Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
председательствующего Демидчик Н.В,
судей Елиной Т.А, Ериной Н.П,
при секретаре Ивашкиной Е.В,
рассмотрела в открытом судебном заседании 20 февраля 2017 г. в г. Саранске гражданское дело по иску Федоткиной М.И. к Государственному казенному учреждению "Социальная защита населения по Ковылкинскому району Республики Мордовия" о признании незаконным протокола об отказе в назначении мер социальной поддержки и возложении обязанности назначить меры социальной поддержки по апелляционной жалобе Федоткиной М.И. на решение Ковылкинского районного суда Республики Мордовия от 06 декабря 2017 г.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
Федоткина М.И. обратилась в суд с иском Государственному казенному учреждению "Социальная защита населения по Ковылкинскому району Республики Мордовия" (далее по тексту ГКУ "Социальная защита населения по Ковылкинскому району Республики Мордовия") о признании незаконным протокола об отказе в назначении мер социальной поддержки и возложении обязанности назначить меры социальной поддержки.
В обоснование иска указала, что она проживала и работала педагогом в сельской местности более 10 лет.
Протоколом ответчика N 78 от 30 августа 2016 г. ей отказано в назначении мер социальной поддержки в виде освобождения от оплаты коммунальных услуг педагогическим работникам на основании того, что на момент выхода на пенсию она проживала в г. Ковылкино и льготами по категории "педагогический работник" не пользовалась.
С данным решением она не согласна, в связи с чем просила суд признать протокол N 78 от 30 августа 2016 г. об отказе в предоставлении мер социальной поддержки в виде освобождения от оплаты коммунальных услуг педагогическим работникам незаконным и обязать ответчика признать ее льготной категорией по основанию "работники муниципальных учреждений, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа".
Решением Ковылкинского районного суда Республики Мордовия от 6 декабря 2017 г. иск оставлен без удовлетворения.
Федоткина М.И. подала апелляционную жалобу на решение суда, в которой просила решение отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении иска. Приводит доводы о том, что суд не дал оценку ее доводам о фактическом проживании в сельской местности; суд вышел за рамки иска, взяв за основу факт получения мер социальной поддержки ее супругом; выводы суда в решении относительно ее права на предоставление мер социальной поддержки противоречивы; доказательством проживания в сельской местности являются трудовая книжка, справка администрации сельского поселения, выписки из приказов школы, показания свидетелей.
В возражениях на апелляционную жалобу ГКУ "Социальная защита населения по Ковылкинскому району Республики Мордовия" просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание истец Федоткина М.И. не явилась. О времени и месте судебного заседания истец надлежащим образом извещена, представила заявление о рассмотрении дела без ее участия.
На основании части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанного лица.
В судебном заседании представитель ГКУ "Социальная защита населения по Ковылкинскому району Республики Мордовия" Алилуева О.В. относительно доводов апелляционной жалобы возразила.
Рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции, Федоткина М.И. осуществляла педагогическую деятельность в сельской местности в муниципальном общеобразовательном учреждении с 14 ноября 1985 г. до 1 сентября 2007 г.
Федоткина М.И. является получателем страховой (трудовой) пенсии с 9 января 2004 г.
11 августа 2016 г. Федоткина М.И. обратилась в ГКУ "Социальная защита населения по Ковылкинскому району Республики Мордовия" с заявлением об освобождении от оплаты коммунальных услуг как педагогического работника.
Решением ответчика (протокол N 78 от 30 августа 2016 г.) истцу отказано в назначении меры социальной поддержки.
Основанием отказа указано, что Федоткина М.И. на момент выхода на пенсию проживала в г. Ковылкино, льготами по категории "педагогический работник" не пользовалась.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии у истца права на предоставление мер социальной поддержки.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции, поскольку он соответствует обстоятельствам дела и нормам материального права, регулирующим спорные отношения.
Предоставление мер социальной поддержки пенсионерам - бывшим педагогическим работникам, проживающим в сельской местности и имеющим стаж работы в сельской местности не менее 10 лет, урегулировано сохраняющим силу Постановлением Совета Министров СССР от 10 февраля 1948 г. N 246 "О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ", а также было предусмотрено Постановлением Совета Министров СССР от 4 мая 1971 г. N 255 "О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности", согласно которому за перешедшими на пенсию учителями, воспитателями, директорами, заместителями директоров и другими педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов и за проживающими с ними членами семей сохраняется право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если общий стаж работы каждого из указанных работников в школах сельской местности составляет не менее 10 лет.
В соответствии с пунктом 4 Разъяснений "О порядке сохранения права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию работниками просвещения и другими специалистами народного хозяйства в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках)", утвержденных Постановлением Государственного комитета СССР и Секретариата ВЦСПС от 28 мая 1985 г. N 154/12-22, право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением сохраняется за педагогическими работниками и за совместно проживающими с ними членами их семей, если стаж работы каждого из названных работников в сельских общеобразовательных школах, межшкольных учебно-производственных комбинатах и средних профессиональнотехнических училищах, осуществляющих подготовку кадров для сельскохозяйственного производства, работников дошкольных учреждений - в сельских дошкольных учреждениях, для работников детских домов и домов ребенка детских домах и домах ребенка, расположенных в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках), составляет не менее 10 лет при условии, что на момент перехода на пенсию они пользовались этими льготами.
