Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
председательствующего Литюшкина В.И,
судей Демидчик Н.В, Елиной Т.А,
при секретаре Ивашкиной Е.В,
рассмотрела в открытом судебном заседании 27 февраля 2018 г. в г. Саранске гражданское дело по иску Адмайкиной Г.И. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия о признании незаконным и отмене решения в части отказа во включении в специальный стаж периода работы и назначении досрочной страховой пенсии, возложении обязанности включить в специальный стаж период работы, назначить досрочную страховую пенсию по старости по апелляционной жалобе Адмайкиной Г.И. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 30 ноября 2017 г.
Заслушав доклад судьи Демидчик Н.В, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
Адмайкина Г.И. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия о признании незаконным и отмене решения в части отказа во включении в специальный стаж периода работы и назначении досрочной страховой пенсии, возложении обязанности включить в специальный стаж период работы, назначить досрочную страховую пенсию по старости.
В обоснование иска указала, что 15 августа 2016 г. она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.
Решением ответчика N 232279/16-1879 от 7 октября 2016 г. ей отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости из-за отсутствия необходимой продолжительности требуемого специального стажа работы - 30 лет. По мнению ответчика, ее специальный стаж на дату обращения составил 21 год 3 месяца 29 дней.
В специальный стаж, помимо прочих, не включен период работы истца с 18 февраля 1985 г. по 19 октября 1993 г. (в том числе с 25 марта 1986 г. по 1 июня 1987 г, с 9 ноября 1988 г. по 14 сентября 1990 г. - периоды ухода за детьми до достижения ими возраста трех лет) в должности медицинской лаборантки в ЖКК на Саранском механическом заводе имени XXVI съезда КПСС.
С решением ответчика она не согласна.
С учетом уточнения исковых требований просила суд признать незаконным и отменить решение ответчика N 232279/16-1879 от 7 октября 2016 г. в части невключения в специальный стаж указанного периода работы и отказа в назначении досрочной страховой пенсии, возложении на ответчика обязанности включить указанный период работы в специальный стаж работы для досрочного назначения страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в календарном исчислении и назначить досрочную страховую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с 15 августа 2016 г.
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 30 ноября 2017 г. иск оставлен без удовлетворения.
Адмайкина Г.И. подала апелляционную жалобу на решение суда, в которой просит решение отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении иска. Приводит доводы о том, что суд не применил подлежащие в данном случае применению Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, пунктом 6 которых предусмотрено, что в стаж работы засчитываются на общих основаниях работа в должностях, указанных в списке, во врачебных здравпунктах, являющихся структурными подразделениями организаций; здравпункты являются структурными подразделениями учреждений здравоохранения или предприятий промышленности, строительства, транспорта, связи и других организаций и предназначены для оказания первичной медицинской помощи рабочим, служащим и учащимся; в ходе разбирательства дела было доказано, что здравпункт Механического завода был создан при медико-санитарной части "Электровыпрямитель"; судом не учтен пункт 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии"; медицинским сестрам здравпункта Механического завода, с которыми она работала, назначена досрочная страховая пенсия по старости.
В судебное заседание истец Адмайкина Г.И. не явилась. О времени и месте судебного заседания истец надлежащим образом извещена, сведений о причинах неявки не представила и отложить разбирательство дела не просила.
На основании части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанного лица.
В судебном заседании представитель ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Чичайкина В.Ф. относительно апелляционной жалобы возразила.
Рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия приходит к следующему.
15 августа 2016 г. Адмайкина Г.И. обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.
Решением ответчика N 232279/16-1879 от 7 октября 2016 г. истцу отказано в досрочном назначении страховой пенсии из-за отсутствия требуемого специального стажа работы. Требуется 30 лет, имеется 21 год 3 месяца 29 дней.
В специальный стаж не засчитан период работы истца с 18 февраля 1985 г. по 19 октября 1993 г. (в том числе с 25 марта 1986 г. по 1 июня 1987 г, с 9 ноября 1988 г. по 14 сентября 1990 г. - периоды ухода за детьми до достижения ими возраста трех лет) в должности медицинской лаборантки в ЖКК на Саранском механическом заводе им. XXVI съезда КПСС.
