Судья Московского городского суда Князев А.А., рассмотрев кассационную жалобу истца Овсянникова В.А., направленную по почте 17 января 2018 года и поступившую в суд кассационной инстанции 23 января 2018 года, на решение Мещанского районного суда города Москвы от 16 февраля 2017 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 30 августа 2017 года по гражданскому делу по иску Овсянникова В.А. к ФГКУ "Западное РУЖО" МО РФ в лице Первого отдела о признании права на обеспечение жилым помещением, признании незаконным и необоснованным отказа в признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, взыскании судебных расходов, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Овсянников В.А. обратился в суд с иском к ФГКУ "Западное РУЖО" МО РФ в лице Первого отдела о признании права на обеспечение жилым помещением, признании незаконным и необоснованным отказа в признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, взыскании судебных расходов, компенсации морального вреда, ссылаясь на нарушение своих прав по вине ответчика.
Решением Мещанского районного суда города Москвы от 16 февраля 2017 года в удовлетворении заявленных Овсянниковым В.А. исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 30 августа 2017 года решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе истец Овсянников В.А. выражает несогласие с решением суда и апелляционным определением судебной коллегии, считая их незаконными и необоснованными.
Изучив кассационную жалобу, исследовав представленные документы, судья приходит к следующим выводам.
В силу ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Подобных нарушений в настоящем случае по доводам кассационной жалобы не усматривается.
Из представленных документов следует, что Овсянников В.А. проходил военную службу и в 1997 году был уволен в отставку по состоянию здоровья с календарной выслугой - 25 лет 2 месяца; в период прохождения службы Овсянникову В.А. с членами семьи (супругой Овсянниковой З.Б, сыном Овсянниковым А.В, сыном Овсянниковым С.В.) предоставлена трехкомнатная квартира N52, расположенная по адресу: ***, которую указанные лица занимают на условиях социального найма; решением жилищной комиссии при Администрации города Изобильного от 10 июня 1998 года Овсянников В.А. поставлен на общую очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий; на основании постановления главы города Изобильного от 01 апреля 2004 года Овсянников В.А. исключен из очередников как нуждающихся в улучшении жилищных условий на общих основаниях, так и в качестве военнослужащего; основанием для снятия с учета явилось то обстоятельство, что Овсянников В.А. не участвовал в перерегистрации очередников на получение жилья на протяжении 6 лет.
Обратившись в суд с настоящим иском, истец Овсянников В.А. исходил из того, что проходил военную службу, обращался с вопросом о постановке своей семьи на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, однако, в обеспечении жилым помещением ему было отказано, что он полагал незаконным.
Рассматривая данное дело, суд на основании оценки собранных по делу доказательств в их совокупности пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных Овсянниковым В.А. исковых требований; при этом, суд исходил из того, что в соответствии со ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета; военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах; при этом военнослужащим - гражданам, имеющим трех и более детей, служебные жилые помещения предоставляются во внеочередном порядке; пунктом 2.1 указанной статьи предусмотрено, что, обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более независимо от даты увольнения с военной службы и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе изменивших место жительства и принятых в связи с этим органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по новому месту жительства после 1 января 2005 года, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения; приказом Министра обороны РФ "О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений" от 30 сентября 2010 года N 1280 утверждена Инструкция о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма"; согласно п. 7 Инструкции, уполномоченный орган ведет единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях; согласно п. 10 Инструкции, военнослужащие, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях, снимаются с учета в случае: а) подачи ими заявления о снятии с учета; б) утраты оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма; в) получения в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; г) предоставления в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением военнослужащих, имеющих трех и более детей; д) выявления в представленных документах в уполномоченный орган сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием для принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях, а также неправомерных действий должностных лиц уполномоченного органа при решении вопроса о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях; в силу п.2, п.6 ч.1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма; выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет; согласно