Решение Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю
от 21 августа 2012 г. N 34/07-2012
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее - Приморское УФАС России, Управление) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель Комиссии:
Абросимов Д.Е. - заместитель руководителя Приморского УФАС России;
члены Комиссии:
Кромской С.В. - начальник отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции;
Рязанова А.А. - специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,
рассмотрев 15 августа 2012 года дело N 34/07-2012, возбужденное по признакам нарушения Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе") при распространении на сайте http://vladivostok.farpost.ru рекламы алкогольной продукции ООО "Прага-ДВ",
в присутствии представителя лица, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:
- ООО "Прага-ДВ" (рекламодатель) - Касиловой Н.А. (доверенность б/н от 14.08.2012),
в присутствии представителя заинтересованного лица:
- ООО "ФарПост" (рекламораспространитель) - Казакова Н.М. (доверенность б/н от 09.07.2012),
установила:
25.07.2012 в ходе мониторинга рекламы, распространяемой в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", установлено, что на сайте http://vladivostok.farpost.ru/13891974 размещена реклама под заголовком - "Бар "Чешская Пивница". Попробуйте новые блюда и новое чешское пиво (Владивосток)", следующего содержания:
"Бар "Чешская Пивница" приглашает попробовать новинки нашего меню:
1. Чешское разливное пиво "Карловец" темное и светлое,
2. Чешские национальные напитки: мандариновица, апельсиновица, яблоковица и др......
В соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 21 Федерального закона "О рекламе" реклама алкогольной продукции, к которой в соответствии со статьей 3 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" относиться и пиво, не должна размещаться в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Установлено, что владельцем сайта http://vladivostok.farpost.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" является ООО "ФарПост" (почтовый адрес: 690001, Приморский край, г. Владивосток, ул. Светланская, 161; юридический адрес: г. Владивосток, ул. Уборевича, 7).
Предпринимательскую деятельность бара "Чешская Пивница" осуществляет ООО "Прага-ДВ" (ул. Светланская., д. 195А, кв./офис 1, г. Владивосток; ИНН 2536214294).
Определением Приморского УФАС России от 30.07.2012 в отношении ООО "Прага-ДВ", рекламодателя указанной рекламы бара "Чешская Пивница", было возбуждено дело N 34/07-2012 по признакам нарушения пункта 8 части 2 статьи 21 Федерального закона "О рекламе".
ООО "ФарПост" было привлечено к участию в рассмотрении указанного дела в качестве заинтересованного лица.
В соответствии с частью 4 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
08.08.2012 в Приморское УФАС России поступили письменные пояснения директора ООО "Прага-ДВ" Калинина А.Р., в которых сообщалось, что 16.01.2012 обществом был заключен договор подряда на проведение рекламной кампании с гражданином Ю.В. Братко. По мнению Калинина А.Р., в соответствии с вышеуказанным договором за всю рекламу, все рекламные ролики, рекламные объявления отвечает исполнитель - Братко Ю.В. ООО "Прага-ДВ" также представило письменные объяснения гражданина Братко Ю.В., в которых он поясняет, что на момент размещения вышеуказанной рекламы в мае 2012 года реклама алкогольной продукции, включая пиво, рекламным законодательством в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не запрещалась. Братко Ю.В. также сообщил, что внесение изменений в статью 21 Федерального закона "О рекламе" он, как исполнитель по договору с ООО "Прага-ДВ" не отследил, но после ознакомления с определением Приморского УФАС России о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе нарушения устранил.
Факт устранения нарушения законодательства о рекламе нашел свое подтверждение в ходе заседания Комиссии 15.08.2012 при просмотре содержания страницы http://vladivostok.farpost.ru/13891974.
14.08.2012 в Приморское УФАС России поступила информация от ООО "ФарПост", в которой сообщалось, что ООО "ФарПост" не заключало с ООО "Прага-ДВ" договор об оказания рекламно - информационных услуг по публикации рекламных объявлений на интернет - ресурсе. Рассматриваемая реклама на ресурсе была размещена физическим лицом. ООО "ФарПост" выразил мнение, что в спорном объявлении содержалась реклама не алкогольной продукции, а реклама бара - "Чешская Пивница", что, по мнению ООО "ФарПост", рекламным законодательством не запрещено.
