Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия в составе:
председательствующего судьи Нимаевой О.З,
судей коллегии Семенова Б.С, Вагановой Е.С,
при секретаре Баторовой Д.Д,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Курпиль И.А. к Администрации Октябрьского района г. Улан-Удэ, Администрации г. Улан-Удэ, Министерству строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса РБ о признании права на участие в ФЦП "Жилище" и получение ЕДВ для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета
по апелляционным жалобам Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия, Администрации г.Улан-Удэ
на решение Октябрьского районного суда г.Улан-Удэ от 31 июля 2017 года которым, с учетом описки, произведенной на основании определения суда от 07 декабря 2017 г, постановлено:
Исковые требования удовлетворить.
Признать за Курпиль И.А. право на предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения за счет федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом от 08 декабря 2010 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан".
Обязать Администрацию г. Улан-Удэ поставить Курпиль И.А. на учет для получения единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения за счет федерального бюджета в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы" годы с даты обращения -... 2014 г.
Заслушав доклад судьи Вагановой Е.С, выслушав явившихся лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы жалоб и возражений, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Курпиль И.А, обращаясь в суд, просила возложить на Администрацию Октябрьского района г. Улан-Удэ обязанность восстановить истца с... 1988г. на льготный учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий за счет средств федерального бюджета в соответствии с Постановлением Правительства РФ N1054 от 06.09.1998г, признать за истцом право на единовременную денежную выплату для приобретения жилья за счет федерального бюджета.
Требования мотивированы тем, что истец является пенсионером уголовно-исполнительной системы РФ по РБ по выслуге лет, которая на момент увольнения составляет "... " года "... " мес. в календарном исчислении и более "... " лет - в льготном. С... 1988г. и по настоящее время истец со своей семьей состоит на муниципальном учете как гражданин, нуждающийся в улучшении жилищных условий. Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец полагает, что имеет право на получение ЕДВ для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" ФЦП "Жилище" на 2015-2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006г. Однако, в связи с тем, что Курпиль И.А. поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий на общих основаниях, а не на льготный учет в соответствии с положениями Постановления Правительства РФ N1054 от 06.09.1998г, ей отказано в получении ЕДВ и включении ее в списки лиц, имеющих право на получение указанной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета.
В ходе судебного разбирательства исковые требования Курпиль И.А. уточнены, истец просила признать за ней право состоять на учете по категории лиц, подпадающих под действие ФЗ "О статусе военнослужащих" и вставших на учет в органах местного самоуправления до 01.01.2005г, а также признать за ней право на единовременную денежную выплату для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета как состоящей на муниципальном учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с Постановлением Правительства РБ N424 от 02.08.2013г. "Об утверждении государственной программы "Развитие строительного и жилищно-коммунального комплексов РБ".
Определениями суда в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Курпиль Н.А, Курпиль А.Н, Курпиль А.Н, несовершеннолетние Курпиль В.Н, Курпиль К.Н. в лице законного представителя Курпиль И.А, Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса РФ, в качестве соответчиков - Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса РБ, Администрация г. Улан-Удэ.
В судебном заседании истец Курпиль И.А, третьи лица Курпиль А.Н, Курпиль Н.А. на удовлетворении исковых требований настаивали, ссылаясь на наличие у истца права на получение ЕДВ в рамках федеральной целевой программы "Жилище".
Представители администрации Октябрьского района г. Улан-Удэ Аюшеева Д.Н, Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса РБ Шаракшанэ А.В, Администрации г. Улан-Удэ Перинова М.Б. указали на отсутствие оснований для признания за Курпиль ИА. права на получение ЕДВ, поскольку ею не соблюден порядок постановки на льготный учет, так как на момент ее увольнения она по месту своей службы для включения ее в списки лиц, участвующих в программе "Жилище", не обращалась. В настоящее время возможность для постановки истца на льготный учет граждан для получения ЕДВ в рамках ФЦП "Жилище" утрачена. Просили в иске отказать.
