Дата вступления в законную силу - 28 марта 2018 г.
Верховный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Казанцевой Т.Б., при секретаре Черепановой О.М., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО "Зенит" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия, Правительству Республики Бурятия об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков,
УСТАНОВИЛ:
13.12.2017г. ООО "Зенит" обратилось с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ, Правительству РБ, в котором просило установить кадастровую стоимость земельных участков, расположенных по адресу: "... ", с кадастровыми номерами "... ", площадью 2 089 кв.м, 5 721 кв.м, по состоянию на 18.08.2016г, равной их рыночной стоимости в размере 4 423 000 руб. и 10 104 000 руб. соответственно.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является собственником данных земельных участков, их кадастровая стоимость установлена Постановлением Правительства РБ N2 от 13.01.2016г. и составляет 19 866 974,92 руб. (земельный участок с кадастровым номером "... ") и 54 408 311,88 руб. (земельный участок с кадастровым номером "... "). Указанная оценка является завышенной, не соответствует рыночной цене, установленной отчетом об оценке N09/08-17, составленным "... "
В судебном заседании представитель административного истца Осорова Е.Б, действующая на основании доверенности, уточнила исковые требования, просила установить кадастровую стоимость земельных участков равной их рыночной стоимости, установленной судебной оценочной экспертизой в размере 5 959 494 руб. (земельный участок с кадастровым номером "... ") и 11 613 082 руб. (земельный участок с кадастровым номером "... ").
Представители административных ответчиков - Управления Росреестра по РБ, Правительства РБ, заинтересованных лиц - Администрации г.Улан-Удэ, Министерства имущественных и земельный отношений РБ, ФГБУ "ФКП Росреестра по РБ" в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Судом на основании п. 4 ст. 247 КАС РФ принято решение о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Судом при рассмотрении дела установлено, что в собственности ООО "Зенит" находятся земельный участок с кадастровым номером "... " площадью 2 089 кв.м. и земельный участок с кадастровым номером "... " площадью 5 721 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения зданий и сооружений, расположенные по адресу: "... ".
Кадастровая стоимость земельных участков установлена в соответствии с удельными показателями, утвержденными Постановлением Правительства Республики Бурятия N2 от 13 января 2016 г. в размере 19 866 974,92 руб. (земельный участок с кадастровым номером "... ") и 54 408 311,88 руб. (земельный участок с кадастровым номером "... ") по состоянию на 18.08.2016г.
В обоснование необходимости судебной защиты своих прав ООО "Зенит" ссылается на то, что кадастровая стоимость земельных участков превышает их рыночную стоимость, потому должна быть установлена в соответствии с п. 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ в размере рыночной стоимости. Завышенный размер кадастровой стоимости земельных участков обусловливает крупный размер уплачиваемого земельного налога.
При этом досудебная процедура урегулирования спора была соблюдена: суду представлены сведения о том, что истец обращался с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при управлении Росреестра по РБ 08.11.2017г, однако решением от 29.11.2017г. заявление было отклонено.
В соответствии с п. 5 ст.65 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно п.2 ст.66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В соответствии с пунктом 3 данной статьи в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии с п.п. 11 п. 2 ст. 7 Федерального закона от 24 июля 2007г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
Статьей 2418 Федерального закона от 29.07.1998г. N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке (часть 2 статьи 24.15 Закона об оценочной деятельности).
Согласно части 1 статьи 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" дано разъяснение о том, что с заявлением, административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
В соответствии с п. 5 ст.65 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно п.2 ст.66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В соответствии с пунктом 3 данной статьи в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии с п.п. 11 п. 2 ст. 7 Федерального закона от 24 июля 2007г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
Согласно ст.24.15 ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" определение кадастровой стоимости осуществляется оценщиками в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, регулирующих вопросы определения кадастровой стоимости, за исключением случая, установленного статьей 24.19 настоящего Федерального закона.
В соответствии с положениями ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998г. N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Статьей 24.19 ФЗ "Об оценочной деятельности" предусмотрено, что при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей (ч.2).
Предусмотренные настоящей статьей полномочия по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, на основании решения данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения (ч.3).
Таким образом, в указанных случаях определение кадастровой стоимости производится в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными Приказом Минэкономразвития России от 12 августа 2006г. N 222, с применением утвержденного среднего удельного показателя кадастровой стоимости земель (п.2.1.), на дату внесения сведений об изменении указанных характеристик земельного участка в государственный кадастр недвижимости (п.2.6.).
Сведения о земельных участках с кадастровыми номерами "... " внесены в ЕГРН 18.08.2016г, земельные участки образованы на основании соглашения о перераспределении, объединении, разделении земельных участков от 24.08.2016г, в связи с чем их кадастровая стоимость была определена органом кадастрового учета на указанную дату.
В связи с изложенным датой определения рыночной стоимости является 18.08.2016г.
Согласно ст.11 Закона об оценочной деятельности итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки (далее - отчет).
Отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.
В силу статьи 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
При подаче иска административный истец представил суду отчет об оценке N09/08-17, составленный "... "", в соответствии с которым в результате использования доходного и сравнительного методов оценки рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером "... " была определена в размере 4 423 000 руб, земельного участка с кадастровым номером "... " в размере 10 104 000 руб. В связи с возникшими у суда сомнениями в правильности выбора оценщиком методов оценки, подбора объектов-аналогов была назначена судебная оценочная экспертиза.
В соответствии с заключением судебной оценочной экспертизы N54/18, проведенной "... " рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером "... " по состоянию на 18.08.2016г. составляет 5 959 494 руб, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером "... " по состоянию на 18.08.2016г. составляет 11 613 082 руб.
Оценивая заключение экспертизы по правилам ст.ст.82, 84 КАС РФ, суд считает его допустимым доказательством, поскольку экспертиза проведена экспертом, имеющим длительный экспертный стаж, специальное образование и квалификацию, являющимся членом СРО "... " об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения эксперт предупрежден.
Суд не находит оснований сомневаться в заключении, поскольку при проведении оценки эксперт руководствовался нормами действующего законодательства, в том числе Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки, действующих на момент проведения оценки, оно содержит подробное обоснование примененных методов оценки, является полным и проверяемым, выводы эксперта являются исчерпывающими.
В связи с изложенным суд приходит к выводу, что заключение судебной экспертизы, проведенной экспертом "... " об определении рыночной стоимости земельных участков по состоянию на 18.08.2016г. является надлежащим доказательством, подтверждающим размер рыночной стоимости земельных участков. Каких-либо возражений от лиц, участвующих в деле, относительно указанного экспертного заключения в суд не поступило, доказательства иной рыночной стоимости не представлены.
Поскольку в отношении земельного участка заключением судебной экспертизы определена их рыночная стоимость по состоянию на 18.08.2016г, административное исковое заявление ООО "Зенит" подлежит удовлетворению.
Принимая решение об определении кадастровой стоимости участка в размере их рыночной стоимости, суд исходит из стоимости участков, указанной в заключении судебной оценочной экспертизы.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 248, 249 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ООО "Зенит" удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером "... ", площадью 2 089 кв.м, расположенного по адресу: "... ", в размере его рыночной стоимости по состоянию на 18 августа 2016 года, равной 5 959 494 рубля.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером "... ", площадью 5 721 кв.м, расположенного по адресу: "... " в размере его рыночной стоимости по состоянию на 18 августа 2016 года, равной 11 613 082 рубля.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Бурятия в течение 1 месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
В окончательной форме решение изготовлено 27 февраля 2018 года.
Судья: Т.Б. Казанцева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.