Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
председательствующего Литюшкина В.И,
судей Демидчик Н.В, Ериной Н.П,
при секретаре Ивашкиной Е.В,
рассмотрела в открытом судебном заседании 27 февраля 2018 г. в г. Саранске гражданское дело по иску Марисовой О.Ю. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия о признании незаконным и отмене решения в части отказа во включении в специальный стаж периодов работы и назначении страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, возложении обязанности включить периоды работы в специальный стаж, необходимый для досрочного назначения страховой пенсии, и назначить страховую пенсию по старости досрочно по апелляционной жалобе начальника Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Ледяйкина В.Г. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 14 декабря 2017 г.
Заслушав доклад судьи Демидчик Н.В, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
Марисова О.Ю. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия о признании незаконным и отмене решения в части отказа во включении в специальный стаж периодов работы и назначении страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, возложении обязанности включить периоды работы в специальный стаж, необходимый для досрочного назначения страховой пенсии, и назначить страховую пенсию по старости досрочно.
В обоснование иска указано, что 27 июля 2017 г. Марисова О.Ю. обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Решением ответчика N 248772/17-1820 от 15 августа 2017 г. истцу отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого специального стажа - 25 лет. По мнению ответчика, ее специальный стаж составляет 22 года 6 месяцев 3 дня.
В специальный стаж ответчиком не засчитаны периоды ее работы с 1 сентября 2007 г. по 31 августа 2010 г. в должности заместителя директора по научно-методической работе в МОУ "Средняя школа N 33", с 20 августа 2013 г. по 28 февраля 2014 г. в должности заместителя директора по воспитательной работе на ставку в Государственном бюджетном нетиповом общеобразовательном учреждении Республики Мордовия "Республиканский лицей - Центр для одаренных детей".
С учетом уточнения исковых требований просила суд признать незаконным и отменить решение ответчика N 248772/17-1820 от 15 августа 2017 г. в части отказа во включении в специальный стаж периодов работы и в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, возложении на ответчика обязанность включить в специальный стаж, необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, указанные периоды работы и назначить досрочную страховую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью по нормам пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 г. "О страховых пенсиях" с 27 июля 2017 г.
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 14 декабря 2017 г. иск удовлетворен.
В счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины с ответчика в пользу истца взыскано 300 руб.
Начальник Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Ледяйкин В.Г. подал апелляционную жалобу на решение суда, в которой просит решение отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска. Кроме доводов, повторяющих основания отказа во включении спорных периодов в специальный стаж, указывает: правом на льготное пенсионное обеспечение пользуются лишь те работники, работа которых проходит в должностях и учреждениях, предусмотренных соответствующими списками; отсутствие у истца требуемой нормы педагогической нагрузки учителя свидетельствует о невозможности зачета периода работы с 1 сентября 2007 г. по 31 августа 2010 г. в специальный стаж; суммирование педагогической нагрузки заместителя директора по учебно-воспитательной работе с учебной нагрузкой учителя в целях пенсионного обеспечения действующим законодательством не предусмотрено.
В судебном заседании представитель Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Чичайкина В.Ф. доводы апелляционной жалобы поддержала, истец Марисова О.Ю, ее представитель Матюшкин А.М. относительно жалобы возразили.
Рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 27 июля 2017 г. Марисова О.Ю. обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Решением ответчика N 248772/17-1820 от 15 августа 2017 г. Марисовой О.Ю. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого специального стажа. Требуется 25 лет, имеется 22 года 6 месяцев 3 дня.
В специальный стаж не засчитаны оспариваемые истцом периоды:
- с 1 сентября 2007 г. по 31 августа 2010 г. в должности заместителя директора по научно-методической работе в МОУ "Средняя школа N 33", поскольку должность заместителя директора по научно-методической работе не предусмотрена Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781. Кроме того, из анализа должностной инструкции заместителя директора по научно-методической работе МОУ "Средняя общеобразовательная школа N 33" усматривается, что должностные обязанности преимущественно направлены на организацию научно-методической работы с педагогическим составом, организацию планирования методической, научно-исследовательской, экспериментальной и инновационной деятельности школы, что дает основания полагать, что работа по этой должности непосредственно не связана с образовательным (воспитательным) процессом непосредственно с детьми;
- с 20 августа 2013 г. по 28 февраля 2014 г. в должности заместителя директора по воспитательной работе в ГБОУ Республики Мордовия "Республиканский лицей - Центр для одаренных детей", поскольку наименование учреждения не предусмотрено Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Порядок и условия реализации права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 данного федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В силу части 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "м" пункта 1, пунктом 3 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяется, в том числе, Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 (далее по тексту - Список), а исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением, в том числе Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 (далее по тексту - Правила).
