Дата вступления в законную силу - 6 марта 2018 г.
ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
1 февраля 2018 года г. Улан-Удэ
Верховный Суд РБ в составе судьи Захарова Е.И.
при секретаре Черепановой О.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-21/2018 по административному исковому заявлению Грицак Н.А. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ, Правительству РБ об установлении кадастровой стоимости здания в размере, равном рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
19 декабря 2017 года в Верховный Суд РБ поступило административное исковое заявление Грицак Н.А. об установлении кадастровой стоимости здания в размере, равном рыночной стоимости.
Административными ответчиками по делу являются Правительство РБ, Управление Росреестра по РБ, заинтересованным лицом - Администрация МО СП "Заводское".
Исковые требования мотивированы тем, что административный истец является собственником здания с кадастровым номером.., площадью 143 кв.м, расположенного по адресу "... " На основании государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Республике Бурятия кадастровая стоимость здания на 3 июля 2014 г. определена в размере 2 436 175 рублей 17 копеек, что значительно превышает его рыночную стоимость, которая, согласно отчету об оценке рыночной стоимости, равна 486 000 рублей. Кадастровая стоимость здания влияет на размер налога на имущество, уплачиваемого истцом.
В судебном заседании административный истец Грицак Н.А, его представитель Зайцев Ю.И. административный иск поддержали.
Представитель Управления Росреестра по Республике Бурятия Раднаев Р.Р. пояснил, что замечаний к отчету об оценке рыночной стоимости земельного участка не имеет.
Временно исполняющая обязанности Главы муниципального образования городское поселение "Заводское" Рымарева С.В. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в отсутствии представителя Администрации МО СП "Заводское".
Представители Правительства Республики Бурятия в суд не явились, извещены надлежащим образом.
В соответствии с п.4 ст.247 КАС РФ суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц, уведомленных о времени и месте рассмотрения дела.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд считает административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Государственной кадастровой оценке посвящена глава III.1 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Порядок рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости предусмотрен ст.24.18 данного Федерального закона.
Согласно части 2 данной статьи результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Согласно части 3 данной статьи для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
В части 4 данной статьи указано, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Часть 11 данной статьи предусматривает, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно ч.1 ст.245 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ) юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В п.2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" дано разъяснение о том, что результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены в судебном порядке посредством предъявления требования об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
В п.6 данного Постановления указано, что с заявлением, административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
В силу положений п.2 ст.375 и ст.378.2 Налогового кодекса РФ, статей 11, 12, 24.15 и 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральный законодатель, вводя государственную кадастровую оценку спорного объекта оценки для целей налогообложения, одновременно не исключает установление кадастровой стоимости объекта оценки, равной его рыночной стоимости.
Как усматривается из материалов дела, налоговая база по налогу на имущество физического лица в отношении нежилого помещения, принадлежащего заявителю на праве собственности, определяется исходя из его кадастровой стоимости. Выбранный заявителем способ защиты нарушенного права соответствует действующему законодательству.
Судом при рассмотрении дела установлено, что Грицак Н.А. является собственником здания магазина (нежилое здание) с кадастровым номером.., площадью 143 кв.м.
Постановлением Правительства Республики Бурятия N 576 от 3 декабря 2016 г. "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства на территории Республики Бурятия" утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в Республике Бурятия.
Как следует из представленной истцом кадастровой справки, выданной филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Бурятия, кадастровая стоимость здания установлена в размере 2 436 175 рублей 17 копеек по состоянию на 3 июля 2014 г.
В обоснование заявленных требований административным истцом представлен отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка... от... (далее - отчет), выполненный ООО "Деловой союз".
Из отчета следует, что оценщик исследовал социально-географическое положение Республики Бурятия, провел анализ рынка коммерческой недвижимости Тарбагатайского района Республики Бурятия, исследовал объем предложений объектов продажи недвижимости, а также ценообразующие факторы.
Оценщик использовал информацию газет "Все для Вас", Интернет ресурсы.
В соответствии с главой 3 Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки" (ФСО N 1), утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли РФ N 297 от 20 мая 2015 года, оценщик при проведении оценки использовал метод сравнительной единицы в рамках затратного подхода, метод сравнения продаж в рамках сравнительного подхода и метод прямой капитализации в рамках доходного подхода. Выбор указанных методов подхода к оценке подробно мотивирован в отчете 46-48.
По результатам оценки оценщик пришел к выводу о том, что рыночная стоимость нежилого здания по состоянию на 3 июля 2014 года равна 486 000 рублей.
Оценивая отчет по правилам ст.ст.82, 84 КАС РФ, суд считает его допустимым доказательством, поскольку оценка проведена оценщиком, имеющим специальное образование и квалификацию, являющимся действительным членом Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков". В отчете имеются сведения о наличии у оценщика страхового полиса СПАО "Ингосстрах", ОАО "АльфаСтрахование", действующего с 1 июля 2017 года по 31 декабря 2018 года.
Оснований не согласиться с указанным отчетом у суда нет, так как проверив приведенный отчет оценщика, не содержащего в себе каких-либо неясностей и противоречий, суд находит его соответствующим требованиям федеральных стандартов оценки и положениям Федерального закона N 135-ФЗ от 29 июля 1998 г. "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Возражений против отчета от лиц, участвующих в деле, не поступило.
В пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" дано следующее разъяснение.
Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Руководствуясь статьями 180, 249 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Грицак Н.А, поступившее в Верховный Суд РБ 19 декабря 2017 года, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость здания с кадастровым номером.., площадью 143 кв.м, расположенного по адресу (местоположение): "... ", в размере его рыночной стоимости, составляющей по состоянию на 03 июля 2014 года 486 000 рублей.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков считать 19 декабря 2017 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда РБ в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.И. Захаров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.