию на 28 марта 2017 года установлена в размере 584 060 886 рублей 26 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером ***; 1 768 449 рублей 70 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером ***; 4 292 877 рублей 89 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером ***; 17 185 011 рублей 17 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером ***; 1 255 464 рублей 29 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером ***; 5 116 354 рублей 46 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером ***; 352 771 965 рублей 31 копейки - в отношении помещения с кадастровым номером ***; 14 147 597 рублей 57 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером ***; 23 948 318 рублей 78 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером ***; 52 284 012 рублей 77 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером ***; 4 090 383 рублей 65 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером ***; 256 290 209 рублей 76 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером ***; 1 889 946 рублей 24 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером ***; 2 294 934 рублей 72 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером ***.
Несоответствие внесённой в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости нежилых помещений их рыночной стоимости нарушает права административного истца как плательщика налога, размер которого исчисляется в зависимости от кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Представители ООО "Азовский" по доверенности Папшуова С.Г, Коростелев К.В. в судебном заседании представили письменное ходатайство об уточнении заявленных требований, в котором просили установить кадастровую стоимость нежилых помещений в размере, равном их рыночной стоимости, определенной по результатам судебной оценочной экспертизы.
Представитель Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы Агатов А.А. в судебном заседании полагал, что основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости отсутствуют.
Представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, будучи извещенными надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об отложении рассмотрения дела не просили.
Выслушав объяснения представителей административного истца, представителя Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы, исследовав материалы дела и представленные в них доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Судом установлено, что ООО "Азовский" является собственником нежилых помещений с кадастровыми номерами ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, что подтверждается выписками из ЕГРН об основных характеристиках объектов недвижимости (т. 1, л.д. 22-102).
По состоянию на 28 марта 2017 года кадастровая стоимость в отношении спорных объектов установлена в размере 584 060 886 рублей 26 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером ***; 1 768 449 рублей 70 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером ***; 4 292 877 рублей 89 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером ***; 17 185 011 рублей 17 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером ***; 1 255 464 рублей 29 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером ***; 5 116 354 рублей 46 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером ***; 352 771 965 рублей 31 копейки - в отношении помещения с кадастровым номером ***; 14 147 597 рублей 57 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером ***; 23 948 318 рублей 78 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером ***; 52 284 012 рублей 77 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером ***; 4 090 383 рублей 65 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером ***; 256 290 209 рублей 76 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером ***; 1 889 946 рублей 24 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером ***; 2 294 934 рублей 72 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером *** (выписки из ЕГРН о кадастровой стоимости объектов недвижимости - т. 1, л.д. 103-116).
Административный истец ООО "Азовский" в силу требований главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации и Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" является плательщиком налога на имущество организаций и в отношении спорных объектов недвижимости уплачивает налоговые платежи, исходя из их кадастровой стоимости.
Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости названных нежилых помещений влияют на права и обязанности ООО "Азовский" как плательщика налога.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Судом также установлено, что ООО "Азовский" воспользовалось предоставленным статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений и 28 июня 2017 года обратилось с соответствующим заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной при Управлении Росреестра по Москве (т. 1, л.д. 117-118).
18 июля 2017 года решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной при Управлении Росреестра по Москве, административному истцу было отказано в удовлетворении заявления о пересмотре результатов определения вышепоименованной кадастровой стоимости объектов недвижимости (т. 1, л.д. 119-126), в связи с чем ООО "Азовский" обратилось в суд с настоящим административным иском.
В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе. Если заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.
ООО "Азовский" в обоснование заявленных требований о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений был представлен отчет (т. 2, л.д. 1-212), подготовленный ОАО "***", в котором по состоянию на 28 марта 2017 года рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером *** определена в размере 280 007 000 рублей, помещения с кадастровым номером *** - в размере 850 000 рублей, помещения с кадастровым номером *** - в размере 2 059 000 рублей, помещения с кадастровым номером *** - в размере 6 216 000 рублей, помещения с кадастровым номером *** - в размере 524 000 рублей, помещения с кадастровым номером *** - в размере 2 134 000 рублей, помещения с кадастровым номером *** - в размере 167 217 000 рублей, помещения с кадастровым номером *** - в размере 5 117 000 рублей, помещения с кадастровым номером *** - в размере 15 308 000 рублей, помещения с кадастровым номером *** - в размере 30 374 000 рублей, помещения с кадастровым номером *** - в размере 2 056 000 рублей, помещения с кадастровым номером *** - в размере 130 278 000 рублей, помещения с кадастровым номером *** - в размере 978 000 рублей, помещения с кадастровым номером *** - в размере 957 000 рублей.
Административным истцом также представлено положительное экспертное заключение на названный отчет, выполненное Ассоциацией Саморегулируемая организация "***" (т. 2, л.д. 213-240).
Как разъяснил Верховный Суд РФ в пункте 20 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки ( статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).
Согласно разъяснениям, данным в п. 23 приведенного Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28, в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении. С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости и включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности.
В связи с возникшим спором о величине рыночной стоимости спорных объектов недвижимости судом по ходатайству административного истца была назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено экспертам ООО "**".