Представитель Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса РФ в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Районный суд постановилвышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия Шаракшанэ А.В. просит решение суда отменить с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований. В жалобе указывает на то, что суд вышел за пределы исковых требований, требования удовлетворены в рамках ФЦП "Жилище" при отсутствии требований о признании отказа Министерства незаконным. Кроме того, требования об обязании Администрации поставить на учет истицу не были заявлены. Также судом были нарушены нормы материального права. В соответствии с Порядком постановки на учет, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 г. N 1054 постановка на учет производится по личному заявлению по месту службы, однако истицей не представлено доказательств обращения с рапортом по месту службы и постановки ее на соответствующий учет, а также о том, что она после увольнения обращалась в орган местного самоуправления с заявлением о постановке на учет по категории лиц, уволенных с военной службы, Считает необоснованной ссылку районного суда пункт 18 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 153, согласно которому выдачу сертификатов гражданам - участникам основного мероприятия, указанным в подпунктах "а" и "б" пункта 5 настоящих Правил, осуществляют - федеральные органы исполнительной власти (федеральные государственные органы), в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба (служба) (далее - федеральные органы). Истец к указанной категории граждан не относится, поскольку является не увольняемым, а уволенным сотрудником органов уголовно-исполнительной системы. Как установлена истец была уволена из УФСИН России по РБ... 2009 г, соответственно УФСИН России по РБ согласно п.18 Правил осуществляет выдачу жилищных сертификатов. Поскольку истец состояла на учете. Администрации г.Улан-Удэ в общей очереди у нее отсутствуют основания для признания права на получение ЕДЫ в рамках подпрограммы на основании абзаца 7 подпункта "а" пункта 5 Правил.
В апелляционной жалобе представитель Администрации г.Улан-Удэ Шараева Ю.А. просит решение суда отменить с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований. В жалобе ссылается на нарушение норм процессуального права, поскольку полагает суд необоснованно вышел за пределы исковых требований, вынес решение по двум разным требованиям и основаниям, применяя Федеральный закон от 08.12.2010г. N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" и порядок принятии на учет и предоставления жилищного сертификата в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством "федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы". Ссылается на то, что Курпиль И.А. не обращалась в орган местного самоуправления с заявлением на участие в Подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы". Также ссылается на то, что истцом не были соблюдены требования, установленные Порядком, регламентированным постановлением Правительства РФ от 06.09.1998г. N 1054.
Представитель Министерства строительства и модернизации жилищно- коммунального комплекса Республики Бурятия Шаракшанэ А.В, представитель Администрации г.Улан-Удэ Шараева Ю.А. доводы апелляционных жалоб поддержали.
Истец Курпиль И.А, третье лицо Курпиль А.Н. полагали вынесенное решение законным и обоснованным.
На заседание суда апелляционной инстанции представитель Администрации Октябрьского района г.Улан-Удэ, третьи лица Курпиль Н.А, А.Н. не явились, о рассмотрении дела надлежаще извещены.
Судебная коллегия, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, считает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
В силу положений ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах.
Проверив материалы дела и доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, что Курпиль И.А. с... 1997 г. по... 2009 г. работала в УФСИН России по РБ, оплата денежного содержания производилась за счет средств федерального бюджета. Приказом N... от... 2009 г. Курпиль И.А. уволена по достижении предельного возраста. Стаж службы в органах УИС на момент увольнения составил "... " года 10 месяцев "... " дней, в льготном исчислении - "... " года "... " мес. "... " дней.
С... 1988 г. истец зарегистрирована и проживает в жилом помещении общей площадью "... " кв. м по адресу "... ". Указанное жилое помещение предоставлено по договору социального найма. Вместе с истцом в жилом помещении зарегистрированы ее супруг и четверо детей.
Жилых помещений на праве собственности истец и члены ее семьи не имеют, с... 1988 г. Курпиль И.А. состоит на учете в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий по общей очереди.
... 2014 г. истец обратилась в Администрацию Октябрьского района г. Улан-Удэ с заявлением о передаче сведений о ней как о лице, имеющей право на получение ЕДВ как сотрудник УФСИН России по РБ в рамках федеральной программы "Жилище" в Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса РБ. Однако, учетное дело Курпиль И.А. возвращено ввиду того, что истец состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий на общих основаниях, а не в соответствии с порядком, установленным Постановлением Правительства РФ.