В качестве основания отказа во включении указанного периода в специальный стаж указано, что наименование учреждения не предусмотрено списками должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденными постановлениями Правительства Российской Федерации от 17 декабря 1959 г. N 1397, от 6 сентября 1991 г. N 1067, от 29 октября 2002 г. N 781.
Как следует из трудовой книжки Адмайкина Г.И. 18 февраля 1985 г. принята на работу на Саранский механический завод им. XXVI съезда КПСС лаборанткой в ЖКК, с 26 июня 1992 г. переведена фельдшером-лаборантом ЖКК, и проработала в указанной должности по 19 октября 1993 г.
Согласно архивной справке от 28 января 2014 г, выданной ФКП "Саранский механический завод", истец находилась в отпусках по уходу за детьми с 25 марта 1986 г. по 1 июня 1987 г, с 9 ноября 1988 г. по 14 сентября 1990 г.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, сторонами не оспариваются и сомнения в достоверности не вызывают.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Порядок и условия реализации права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 данного федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В силу части 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются, в том числе Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно, - Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463, для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г, - Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства").
Из приведенных нормативных положений, как верно указал суд, следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. При этом право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности предоставляется лицу при соблюдении одновременно двух условий: работы в соответствующих должностях и работы в соответствующих учреждениях.
Разрешая спор, суд исходил из того, что ЖКК Саранского механического завода им. XXVI съезда КПСС не относится к учреждениям здравоохранения, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, предусмотренным указанными списками, в связи с чем отказал в удовлетворении требований истца.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и нормам материального права, регулирующим спорные отношения.
Ссылка Адмайкиной Г.И. на пункт 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, в обоснование того, что в специальный стаж допускается включение работы в должности лаборанта, фельдшера-лаборанта в здравпунктах, являющихся структурными подразделениями организаций, не поименованных в Списке, не может повлечь отмену решения суда.
В пункте 6 названных Правил предусмотрено, что в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном данными Правилами, работа в должностях, указанных в списке: в медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), группах медицинского обеспечения, медицинской службе, медицинской группе, военно-медицинских службах, стационарах, санитарно-эпидемиологических лабораториях, санитарно-контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей).
В приведенном пункте 6 Правил речь идет о здравпунктах, которые являются структурными подразделениями организаций, относящихся к воинским частям. Адмайкина Г.И. работала в ЖКК Саранского механического завода им. XXVI съезда КПСС, которое не относится к категории здравпункта воинской части, а Саранский механический завод им. XXVI съезда КПСС не является структурным подразделением государственных или муниципальных организаций (воинских частей), в связи с чем положения пункта 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", к спорным отношениям не применимы.
Доводы апелляционной жалобы о доказанности создания здравпункта Механического завода при медико-санитарной части "Электровыпрямитель" не влияют на законность принятого решения, поскольку Адмайкина Г.И. в спорные периоды была принята на Саранский механический завод им. XXVI съезда КПСС, а не в штат медико-санитарной части.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом не учтен пункт 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", согласно которому в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании, подлежат отклонению.
Вопрос о тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем должностям, которые дают право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, мог быть решен судом только в случае неправильного наименования работодателем должности истца.
Доводы истца о назначении досрочной страховой пенсии по старости медицинским сестрам здравпункта Механического завода, с которыми она работала, не имеют правового значения для разрешения настоящего спора.
Доводы апелляционной жалобы не содержат ссылки на обстоятельства, свидетельствующие о нарушении судом норм материального и процессуального права, сводятся к несогласию с выводами суда и иной оценке установленных по делу обстоятельств, иному толкованию норм материального права, что не отнесено статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к числу оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.
Таким образом, решение является законным и обоснованным, не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 30 ноября 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Адмайкиной Г.И. - без удовлетворения.
Председательствующий В.И. Литюшкин
Судьи Н.В. Демидчик
Т.А. Елина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.