Судья Московского городского суда Клюева А.И., рассмотрев кассационную жалобу Тихонкова А.В., поступившую в суд кассационной инстанции 31 января 2018 года, на решение Тверского районного суда города Москвы от 09 августа 2017 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 20 ноября 2017 года по гражданскому делу по иску Тихонкова А.В. к ГУ МВД России по городу Москве о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения ,
установил:
Тихонков А.В. обратился в суд с иском к ГУ МВД России по городу Москве о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, ссылаясь на то, что с 1995 года он проходил службу в органах внутренних дел, в 2015 году был уволен по выслуге лет, дающей право на получение пенсии. В период прохождения службы в связи с обеспеченностью жилой площадью менее 15 кв.м, как указал истец, он обратился с заявлением в ГУ МВД России по городу Москве о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Решением комиссии ГУ МВД России по городу Москве от 17 апреля 2014 года в принятии на учет на получение данной выплаты Тихонкову А.В. отказано. По мнению истца, решение комиссии ГУ МВД России по городу Москве по предоставлению единой социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, оформленного протоколом N 7 от 17 апреля 2014 года об отказе в принятии его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, является незаконным, что и послужило основанием для обращения в суд с данными требованиями.
Решением Тверского районного суда города Москвы от 09 августа 2017 года в удовлетворении исковых требований Тихонкову А.В. - отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 20 ноября 2017 года решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Тихонков А.В. ставит вопрос об отмене данных судебных постановлений с направлением дела на новое рассмотрение.
В соответствии с частью 2 статьи 381 Гражданского процессуального кодекса РФ по результатам изучения кассационных жалобы, представления судья выносит определение:
1) об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке;
2) о передаче кассационных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Как усматривается из судебных постановлений, они сомнений в законности не вызывают, а доводы жалобы в соответствии со статьёй 387 Гражданского процессуального Кодекса РФ не могут повлечь их отмену или изменение в кассационном порядке, в связи с чем оснований для передачи кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции не имеется.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел. Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров. Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Согласно ч. 4 ст. 4 указанного закона, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 данного закона, к членам семьи сотрудника и гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел, и лицами, находящимися (находившимися) на их иждивении, на которых распространяется действие настоящего Федерального закона, считаются: супруга (супруг), состоящие (состоявшие) в зарегистрированном браке с сотрудником; несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения; лица, находящиеся (находившиеся) на полном содержании сотрудника (гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел) или получающие (получавшие) от него помощь, которая является (являлась) для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и членам их семей устанавливаются Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1223.
Согласно пункту 16 Правил, отказ в принятии сотрудника на учет для получения единовременной выплаты допускается в случае, если представленные документы и сведения, полученные по результатам проведенной комиссией проверки, не подтверждают наличие условий, необходимых для принятия сотрудника на такой учет.
В соответствии со ст. 29 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2011 года N 1223, в случае если сотрудник имеет жилые помещения, принадлежащие ему и (или) членам его семьи на праве собственности и (или) занимаемые им и (или) членами его семьи по договору социального найма, для расчета размера единовременной выплаты размер общей площади жилого помещения рассчитывается как разница между нормой предоставления общей площади жилого помещения и общей площадью указанных жилых помещений. Указанное положение не распространяется на случаи, предусмотренные пунктами 3 - 5 и 7 части 2 статьи 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Разрешая данный спор, суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела и в соответствии с требованиями закона, регулирующего данные правоотношения, пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований, предусмотренных законом, для удовлетворения исковых требований Тихонкова А.В.
Судом установлено, что Тихонков А.В. в период с 1995 года по 2015 год проходил службу в органах внутренних дел.
27 марта 2014 года он обратился в ГУ МВД России по городу Москве с заявлением о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
17 апреля 2014 года решением Комиссии ГУ МВД России по городу Москве по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения отказано в принятии на учет Тихонкова А.В. на получение единовременной социальной выплаты в составе одного человека, со ссылкой на п. п. 2 п. 2 ст. 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ.