Указом Президента РФ от 28 июня 1999 года N 825 "Вопросы обеспечения жильем увольняемых со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также граждан, уволенных со службы из указанных органов, службы и учреждений" (с последующими изменениями) в целях обеспечения социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации для сотрудников, предусматривалось, что приоритетной формой финансирования расходов на обеспечение постоянным жильем сотрудников органов внутренних дел, а также членов их семей является выпуск и погашение государственных жилищных сертификатов.
В соответствии с п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации N 153 от 21.03.2006 г. (в редакции действовавшей на момент разрешения исковых требований) формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Целью и задачами данной подпрограммы являются финансовая поддержка граждан Российской Федерации, перед которыми государство имеет обязательства по обеспечению жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации, путем предоставления им социальных выплат на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета, а также обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц.
Указанным Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 регламентируется выдача государственных жилищных сертификатов в Российской Федерации. В рамках реализации этой подпрограммы Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов.
Согласно пп. а п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных Федеральным законодательством" Федеральной целевой Программы "Жилище" на 2015-2020 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 153 от 21.03.2006, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках Программы имеют военнослужащие (за исключением участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих), и приравненные к ним лица, признанные в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях, в том числе и сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по стоянию здоровья, или в связи с организованно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, а также граждане, уволенные с военной службы (службы) по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе (службе), или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы (службы) которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, и состоящие после увольнения на учете нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти.
В указанной норме речь идет о гражданах, состоящих после увольнения с военной службы (службы) на учете нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти.
В уголовно исполнительной системе таким органом является ФСИН России.
Как установлено в ходе судебного заседания истец не состояла на учете, нуждающихся в жилых помещениях по месту службы.
В ранее действующей редакции до 12.07.2011 г. указанный п. 5 Правил содержал пп. "г", согласно которому таким правом обладали граждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, вставшие в органах местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) до 01.01.2005, в том числе, граждане, уволенные со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
При этом выдачу сертификатов гражданам - участникам подпрограммы, указанным в пп. "г" п. 5 Правил осуществляли органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (имеющих право на получение социальной выплаты).
В настоящее время указанные положения утратили силу.
При этом Федеральным законом от 8 декабря 2010 г. N 342-ФЗ, вступившим в силу с 1 января 2011 г, внесены изменения в Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
В частности, статья 15 дополнена. Согласно п. 2.1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 г. были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 8 декабря 2010 г. N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан", порядок и условия обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и совместно проживающих с ними членов их семей, предусмотренные п. 2.1 ст. 15 и ст. 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" распространяются на граждан, которые до 1 января 2005 г. были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей, уволенных со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы МЧС России, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 и более лет.
Согласно Федерального закона от 8 декабря 2010 г. N 342-ФЗ гражданам, обеспечиваемым жилыми помещениями в соответствии с данным Федеральным, изъявившим желание получить государственные жилищные сертификаты до дня вступления в силу данного Федерального, со дня вступления в силу данного Федерального закона выдача указанных сертификатов не производится.
Такие граждане обеспечиваются жилыми помещениями в порядке и на условиях, которые предусмотрены п. 2.1 ст. 15 и ст. 15.1 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции настоящего Федерального закона).
Таким образом, федеральный законодатель, предоставив соответствующим категориям граждан, уволенным с военной службы (службы), право на обеспечение жильем по их выбору в одной из трех форм (предоставление жилого помещения в собственность бесплатно или по договору социального найма либо единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения), ввел такое условие возникновения данного права, как постановка до 1 января 2005 г. на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в органах местного самоуправления.
Из материалов дела следует, что Курпиль И.А. имеет все условия, предусмотренные статьей 2 Федерального закона от 8 декабря 2010 г. N 342-ФЗ для обеспечения жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета: - до 1 января 2005 года она принят органом местного самоуправления на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях; - службу проходила в органах ФСИН РФ, содержащихся за счет средств федерального бюджета; - имеет продолжительность службы в органах уголовно-исполнительной системы в календарном исчислении более 10 лет; - из органов уволена по достижению предельного возраста пребывания на военной службе.
