Дата вступления в законную силу - 6 марта 2018 г.
ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
дело N 3а-29/2018
2 февраля 2018 года г. Улан-Удэ
Верховный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Захарова Е.И,
при секретаре Черепановой О.М,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Соколова С.И. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия, Правительству Республики Бурятия об установлении кадастровой стоимости земельных участков,
УСТАНОВИЛ:
26 декабря 2017 г. Соколов С.И. обратился с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ, Правительству РБ, в котором просит установить кадастровую стоимость трех земельных участков, в размере их рыночной стоимости.
Исковые требования мотивированы тем, что он является собственником трех земельных участков, площадью 667 кв.м, с кадастровым номером.., расположенного по адресу "... ", площадью 2 202 кв.м, с кадастровым номером.., расположенного по адресу "... ", площадью 7 907 кв.м, с кадастровым номером.., расположенного по адресу относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир здание. Почтовый адрес ориентира "... ". На основании государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Республике Бурятия кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами..,... на... определена в размере 2 935 733 рубля 80 копеек и 9 691 882 рубля 80 копеек соответственно, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером... на 16.02.2016 г. определена в размере 101 092 497 рублей 33 копейки, что значительно превышает их рыночную стоимость, которая, согласно отчетам об оценке рыночной стоимости, равна 1 420 000 рублей, 4 505 000 рублей и 35 890 000 рублей соответственно. Кадастровая стоимость земельного участка влияет на размер земельного налога, уплачиваемого истцом.
В судебное заседание административный истец Соколов С.И. не явился, направил в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствии, при участии его представителя Лобыкина С.В.
Представитель административного истца Лобыкин С.В. административный иск поддержал.
Представитель Управления Росреестра по Республике Бурятия Логонова Л.Б. пояснила, что замечаний к отчетам об оценке рыночной стоимости земельных участков не имеет.
Представитель Администрации г.Улан-Удэ Манзарова Т.Н. возражала против удовлетворения административного иска, возражений относительно отчетов об оценке не представила.
Представители Правительства Республики Бурятия в суд не явились, извещены надлежащим образом.
В соответствии с п.4 ст.247 КАС РФ суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц, уведомленных о времени и месте рассмотрения дела.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд считает административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Судом при рассмотрении дела установлено, что Соколов С.И. является собственником земельных участков с кадастровым номером.., площадью 667 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов - для размещения части здания колхозного рынка, с кадастровым номером.., площадью 2 202 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов - для размещения части здания колхозного рынка, с кадастровым номером.., площадью 7 907 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов - под строительство торгового комплекса.
Постановлением Правительства Республики Бурятия N 2 от 13 января 2016 г. "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Республике Бурятия" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Бурятия.
Как следует из представленных истцом кадастровых справок, выданных филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Бурятия, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером... установлена в размере 2 935 733 рубля 80 копеек по состоянию на 01 января 2015г, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером... установлена в размере 9 691 882 рубля 80 копеек по состоянию на 01 января 2015г, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером... установлена в размере 101 092 497 рублей 33 копейки по состоянию на 16 февраля 2016 г.
В соответствии с п.5 ст.65 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно п.2 ст.66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В пункте 3 данной статьи указано, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии с п.п.11 п.2 ст.7 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
Согласно ч.2, 3 ст.24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
В соответствии с ч.4 данной статьи в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с ч.1 ст.24.15 ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ" датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке.
Согласно ст.11 ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ" итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки (далее - отчет).
Отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.
В обоснование заявленных требований административным истцом представлен отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером... от.., земельного участка с кадастровым номером... от.., земельного участка с кадастровым номером... от.., (далее - отчеты), выполненные ООО "Агентство оценки собственности".
Из отчетов следует, что оценщик исследовал социально-географическое положение Республики Бурятия, провел анализ рынка коммерческой недвижимости города Улан-Удэ, общего состояния рынка земельных участков г.Улан-Удэ, исследовал объем предложений объектов продажи земельных участков, а также ценообразующие факторы.
Оценщик использовал информацию газет "Все для Вас", газеты "Из рук в руки", базы данных агентств недвижимости, Интернет ресурсы (www.uurielt.ru).
В соответствии с пунктами 12-14 Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки" (ФСО N 1), утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли РФ N 297 от 20 мая 2015 года, оценщик при проведении оценки использовал сравнительный подход с применением метода сравнения продаж как наиболее полно учитывающий цель оценки и обеспеченный исходной информацией. Отказ от использования затратного и доходного подхода к оценке подробно мотивирован.
Применяя сравнительный подход, оценщик выбрал 3 аналога - земельные участки, расположенные в черте г. Улан-Удэ.
По результатам оценки оценщик пришел к выводу о том, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером... по состоянию на... равна 1 420 000 рублей, с кадастровым номером... по состоянию на... равна 4 505 000 рублей, с кадастровым номером... по состоянию на... равна 35 890 000 рублей.
Оценивая отчеты по правилам ст.ст.82, 84 КАС РФ, суд считает их допустимыми доказательствами, поскольку оценка проведена оценщиком, имеющим специальное образование и квалификацию, являющимся действительным членом НП "Саморегулируемая организация оценщиков "Экспертный Совет", включен в реестр оценщиков.
Оснований не согласиться с указанными отчетами у суда нет, так как проверив приведенные отчеты оценщика, не содержащие в себе каких-либо неясностей и противоречий, суд находит их соответствующим требованиям федеральных стандартов оценки и положениям Федерального закона N 135-ФЗ от 29 июля 1998 г. "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Отчеты об установлении рыночной стоимости земельных участков представителем ответчика и третьего лица не оспорены, сведений о иной рыночной стоимости указанных земельных участков лицами в ходе судебного заседания не представлены.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости следует считать дату подачи административного искового заявления - 26 декабря 2017 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 248, 249 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Соколова С.И. удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером.., площадью 667 кв.м, имеющего категорию - земли населенных пунктов - для размещения части здания колхозного рынка, расположенного по адресу "... ", в размере его рыночной стоимости, равной 1 420 000 рублей, по состоянию на 01.01.2015 г.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером.., площадью 2 202 кв.м, имеющего категорию - земли населенных пунктов - для размещения части здания колхозного рынка, расположенного по адресу "... ", в размере его рыночной стоимости, равной 4 505 000 рублей, по состоянию на 01.01.2015 г.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером.., площадью 7 907 кв.м, имеющего категорию - земли населенных пунктов - под строительство торгового комплекса, адрес (местоположение): установлено в границах ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир Здание. Почтовый адрес ориентира: Республика Бурятия, "... ", в размере его рыночной стоимости, равной 35 890 000 рублей, по состоянию на 16.02.2016 г.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков считать 26 декабря 2017 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного суда Республики Бурятия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.И. Захаров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.