Согласно справке о проверке жилищных условий, на момент принятия оспариваемого решения Тихонков А.В. проживал в двухкомнатной квартире, общей площадью 50 кв.м, в том числе, жилой площадью 29,6 кв.м ( 1-ая комната 17, 2 кв.м, 2-ая комната - 12, 4 кв.м), вместе с матерью, мужем матери и сестрой, на основании ордера N 58293 от 16 мая 1985 года. На каждого проживающего приходится 12, 5 кв.м общей площади жилого помещения.
Как следует из представленных документов, Тихонков А.В. является отцом Тихонковой В. А, "" года рождения, которой принадлежит 1/3 доля в праве общей долевой собственности на трехкомнатную квартиру, общей площадью 69, 5 кв.м, расположенную по адресу: "", что подтверждается выпиской из ЕГРП N "" от 18 февраля 2014 года, договором от 05 мая 2005 года на передачу жилого помещения - трехкомнатной квартиры в собственность граждан.
Таким образом, на момент принятия оспариваемого решения, с учетом наличия у Тихонкова А.В. права пользования жилым помещением, а также у его несовершеннолетней дочери 1/3 доли в праве общей долевой собственности, обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи Тихонкова А.В. составила более 15 кв.м ((12,5+23,16)/2). Суд дал оценку установленным по делу обстоятельствам и, учитывая вышеуказанные требования закона, пришел к правильному выводу о том, что обстоятельства, послужившие основанием к отказу в постановке Тихонкова А.В. на учет для получения единовременной социальной выплаты, нашли с вое подтверждение при рассмотрении дела. Таким образом, при принятии оспариваемого решения комиссия обоснованно, учитывая положения действующего законодательства, регулирующие вопросы предоставления сотрудникам органов внутренних дел единовременной социальной выплаты, нормы Жилищного кодекса РФ, а также фактические конкретные обстоятельства, пришла к выводу об отказе в постановке истца на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Данный вывод суда является правильным, в решении судом мотивирован и в кассационной жалобе по существу не опровергнут.
Довод Тихонкова А.В. о том, что круг членов семьи в указанном случае должен определяться, исходя из положений ст. 31 ЖК РФ, был рассмотрен судебной коллегией, которая признала данный довод ошибочным, основанным на неверном применении норм материального права, поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанным по установленным настоящим кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
В отношении сотрудников органов внутренних дел 19 июля 2011 года был принят Федеральный закон N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым установлен порядок предоставления жилых помещений.
Согласно ст. 1 данного закона, указанный федеральный закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, и членов их семей, обеспечением их жилыми помещениями, медицинским обслуживанием.
При этом, членами семьи сотрудника, на которых распространяется действие данного Федерального закона, считаются супруга (супруг), состоящие (состоявшие) в зарегистрированном браке с сотрудником, несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения, лица, находящиеся (находившиеся) на полном содержании сотрудника или получающие (получавшие) от него помощь, которая является (являлась) для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Таким образом, при разрешении исковых требований Тихонкова А.В, суд первой инстанции обоснованно руководствовался нормами специального закона, определяющего перечень лиц, относящихся к членам семьи сотрудника органов внутренних дел, а не нормами ст. 31 ЖК РФ.
Оснований для иного вывода не имеется.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда соответствуют установленным судом обстоятельствам и требованиям закона.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, правом на которую суд кассационной инстанции не наделен.
Выводы оспариваемых судебных постановлений в части доводов заявителя являются правильными, мотивированными и в кассационной жалобе по существу не опровергнуты.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 381, 383 Гражданского процессуального кодекса РФ,
определил:
в передаче кассационной жалобы Тихонкова А.В. на решение Тверского районного суда города Москвы от 09 августа 2017 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 20 ноября 2017 года по гражданскому делу по иску Тихонкова А.В. к ГУ МВД России по городу Москве о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции - отказать.
Судья Московского городского суда А.И. Клюева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.