При таких обстоятельствах суд обоснованно указал на наличие у истца права по обеспечению жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета в рамках ФЦП "Жилище".
Согласно пунктам 1, 2 статьи 3 Федерального закона от 8 декабря 2010 г. N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации для осуществления следующие полномочия по обеспечению граждан, указанных в абзаце первом пункта 2.1 статьи 15, абзаце третьем пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и статье 2 настоящего Федерального закона (далее - граждане, обеспечиваемые жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом), жилыми помещениями: 1) предоставление жилого помещения в собственность бесплатно; 2) предоставление жилого помещения по договору социального найма; 3) предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Порядок предоставления гражданам, обеспечиваемым жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения определяется законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно Приложения N 9 к подпрограмме 1 "Развитие жилищного строительства в Республике Бурятия" Государственной программы Республики Бурятия "Развитие строительного и жилищно-коммунального комплексов Республики Бурятия" (Порядок предоставления единовременных социальных выплат на приобретение или строительство жилья гражданам, уволенным с военной службы (службы), и приравненным к ним лицам), утвержденной постановлением Правительства РБ от 2 августа 2013 г. N 424, единовременные социальные выплаты на приобретение или строительство жилья предоставляются гражданам, уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, и совместно проживающим с ними членам их семей, принятым органами местного самоуправления до 1 января 2005 года на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия (далее - Минстрой РБ) ежегодно, до 1 февраля, формирует единый сводный список по Республике Бурятия граждан на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем (далее - список) на основании официальных списков, представленных администрациями муниципальных образований, которые несут ответственность за обоснованность постановки граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и достоверность указанных в списках сведений.
Для получения единовременной социальной выплаты граждане, указанные в пункте 1 настоящего Порядка, подают в администрацию муниципального образования по месту проживания заявление, оформленное согласно приложению N 1 к Порядку, с приложением подтверждающих право на участие в государственной программе документов.
На основании представленных администрацией муниципального образования документов Министерство принимает решение о предоставлении или отказе в предоставлении гражданам социальной выплаты на улучшение жилищных условий в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации по предоставлению жилых помещений гражданам, о чем уведомляет гражданина в трехдневный срок со дня принятия решения.
Признавая за истцом право на предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения за счет федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом от 08 декабря 2010 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан", суд не вышел за пределы исковых требований, поскольку право состоять на учете по категории лиц, подпадающих под действие ФЗ "О статусе военнослужащих" и вставших на учет в органах местного самоуправления до 01.01.2005г, установлено Федеральным законом от 08 декабря 2010 года N 342-ФЗ.
С учетом вышеприведенных положений действующего законодательства, судебная коллегия отклоняет доводы апелляционных жалоб о несоблюдении истицей требований, установленные Порядком, регламентированным постановлением Правительства РФ от 06.09.1998г. N 1054.
Довод жалобы о том, что Курпиль И.А. не обращалась в орган местного самоуправления с заявлением на участие в федеральной целевой программы "Жилище" подлежит отклонению, поскольку, как указано выше... 2014 г. истец обратилась в Администрацию Октябрьского района г. Улан-Удэ с заявлением о передаче сведений о ней как о лице, имеющей право на получение ЕДВ как сотрудник УФСИН России по РБ в рамках федеральной программы "Жилище" в Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса РБ.
Иные доводы апелляционных жалоб правовых оснований для отмены решения суда не содержат и по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки судом первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, тогда как основания для их переоценки в материалах дела отсутствуют.
На основании изложенного судебная коллегия считает, что суд первой инстанции при разрешении возникшего между сторонами спора правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применил нормы материального права, не допустил существенных нарушений норм процессуального права, дал оценку всем представленным доказательствам по правилам ст. 67 ГПК РФ, поэтому оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционных жалоб нет. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих безусловную отмену решения суда, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г.Улан-Удэ от 31 июля 2017 года, с учетом описки, произведенной на основании определения суда от 07 декабря 2017 г, оставить без изменения, апелляционные жалобы- без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи коллегии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.