Изменение подхода к предоставлению льгот в жилищно-коммунальной сфере при одновременном обеспечении государственной поддержки отдельных категорий граждан нашло отражение в Законе Российской Федерации от 24 декабря 1992 г. "Об основах федеральной жилищной политики", которым определялись основные принципы реализации конституционного права граждан Российской Федерации на жилище в новых социально-экономических условиях, устанавливались общие начала правового регулирования жилищных отношений при становлении различных форм собственности и видов использования недвижимости в жилищной сфере (преамбула), вводилось понятие компенсаций (субсидий), то есть средств, предоставляемых гражданам, в частности в качестве помощи для оплаты жилья и коммунальных услуг (статья 1).
В силу абзаца 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании", действовавшего до 1 сентября 2013 г, педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.
Частью 8 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" данное право сохранено. Установлено, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 8.1 Закона Республики Мордовия от 28 декабря 2004 г. N 102-З "О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения, проживающего в Республике Мордовия" педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.
Статьей 1 указанного Закона Республики Мордовия установлено, что под педагогическими работниками, проживающими и работающими в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), понимаются лица, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), выполняющие обязанности на основании трудового договора по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности, состоящие в штате по основному месту работы в государственных и муниципальных образовательных организациях Республики Мордовия, в том числе в учреждениях здравоохранения и социальной защиты населения Республики Мордовия, а также проживающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) пенсионеры, вышедшие на пенсию непосредственно после окончания работы в указанных организациях (учреждениях) и проработавшие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) по специальности не менее 10 лет.
Таким образом, правом на предоставление указанных мер социальной поддержки обладают проживающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) пенсионеры, вышедшие на пенсию непосредственно после окончания работы в организациях (учреждениях), относящихся к государственным и муниципальным образовательным организациям Республики Мордовия и проработавшие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) по специальности не менее 10 лет, при условии наличия права на указанную льготу на момент выхода на пенсию.
Из адресных справок следует, что Федоткина М.И. зарегистрирована по месту жительства c 29 сентября 2000 г. по 12 июля 2016 г по адресу: "адрес", а с 12 июля 2016 г. по настоящее время по адресу: "адрес".
В силу Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Учитывая, что и на момент назначения пенсии в 2004 году, и на момент увольнения из школы в 2007 году Федоткина М.И. была зарегистрирована по месту жительства по адресу: "адрес", она не имела права на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения в сельской местности.
Последующая регистрация Федоткиной М.И. в сельской местности не порождает у нее право на получение соответствующих мер социальной поддержки.
Доводы истца и представленные ею доказательства о фактическом проживании на момент выхода на пенсию в сельской местности (справки органов местного самоуправления и показания свидетелей), отклоняются по следующим основаниям.
Получение гражданами льгот, предоставляемых государством, предполагает наличие у их получателей соответствующих оснований и представление необходимых документов, подтверждающих такие основания.
Согласно пункту 4 статьи 8.1 Закона Республики Мордовия от 28 декабря 2004 г. N 102-З "О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения, проживающего в Республике Мордовия" порядок предоставления компенсации педагогическим работникам определяется Правительством Республики Мордовия.
В соответствии с утвержденным постановлением Правительства Республики Мордовия от 28 июля 2008 г. N 342 Положением о порядке предоставления ежемесячной денежной компенсации части расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих в Республике Мордовия для назначения ежемесячной денежной компенсации граждане предъявляют в государственное казенное учреждение по месту жительства документ, удостоверяющий личность заявителя и регистрацию по месту жительства, документ, подтверждающий принадлежность заявителя к категориям граждан, указанным в подпунктах 1 - 22 пункта 2 настоящего Положения.
Ежемесячная денежная компенсация назначается с учетом регистрации по месту пребывания в случае неполучения мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по месту жительства.
Таким образом, в соответствии с нормативным актом, изданным компетентным органом в пределах предоставленных полномочий, компенсация назначается с учетом регистрации по месту жительства либо по месту пребывания.
Доказательства наличия каких-либо объективных препятствий для регистрации по месту жительства в сельской местности Федоткина М.И. не представила.
Ссылки истца в апелляционной жалобе на записи в трудовой книжке, приказы по Алькинской общеобразовательной школе Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия подтверждают лишь факт работы Федоткиной М.И. в сельской местности, который в данном случае не оспаривается.
Доводы апелляционной жалобы не содержат ссылки на обстоятельства, свидетельствующие о нарушении судом норм материального и процессуального права, сводятся к несогласию с оценкой установленных судом обстоятельств, переоценке доказательств и выводов суда, иному толкованию норм материального права.
При таких обстоятельствах решение является законным и обоснованным, не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Ковылкинского районного суда Республики Мордовия от 06 декабря 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Федоткиной М.И. - без удовлетворения.
Председательствующий Н.В. Демидчик
Судьи Т.А. Елина
Н.П. Ерина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.