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы отчет об оценке рыночной стоимости нежилых помещений, представленный административным истцом, не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки.
По состоянию на 28 марта 2017 года рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером *** определена экспертом в размере 254 082 000 рублей, помещения с кадастровым номером *** - 718 000 рублей, помещения с кадастровым номером *** - 1 744 000 рублей, помещения с кадастровым номером *** - 6 981 000 рублей, помещения с кадастровым номером *** - 510 000 рублей, помещения с кадастровым номером *** - 2 078 000 рублей, помещения с кадастровым номером *** - 184 421 000 рублей, помещения с кадастровым номером *** - 5 747 000 рублей, помещения с кадастровым номером *** - 15 825 000 рублей, помещения с кадастровым номером *** - 32 483 000 рублей, помещения с кадастровым номером *** - 1 662 000 рублей, помещения с кадастровым номером *** - 138 042 000 рублей, помещения с кадастровым номером *** - 768 000 рублей, помещения с кадастровым номером *** - 932 000 рублей.
Оценивая заключение судебной экспертизы, а также представленный заявителем отчет об оценке рыночной стоимости спорных нежилых помещений, суд находит, что в ходе разбирательства по делу нашли свое объективное подтверждение сомнения в обоснованности отчета, подготовленного ОАО "***", и достоверности определенной в нем рыночной стоимости объектов оценки. При этом суд находит, что эксперт, проводивший судебную экспертизу, ясно и недвусмысленно ответил на поставленные перед ним вопросы, подробно мотивировал свои выводы о допущенных оценщиком нарушениях законодательства об оценочной деятельности (стр. 11-17 экспертного заключения).
Лица, участвующие в деле, выводы эксперта относительно допущенных оценщиком нарушений требований Федеральных стандартов оценки не оспаривали, напротив, административный истец, согласившись с заключением судебной оценочной экспертизы, уточнил заявленные требования и просил установить кадастровую стоимость нежилых помещений в размере рыночной, определенной не по результатам оценки ОАО "***", а по результатам судебной экспертизы.
Оценивая экспертное заключение по правилам ст. 168 КАС РФ, суд исходит из того, что определенная в нем итоговая рыночная стоимость объектов оценки не является произвольной, при оценке объектов эксперт придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; заключение эксперта базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объектах оценки; в заключении приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации; корректировки в заключении эксперта приведены по всем значимым группам элементов сравнения; расчёты, проведённые в рамках используемых экспертом подходов, позволяют объективно определить рыночную стоимость объектов оценки по состоянию на 28 марта 2017 года. Эксперт был предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ.
Суд отмечает, что все выводы судебного эксперта были сделаны в рамках его профессиональных знаний. Таким образом, ставить указанное экспертное заключение под сомнение у суда оснований не имеется. В названной ситуации, проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемых нежилых помещений сделано экспертом на основе исчерпывающего анализа ценностных характеристик и расчетных показателей, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
Судом отклоняются доводы представителя Правительства Москвы и Департамента городского имущества г. Москвы (т. 2, л.д. 251-256) о том, что ООО "Азовский" не вправе обращаться с требованиями об оспаривании кадастровой стоимости спорного объекта. Такое право предоставлено административному истцу Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Кроме того, целью настоящего административного судебного разбирательства является не опровержение кадастровой стоимости (определенной методами массовой оценки), а установление кадастровой стоимости в размере рыночной, что предусмотрено нормами действующего законодательства.
С учетом изложенного и исходя из того, что право на установление кадастровой стоимости спорных объектов в размере рыночной предоставлено административному истцу Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что кадастровая стоимость нежилых помещений должна быть установлена в размере, определенном в экспертном заключении по состоянию на 28 марта 2017 года.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости. С учетом того, что ООО "Азовский" обратилось в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости 28 июня 2017 года, принимая во внимание положения ст. 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации с 28 марта 2017 года.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером *** равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 28 марта 2017 года, в размере 254 082 000 рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером *** равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 28 марта 2017 года, в размере 718 000 рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером *** равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 28 марта 2017 года, в размере 1 744 000 рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером *** равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 28 марта 2017 года, в размере 6 981 000 рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером *** равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 28 марта 2017 года, в размере 510 000 рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером *** равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 28 марта 2017 года, в размере 2 078 000 рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером *** равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 28 марта 2017 года, в размере 184 421 000 рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером *** равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 28 марта 2017 года, в размере 5 747 000 рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером *** равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 28 марта 2017 года, в размере 15 825 000 рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером *** равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 28 марта 2017 года, в размере 32 483 000 рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером *** равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 28 марта 2017 года, в размере 1 662 000 рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером *** равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 28 марта 2017 года, в размере 138 042 000 рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером *** равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 28 марта 2017 года, в размере 768 000 рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером *** равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 28 марта 2017 года, в размере 932 000 рублей.
Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости. Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 28 июня 2017 года. Установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 28 марта 2017 года до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Московского городского суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья
Московского городского суда
подпись
В.А. Полыга
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.