В силу подпункта "б" пункта 8 Правил в стаж работы засчитывается выполнявшаяся при нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством, работа в должностях заместителя директора (начальника, заведующего) по учебной, учебно-воспитательной, воспитательной, производственной, учебно-производственной и другой работе, непосредственно связанной с образовательным (воспитательным) процессом, учреждений, указанных в пунктах 1.1 - 1.7, 1.9 и 1.10 раздела "Наименование учреждений" списка, независимо от времени, когда выполнялась эта работа, а также ведения преподавательской работы.
Пунктом 1.1 указанного раздела "Наименование учреждений" Списка предусмотрены такие учреждения как школа, лицей.
Согласно трудовой книжке Марисова О.Ю. с 1 сентября 2007 г. по 31 августа 2010 г. работала в должности заместителя директора по научно-методической работе в Муниципальном образовательном учреждении "Средняя общеобразовательная школа N 33", с 20 августа 2013 г. по 28 февраля 2014 г. - в должности заместителя директора по воспитательной работе в Государственном бюджетном нетиповом общеобразовательном учреждении Республики Мордовия "Республиканский лицей - Центр для одаренных детей".
Удовлетворяя исковые требования Марисовой О.Ю. в части включения в специальный стаж периода работы в должности заместителя директора по воспитательной работе в ГБНОУ Республики Мордовия "Республиканский лицей - Центр для одаренных детей", суд первой инстанции исходил из того, что данное учреждение относится к общеобразовательным учреждениям - лицеям.
Согласно Уставу ГБОУ Республики Мордовия "Республиканский лицей для одаренных детей" является некоммерческой организацией, бюджетным нетиповым образовательным учреждением, созданным в целях реализации полномочий Республики Мордовия в сфере образования, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Основной целью деятельности учреждения является реализация образовательных программ основного общего и среднего общего образования.
Как установлено судом, данное учреждение создано как нетиповое, поскольку действующий на тот момент Закон Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1 не предусматривал образовательных учреждений для одаренных детей, а лишь предоставлял право органам государственной власти и органам местного самоуправления создавать нетиповые образовательные учреждения высшей категории для детей, подростков и молодых людей, проявивших выдающиеся способности.
При таких обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводом суда о включении в специальный стаж истца периода работы в должности заместителя директора по воспитательной работе в ГБНОУ Республики Мордовия "Республиканский лицей - Центр для одаренных детей".
Удовлетворяя исковые требования Марисовой О.Ю. в части включения в специальный стаж периода работы в должности заместителя директора по научно-методической работе в МОУ "Средняя общеобразовательная школа N 33", суд первой инстанции исходил из того, что в указанный период истец осуществляла деятельность, связанную с образовательным (воспитательным) процессом непосредственно с детьми, и педагогическую деятельность с учебной нагрузкой по норме, предусмотренной пунктом 4 Правил.
Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда по следующим основаниям.
Как следует из приведенных норм права, в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии, подлежит включению работа в должности заместителя директора только при условии, что указанная работа непосредственно связана с образовательным (воспитательным) процессом.
Исходя из анализа должностной инструкции заместителя директора по научно-методической работе МОУ "Средняя общеобразовательная школа N 33", утвержденной директором МОУ "Средняя общеобразовательная школа N 33", планов работы МОУ "Средняя общеобразовательная школа N 33" на 2007-2008, 2008-2009 учебные годы, судебная коллегия приходит к выводу, что должностные обязанности по указанной должности преимущественно направлены на управление методической и инновационной деятельностью школы, организацию научно-методической, экспериментальной и инновационной работы в школе, разработку нормативной документации, образовательных стандартов, что свидетельствует о том, что работа по этой должности непосредственно не связана с образовательным (воспитательным) процессом. Наличие в должностной инструкции, планах работы отдельных обязанностей, связанных с образовательным процессом, не является достаточным основанием для признания должности заместителя директора образовательного учреждения непосредственно связанной с образовательным (воспитательным) процессом.
