Дата вступления в законную силу - 6 марта 2018 г.
ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
дело N 3а-24/2018
1 февраля 2018 года г. Улан-Удэ
Верховный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Захарова Е.И,
при секретаре Черепановой О.М,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО "Янта - Улан-Удэ" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия, Правительству Республики Бурятия об установлении кадастровой стоимости земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
21 декабря 2017 г. ООО "Янта - Улан-Удэ" обратилось с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ, Правительству РБ, в котором просило установить кадастровую стоимость земельного участка, в размере его рыночной стоимости.
Исковые требования мотивированы тем, что ООО "Янта - Улан-Удэ" является собственником земельного участка, площадью 4 600 кв.м, с кадастровым номером "... ", категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для размещения здания торговой базы, расположенного по адресу относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир здание магазина. Почтовый адрес ориентира "... ". На основании государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Республике Бурятия кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2015 г. определена в размере 34 040 322 рубля, что значительно превышает его рыночную стоимость, которая, согласно отчету об оценке рыночной стоимости, равна 16 849 000 рублей. Кадастровая стоимость земельного участка влияет на размер земельного налога, уплачиваемого истцом.
В судебном заседании представитель административного истца Лобыкин С.В. административный иск поддержал.
Представитель Управления Росреестра по Республике Бурятия Бурдуковская Е.И. просила в удовлетворении иска отказать, пояснив, что в отчете не указано, на каком основании оценщик, при применении корректировки на местоположение, взял в основу рыночную стоимость квартир.
Представитель Администрации г.Улан-Удэ Манзарова Т.Н. возражала против удовлетворения административного иска, поддержав доводы представителя Управления Росреестра по РБ.
Представители Правительства Республики Бурятия в суд не явились, извещены надлежащим образом.
В соответствии с п.4 ст.247 КАС РФ суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц, уведомленных о времени и месте рассмотрения дела.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд считает административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Судом при рассмотрении дела установлено, что ООО "Янта - Улан-Удэ" является собственником земельного участка с кадастровым номером "... ", площадью 4 600 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов - для размещения здания торговой базы.
Постановлением Правительства Республики Бурятия N 2 от 13 января 2016 г. "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Республике Бурятия" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Бурятия.
Как следует из представленной истцом кадастровой справки, выданной филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Бурятия, кадастровая стоимость земельного участка установлена в размере 34 040 322 рубля по состоянию 01.01.2015 г.
Досудебная процедура урегулирования спора была соблюдена: суду представлены сведения о том, что 04.09.2017 г. истец обращался с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при управлении Росреестра по РБ и решениями данной комиссии от 14.09.2017 г. ООО "Янта - Улан-Удэ" отказано в таком пересмотре.
В соответствии с п.5 ст.65 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно п.2 ст.66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В пункте 3 данной статьи указано, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии с п.п.11 п.2 ст.7 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
Согласно ч.1 ст.24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
В соответствии с ч.4 данной статьи в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с ч.1 ст.24.15 ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ" датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке.
Согласно ст.11 ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ" итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки (далее - отчет).
Отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.
В обоснование заявленных требований административным истцом представлен отчет об оценке (далее - отчет), выполненный ООО "Регион-Эксперт".
Из отчета следует, что оценщик исследовал социально-географическое положение Республики Бурятия, провел анализ рынка коммерческой недвижимости города Улан-Удэ, общего состояния рынка земельных участков г.Улан-Удэ, исследовал объем предложений объектов продажи земельных участков, а также ценообразующие факторы.
Оценщик использовал информацию газет "Все для Вас", газеты "Из рук в руки", базы данных агентств недвижимости, Интернет ресурсы (www.uurielt.ru, www.ruads.org).
В соответствии с пунктами 12-14 Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки" (ФСО N 1), утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли РФ N 297 от 20 мая 2015 года, оценщик при проведении оценки использовал сравнительный подход с применением метода сравнения продаж как наиболее полно учитывающий цель оценки и обеспеченный исходной информацией. Отказ от использования затратного и доходного подхода к оценке подробно мотивирован в отчетах.
Применяя сравнительный подход, оценщик выбрал 3 аналога - земельные участки, расположенные в черте г. Улан-Удэ.
По результатам оценки оценщик пришел к выводу о том, что рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2015 г. равна 16 849 000 рублей.
Оценивая отчет по правилам ст.ст.82, 84 КАС РФ, суд считает его допустимым доказательством, поскольку оценка проведена оценщиком, имеющим специальное образование и квалификацию, являющимся действительным членом НП "Саморегулируемая организация оценщиков "Экспертный совет", включен в реестр оценщиков.
Оснований не согласиться с указанным отчетом у суда нет, так как проверив приведенный отчет оценщика, не содержащий в себе каких-либо неясностей и противоречий, суд находит его соответствующим требованиям федеральных стандартов оценки и положениям Федерального закона N 135-ФЗ от 29 июля 1998 г. "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Будучи допрошенным в судебном заседании в качестве свидетеля, оценщик Толстикова Е.Ю, выводы, изложенные в отчетах, подтвердила, дав при этом дополнительные пояснения в связи с поступившими возражениями относительно методов оценки, использованных в отчете.
Довод о том, что в отчете не указано, на каком основании оценщик, при применении корректировки на местоположение, взял в основу рыночную стоимость квартир, основанием для признания данного отчета недействительным не является.
В силу неразвитости рынка коммерческой недвижимости оценщиком обоснованно принято решение провести корректировку на местоположение на основе соотношения цен на вторичное жилье, поскольку данный сегмент рынка является наиболее развитым, и можно наблюдать устойчивую взаимосвязь между ценами на жилую недвижимость и ценами на коммерческую недвижимость, в том числе торгового назначения, поскольку в основе влияния местоположения как ценообразующего фактора на стоимость объектов недвижимости находится уровень деловой активности.
Оценщик выбрал сходные объекты жилой недвижимости - двухкомнатные квартиры, расположенные в многоквартирных домах в районах нахождения оцениваемого объекта и объекта-аналога N 3, определилсреднюю стоимость 1 кв.м. такого жилья и применил корректировку на местоположение земельного участка.
Использование такого способа требованиям федеральных стандартов оценки и закону не противоречит.
Иные доводы не опровергают правильность и обоснованность отчетов об оценке рыночной стоимости земельных участков.
Учитывая, что доказательств, опровергающих изложенные в отчете выводы об установлении рыночной стоимости, а также содержащих сведения об иной рыночной стоимости объекта недвижимости, заинтересованными лицами в материалы дела не представлено, административное исковое заявление подлежит удовлетворению.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости следует считать дату обращения ООО "Янта - Улан-Удэ" в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Республике Бурятия - 4 сентября 2017 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 248, 249 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск ООО "Янта - Улан-Удэ" удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером "... ", площадью 4 600 кв.м, имеющего категорию - земли населенных пунктов - для размещения здания торговой базы, расположенного по адресу относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир здание магазина. Почтовый адрес ориентира "... ", в размере его рыночной стоимости, равной 16 849 000 рублей, по состоянию на 1 января 2015 г.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка считать 4 сентября 2017 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного суда Республики Бурятия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.И. Захаров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.