15.08.2012 года в ходе рассмотрения дела N 34/07-2012, представитель ООО "Прага-ДВ" Касилова Н.А. сообщила, что Общество вину в нарушении требования пункта 8 части 2 статьи 21 Федерального закона "О рекламе" не признает, поскольку считает, что в данном случае объектом рекламирования является бар "Чешская Пивница", а не реализуемые в нем пиво и алкогольные напитки. Кроме того, по мнению Касиловой Н.А., указание в объявлении на название пива "Карловец" является обязанностью организации, ведущей деятельность ресторанов и баров, указывать в меню названия предлагаемых продуктов.
Представитель заинтересованного лица - ООО "ФарПост", Казаков Н.М. поддержал письменные пояснения о том, что между ООО "ФарПост" и ООО "Прага-ДВ" договор на публикацию рассматриваемого объявления не заключался, на ресурсе оно было размещено физическим лицом, а также о том, что, по мнению ООО "ФарПост", рассматриваемое объявление направлено на рекламу бара "Чешская Пивница", а не на реализуемые в нем алкогольные напитки.
Исследовав материалы дела и выслушав объяснения представителей ООО "Прага-ДВ", Касиловой Н.А. и ООО "ФарПост" Казакова Н.М., Комиссия отмечает следующее.
Отношения в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
Согласно части 1 статьи 33 Федерального закона "О рекламе" Антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
В соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 21 Федерального закона "О рекламе" реклама алкогольной продукции, не должна размещаться в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В рекламе, размещенной на интернет - ресурсе на сайте по адресу http://vladivostok.farpost.ru/13891974 использован текст: "Бар "Чешская Пивница" приглашает попробовать новинки нашего меню: Чешское разливное пиво "Карловец" темное и светлое, Чешские национальные напитки: мандариновица, апельсиновица, яблоковица и др...... В соответствии с информацией, размещенной на сайте ООО "Прага-ДВ" http://www.pivnicedv.ru указанные напитки являются алкогольными напитками, содержание алкоголя в них составляет: в мандариновице - 45%, апельсиновице -45%, яблоковице - 50%. В соответствии с информацией, размещенной на сайте http://www.karlovec.ru официального дистрибьютора на территории РФ ООО "Аль-трейд" содержание алкоголя в светлом лагере пива "Карловец" составляет 4,8%, а в темном лагере - 4,7%. Таким образом, из текста рекламы однозначно следует, что посетителей бара приглашают попробовать алкогольные напитки.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" объект рекламирования - это товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности, либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.
В рассматриваемом случае объектом рекламирования является не только бар "Чешская Пивница", но и прямо названные и реализуемые в указанном баре алкогольные напитки: пиво "Карловец", мандариновица, апельсиновица, яблоковица.
Кроме того Комиссия отмечает, что в соответствии с частью 4 статьи 2 Федерального закона "О рекламе" специальные требования и ограничения, установленные настоящим Федеральным законом в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на их изготовителей или продавцов. Таким образом, установленный статьей 21 Федерального закона "О рекламе" запрет на рекламу алкоголя в Интернете, распространяется также в полной мере и на рекламу продавца алкогольных напитков - бара "Чешская пивница".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "настоящим Федеральным законом" имеется в виду "Федеральным законом "О рекламе"
Рассмотрев имеющиеся материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в заседании, Комиссия пришла к заключению, что рассматриваемая реклама бара "Чешская Пивница" и реализуемых в нем алкогольных напитков размещена на интернет - ресурсе по адресу http://vladivostok.farpost.ru/13891974 с нарушением пункта 8 части 2 статьи 21 Федерального закона "О рекламе".
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу, размещавшуюся 25.07.2012 на интернет-ресурсе по адресу: http://vladivostok.farpost.ru/13891974 под заголовком - "Бар "Чешская Пивница". Попробуйте новые блюда и новое чешское пиво (Владивосток)", следующего содержания: "Бар "Чешская Пивница" приглашает попробовать новинки нашего меню:
- Чешское разливное пиво "Карловец" темное и светлое,
- Чешские национальные напитки: мандариновица, апельсиновица, яблоковица и др....",
поскольку она была размещена с нарушением требований пункта 8 части 2 статьи 21 Федерального закона "О рекламе".
2. Принимая во внимание информацию о том, что размещение рекламы алкогольной продукции на интернет-ресурсе по адресу: http://vladivostok.farpost.ru/13891974 прекращено в добровольном порядке до даты рассмотрения настоящего дела, предписание об устранении нарушения рекламного законодательства рекламораспространителю - ООО "ФарПост" и рекламодателю - ООО "Прага-ДВ", не выдавать.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Приморского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 21 августа 2012 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии |
Д.Е. Абросимов |
Члены Комиссии |
С.В. Кромской |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю от 21 августа 2012 г. N 34/07-2012
Текст решения официально опубликован не был