Таким образом, условие о том, что работа в должности заместителя директора по научно-методической работе должна быть непосредственно связана с образовательным (воспитательным) процессом, не соблюдено.
Включая указанный период работы в специальный стаж, суд первой инстанции также учитывал осуществление Марисовой О.Ю. педагогической деятельности, ее работу в должности учителя русского языка и литературы.
Однако, согласно пункту 4 Правил, периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.
Часть 3 статьи 333 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей в период работы истца в должности заместителя директора по научно-методической работе) устанавливает, что в зависимости от должности и (или) специальности педагогическим работникам с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. N 191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников", действующему в период работы истца в должности заместителя директора по научно-методической работе, норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы (нормируемая часть педагогической работы) учителям 5 - 11 (12) классов общеобразовательных учреждений составляет 18 часов в неделю.
Как следует из справки N 175, выданной МОУ "Средняя общеобразовательная школа N 33" от 24 июля 2014 г, с 1 сентября 2007 г. по 31 августа 2010 г. Марисова О.Ю, работая в должности заместителя директора по научно-методической работе, вела преподавательскую деятельность в качестве учителя с педагогической нагрузкой 12 часов в неделю, то есть продолжительность рабочего времени истца как учителя в спорный период не соответствовала установленной норме часов педагогической работы за ставку заработной платы (не менее 18 часов).
Таким образом, отсутствие у истца требуемой нормы педагогической нагрузки учителя, также свидетельствует о невозможности зачета периода с 1 сентября 2007 г. по 31 августа 2010 г. в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости.
При этом суммирование педагогической нагрузки заместителя директора по научно-методической работе с учебной нагрузкой учителя в целях пенсионного обеспечения действующим законодательством не предусмотрено, поскольку для каждого вида указанной деятельности установлены различные критерии и нормы часов рабочего времени. Из содержания пункта 4 Правил следует, что возможно суммирование или педагогической, или учебной нагрузки по основному и другим местам работы.
При таких обстоятельствах пенсионный орган обоснованно отказал во включении указанного периода в специальный стаж.
Поскольку на день обращения с заявлением о назначении пенсии 27 июля 2017 г. у истца не имелось необходимого специального стажа для назначения досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, право на досрочную страховую пенсии в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" у нее не возникло.
С учетом изложенного судебная коллегия находит решение в части признания незаконным и отмены решения ответчика N 248772/17-1820 от 15 августа 2017 г. в части отказа во включении в специальный стаж Марисовой О.Ю. периода работы с 1 сентября 2007 г. по 31 августа 2010 г. в должности заместителя директора по научно-методической работе в МОУ "Средняя школа N 33" и назначении страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью досрочно, возложении обязанности на ответчика включить в специальный стаж, необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, указанный период работы и назначить истцу страховую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью досрочно, с 27 июля 2017 г. подлежащим отмене.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 14 декабря 2017 г. отменить в части признания незаконным и отмены решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия N 248772/17-1820 от 15 августа 2017 г. в части отказа во включении в специальный стаж Марисовой О.Ю. периода работы с 01 сентября 2007 г. по 31 августа 2010 г. в должности заместителя директора по научно-методической работе в муниципальном образовательном учреждении "Средняя школа N 33" и назначении страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью досрочно, возложении обязанности на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия включить в специальный стаж, необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, период работы Марисовой О.Ю. с 01 сентября 2007 г. по 31 августа 2010 г. в должности заместителя директора по научно-методической работе в муниципальном образовательном учреждении "Средняя школа N 33" и назначить Марисовой О.Ю. страховую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью по нормам пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ от 28 августа 2013 г. "О страховых пенсиях" досрочно, с 27 июля 2017 г, принять в указанной части новое решение об отказе в удовлетворении иска.
В остальной части решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 14 декабря 2017 г. - оставить без изменения, апелляционную жалобу начальника Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Ледяйкина В.Г.- без удовлетворения.
Председательствующий В.И. Литюшкин
Судьи Н.В. Демидчик
Н.П. Ерина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.