п. 3 Инструкции, признание военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях осуществляется уполномоченным органом в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и с учетной нормой площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления, но не более восемнадцати квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека; военнослужащие не могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях ранее истечения пяти лет после совершения ими действий по намеренному ухудшению жилищных условий, в результате которых на военнослужащих и членов их семей стало приходиться менее установленной учетной нормы площади жилого помещения (далее именуются - действия по намеренному ухудшению жилищных условий), в том числе связанных с изменением порядка пользования жилыми помещениями, обменом жилых помещений, невыполнением условий договора социального найма жилого помещения, расторжением брака, выделением доли жилых помещений собственниками, отчуждением жилых помещений или их частей (п. 4 Инструкции); в силу ч. 8 ст. 57 ЖК РФ при предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению; указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет; истец постановлением от 01 апреля 2004 года главы города Изобильного с жилищного учета был снят, данное постановление не оспорено и не отменено; ответчик какие-либо решения о принятии истца на жилищный учет не принимал; при обращении истца в 2015 году с вопросом обеспечения его жилым помещением, ответчик направил сообщение от 21 декабря 2015 года, из которого следует, что оснований для обеспечения истца жилым помещением по линии Министерства обороны РФ не имеется, а право на жилищное обеспечение он может реализовать на общих основаниях; в Едином реестре военнослужащих (п. 7 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма"), принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых на условиях договора социального найма, истец не состоит; доказательств обратного суду не представлено; тем самым, при принятии решения об отказе в признании нуждающимся в улучшении жилищных условий ответчик действовал правомерно, а потому на него не может быть возложена обязанность признать право истца на обеспечение жилым помещением; таким образом, в удовлетворении заявленных Овсянниковым В.А. исковых требований должно быть отказано.
С этими выводами суда по существу согласилась судебная коллегия, которая по мотивам, изложенным в апелляционном определении, оставила решение суда без изменения, дополнительно указав на то, что решение о снятии истца с учета нуждающихся состоялось еще 01 апреля 2004 года и не было оспорено в предусмотренный законом трехмесячный срок в рамках публичных правоотношений (ст. 256 ГПК РФ в редакции, действовавшей в период вынесения этого решения); таким образом, в рамках настоящих гражданско - правовых отношений именно на истце лежит бремя представления доказательств, подтверждающих тот факт, что указанное решение истцом было оспорено; такие доказательства истцом представлены не были.
Выводы суда и судебной коллегии в судебных постановлениях мотивированы и в кассационной жалобе по существу не опровергнуты, так как никаких существенных нарушений норм материального или процессуального права со стороны суда и судебной коллегии из представленных документов по доводам кассационной жалобы не усматривается, а правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам суд кассационной инстанции не наделен.
Принцип правовой определенности предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений только в целях проведения повторного слушания и принятия нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступившего в законную силу судебного постановления нижестоящего суда в кассационном порядке. Как неоднократно указывал Европейский Суд по правам человека в своих постановлениях, противоположный подход приводил бы к несоразмерному ограничению принципа правовой определенности.
Доводы кассационной жалобы требованиям принципа правовой определенности не отвечают.
При таких данных, вышеуказанные решение суда и апелляционное определение судебной коллегии сомнений в их законности с учетом доводов кассационной жалобы истца Овсянникова В.А. не вызывают, а предусмотренные ст. 387 ГПК РФ основания для их отмены или изменения в настоящем случае отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 381, 383 ГПК РФ,
ОПРЕДЕЛИЛ:
В передаче кассационной жалобы истца Овсянникова В.А. на решение Мещанского районного суда города Москвы от 16 февраля 2017 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 30 августа 2017 года по гражданскому делу по иску Овсянникова В.А. к ФГКУ "Западное РУЖО" МО РФ в лице Первого отдела о признании права на обеспечение жилым помещением, признании незаконным и необоснованным отказа в признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, взыскании судебных расходов, компенсации морального вреда - для рассмотрения в судебном заседании Президиума Московского городского суда - отказать.
Судья Московского
городского суда А.А. Князев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.