Апелляционное определение СК по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 28 февраля 2018 г. по делу N 33а-259/2018
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе
председательствующего Цыбульника В.Е,
судей Санникова А.Б, Шуайпова М.Г,
при секретаре судебного заседания Заика Ю.Н,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Майкопского гарнизонного военного суда от 28 ноября 2017 года, которым отказано в удовлетворении заявленных требований старшего прапорщика Вепринцева Михаила Эдуардовича об оспаривании действий начальника отделения (территориального, г. Краснодар) Федерального государственного казенного учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - отделение управления жилищного обеспечения), связанных с отказом в принятии истца и членов его семьи на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Санникова А.Б, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы и поступивших относительно нее возражений, судебная коллегия
установила:
решением начальника отделения управления жилищного обеспечения от 5 сентября 2017 года N ОКР/09-12/57 Вепринцеву М.Э. и члену его семьи отказано в принятии на жилищный учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в избранном после увольнения с военной службы месте жительства (г. Ставрополь) по основаниям, предусмотренным пунктом 2 части 1 статьи 54 ЖК РФ в связи с представлением документов, которые не подтверждают его право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Вепринцев М.Э. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать названное решение незаконным, обязать должностное лицо отменить его и повторно рассмотреть вопрос о признании его и его жены нуждающимися в обеспечении жильем в городе Ставрополе.
Решением гарнизонного военного суда в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить в связи неправильным применением норм материального права, неприменением закона, подлежащего применению и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование автор жалобы утверждает, что суд оставил без внимания требования пункта 2 части 1 статьи 51 ЖК РФ, в части признания нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма граждан, являющихся собственниками жилых помещений и обеспеченных общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Исходя из того, что за ним числится общая площадь жилого помещения 21,26 кв. м, то на состав его семьи, состоящей из двух человек, приходится менее 12 кв. м, что менее учетной нормы в г. Ставрополе. В дальнейшем при предоставлении жилого помещения отделение управления жилищного обеспечения вправе зачесть ранее имевшуюся у него в собственности общую площадь жилого помещения, а он готов доплатить государству затраты за превышение общей площади жилого помещения.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу врио начальника отделения управления жилищного обеспечения просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведённые в апелляционной жалобе и поступивших относительно нее возражений, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Из материалов дела усматривается, что Вепринцев М.Э, имеющий общую продолжительность военной службы более 20 лет, проходит военную службу в учебной авиационной базе (2 разряда), дислоцированной в г. Майкопе.
В 1974 году отцу Вепринцева М.Э. на состав семьи, включая истца, Министерством обороны СССР в лице КЭЧ Майкопского района Северо-Кавказского военного округа было предоставлено для постоянного проживания жилое помещение общей площадью "данные изъяты" кв. м по адресу: "адрес"
После смерти отца Вепринцев М.Э. со своими матерью и сестрой
получили в собственность указанное жилое помещение в равных долях от администрации г. Майкопа на основании закона "О приватизации жилищного фонда в РСФСР" по договору о безвозмездной передаче жилья в собственность от 14 июня 1993 года.
Согласно договору дарения доли квартиры от 29 ноября 2010 года, государственная регистрация перехода права собственности на которую произведена 2 декабря того же года, истец подарил своей матери принадлежащую ему на праве общей долевой собственности 1/3 доли указанной квартиры.
В феврале 2014 года Вепринцев М.Э. заключил брак.
17 августа 2017 года истец обратился к начальнику отделения управления жилищного обеспечения с заявлением о принятии его составом семьи 2 человека (он и его супруга) на жилищный учет в качестве нуждающихся в обеспечении жилым помещением в избранном месте жительства - г. Ставрополе.
Решением начальника отделения управления жилищного обеспечения от 5 сентября 2017 года N ОКР/09-12/57 в удовлетворении данного заявления отказано на том основании, что он был обеспечен за счет государства 21,26 кв. м общей площади жилого помещения, которой добровольно распорядился и повторному обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета не подлежит.
Право военнослужащих на жилище установлено пунктом 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", согласно которому государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Согласно подпункту "и" пункта 7 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года N 1054, избрание гражданами постоянного места жительства после увольнения с военной службы является самостоятельным основанием признания их нуждающимися в получении жилых помещений.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" обеспечение жилыми помещениями военнослужащих, признанных в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях и имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, и членов их семей при перемене места жительства производится с последующим освобождением ими жилых помещений и снятием с регистрационного учета по прежнему месту жительства.
Таким образом, необходимым условием предоставления военнослужащему и членам его семьи жилого помещения по избранному месту жительства является сдача занимаемого жилого помещения.
Поэтому в том случае, когда военнослужащий или член его семьи распорядился полученным ранее от государства жилым помещением и не может в установленном порядке сдать его или приходящуюся на него часть жилья, он не имеет права требовать повторного предоставления жилого помещения по договору социального найма в порядке, определенном статьей 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", даже по истечении срока, установленного статьей 53 ЖК РФ.
Приведенное толкование материального закона основано на вытекающем из Конституции Российской Федерации принципе социальной справедливости и направлено на предотвращение необоснованного сверхнормативного предоставления военнослужащим (и членам их семей) жилищных гарантий, установленных Федеральным законом "О статусе военнослужащих".
Причем требование о необходимости сдачи ранее предоставленного государством жилого помещения распространяется не только на военнослужащего, но и на членов его семьи, с учетом которых это жилое помещение предоставлялось, в случае если они претендуют на обеспечение жилым помещением за счет военного ведомства в порядке, установленном Федеральным законом "О статусе военнослужащих".
Таким образом, будучи обеспеченным за счет государства жилым помещением выше учетной нормы в качестве члена семьи военнослужащего и утратив право пользования им по личным мотивам, Вепринцев М.Э. поставил вопрос о предоставлении ему еще одного жилого помещения за счет государственного жилищного фонда, но по иному основанию - в качестве военнослужащего, что не основано на законе.
Согласно положениям пункта 9 статьи 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих", если военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей, имеющие право на социальные гарантии и компенсации в соответствии с настоящим Федеральным законом, одновременно имеют право на получение одной и той же социальной гарантии и компенсации по нескольким основаниям, то им предоставляются по их выбору социальная гарантия и компенсация по одному основанию, за исключением случаев, особо предусмотренных федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Поскольку случаев, допускающих повторное обеспечение военнослужащего сначала в качестве члена семьи военнослужащего, а затем - в качестве военнослужащего, нормативные правовые акты Российской Федерации не содержат, гарнизонный военный суд правомерно признал законным решение жилищного органа об отказе в принятии Вепринцева М.Э. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
То обстоятельство, что общая площадь ранее принадлежавшего истцу в г. Майкопе жилого помещения на состав его семьи, состоящей из двух человек, составляет менее нормы предоставления в г. Ставрополе, вопреки доводу жалобы, не может служить основанием для постановки его на жилищный учет, поскольку согласно пункту 48 названного постановления обязательным условием получения гражданином в порядке улучшения жилищных условий жилого помещения по установленным нормам является сдача ранее полученной жилой площади.
При таких данных после дарения в 2010 году доли в квартире родственникам основания для улучшения жилищных условий в г. Ставрополе Вепринцевым М.Э. были утрачены.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Таким образом, решение начальника отделения управления жилищного обеспечения от 5 сентября 2017 года N ОКР/09-12/57 об отказе Вепринцеву М.Э. и члену его семьи в принятии на жилищный учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в избранном после увольнения с военной службы месте жительства в г. Ставрополе, основано на законе.
Таким образом, апелляционная жалоба истца удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Майкопского гарнизонного военного суда от 28 ноября 2017 года по административному исковому заявлению Вепринцева Михаила Эдуардовича оставить без изменения, а апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.