Заместитель председателя Верховного Суда Республики Мордовия Мартышкин В.Н., рассмотрев жалобу ГУП Республики Мордовия "Управляющая компания "Индустриальный (промышленный) парк "Светотехника" (ГУП Республики Мордовия "Лисма"), в лице представителя-Ерофеева С.Ф., на постановление заместителя главного государственного инспектора по охране природы по Республике Мордовия ФИО1 от 14 июня 2017г. "N", решение судьи Пролетарского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от24 августа 2017г., решение судьи Верховного Суда Республики Мордовия от 06 декабря 2017 года, вынесенных по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ГУП Республики Мордовия "Лисма",
установил:
постановлением заместителя главного государственного инспектора по охране природы по Республике Мордовия ФИО1 от 14 июня 2017г. "N"ГУП Республики Мордовия "Лисма" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения, (далее по тексту - КоАП Российской Федерации), и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 60 000 (шестьдесят тысяч) рублей.
Решением судьи Пролетарского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 24 августа 2017г, постановление заместителя главного государственного инспектора по охране природы по Республике Мордовия от 14 июня 2017г. "N" изменено: исключено указание на не предоставление результатов произведенного контроля за соблюдением нормативов ПДВ на источнике выброса "N" за истекший период 2017года; назначенное ГУП Республики Мордовия "Лисма" административное наказание в виде штрафа снижено с 60 000 рублей до 20 000 рублей. В остальной части указанное постановление оставлено без изменения, жалоба ГУП Республики Мордовия "Лисма"- без удовлетворения.
Решением судьи Верховного Суда Республики Мордовия от 06 декабря 2017 г, вышеуказанное постановление и решение судьи от 24 августа 2017г. оставлены без изменения, жалоба ГУП Республики Мордовия "Лисма" (на момент рассмотрения дела-ГУП Республики Мордовия "Управляющая компания "Индустриальный (промышленный) парк "Светотехника")- без удовлетворения.
В жалобе на вступившие в законную силу решения, принятые по делу об административном правонарушении, представитель ГУП Республики Мордовия "Управляющая компания "Индустриальный (промышленный) парк "Светотехника" (ГУП Республики Мордовия "Лисма") Ерофеев С.Ф. ставит вопрос об их отмене и прекращении производства по делу, на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП Российской Федерации.
В обоснование доводов жалобы указывает на проведение проверки с грубыми нарушениями требований закона, что выражается в нарушении сроков проведения проверки, установленных законодательством, и наличием договорных отношений между предприятием ГУП Республики Мордовия "Лисма" и "ЦЛАТИ по ПФО", что, по мнению заявителя, влечет недопустимость использования в качестве доказательства и экспертного заключения "N". Указывает, что в акте отбора проб "N" от "дата"г. указаны результаты измерений температуры, влажности и атмосферного давления, однако, по мнению заявителя, при отборе проб ФГБУ "ЦЛАТИ по ПФО" не были соблюдены требования Методик и стандартов, что не позволяет прийти к выводу о достоверности данных, полученных в результате исследования проб, отобранных с нарушением нормативных актов.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, оснований для ее удовлетворения не нахожу в связи со следующими обстоятельствами.
В силу частей 1, 2 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со статьей 8.1 КоАП Российской Федерации, несоблюдение экологических требований при эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
Непосредственным объектом указанного правонарушения является несоблюдение экологических требований при эксплуатации зданий, строений, сооружений или иных объектов капитального строительства.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются следующие нормативы таких выбросов: технические нормативы выбросов; предельно допустимые выбросы.
Предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).
Согласно пункту 1 статьи 25 данного Федерального закона производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух и которые назначают лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и (или) организуют экологические службы.
В соответствии со статьей 30 указанного выше Закона юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны: обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух; осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников; проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; предоставлять органам, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации, своевременную, полную и достоверную информацию по вопросам охраны атмосферного воздуха.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 04 мая 1999 года N 96-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием стационарных источников, при осуществлении производственного экологического контроля в соответствии с установленными требованиями проводят инвентаризацию стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.
Несоблюдение экологических требований при эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП Российской Федерации.
Как следует из представленных для изучения материалов административного дела, должностным лицом и судебными инстанциями правильно установлено, что на основании приказа Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Мордовия "N" от "дата"г, в рамках осуществления федерального государственного экологического надзора, проведена плановая выездная проверка ГУП Республики Мордовия "Лисма", осуществляющего производственную деятельность по производству электротехнической продукции, в том числе: электроламп осветительных, аппаратов пускорегулирующих, светильников наружного и внутреннего освещения, специального технологического оборудования, иных видов светотехнической и электротехнической продукции, разработке оборудования и инструментальной оснастки, изготовления оборудования, запасных частей, производства люминиформа, со сроком проверки, определенным в 20 рабочих дней, с "дата" по "дата". (на основании приказа Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Мордовия "N" от "дата". срок проведения плановой выездной проверки продлен на 20 рабочих дней по "дата"г. включительно), по результатам которой выявлены ряд нарушений, что нашло отражение в акте проверки "N" от "дата"г.
Выявленные нарушения послужили основанием для составления "дата"г. государственным инспектором отдела государственного экологического надзора Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия ФИО2 в отношении юридического лица - ГУП Республики Мордовия "Лисма" протокола "N" об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 КоАП Российской Федерации, и постановлением заместителя главного государственного инспектора по охране природы по Республике Мордовия ФИО1 указанное юридическое лицо признано виновным в совершении вмененного правонарушения, подвергнуто административному наказанию по статье 8.1 КоАП Российской Федерации за нарушение положений части 1 статьи 67; части 1 статьи 39; части 1 и части 2 статьи 19; части 1 статьи 23 Федерального закона от "дата" N7-ФЗ "Об охране окружающей среды"; частей 1 и 2 статьи 25, статьи 22, части 1 статьи 30 Федерального закона от "дата" N96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", которое, как следует из постановления, выразилось в следующем: производственный контроль за соблюдением нормативов ПДВ на источниках выбросов ГУП Республики Мордовия "Лисма" согласно раздела 4.1 "Контрль за соблюдением нормативов ПДВ на источниках выброса" проекта ПДВ "N" от 2012 года осуществляется не в полном объеме;
"план-график контроля за соблюдением нормативов выбросов по измерениям концентраций в атмосферном воздухе" осуществляется не в полном объеме;
ГУП Республики Мордовия "Лисма" не соблюдает экологические требования при эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов.
Вопреки доводам жалобы, подтверждение того, что ГУП Республики Мордовия "Лисма", совершено административное правонарушение, предусмотренное статьей 8.1 КоАП Российской Федерации, должностным лицом и судебными инстанциями обоснованно приняты во внимание и указаны в судебных решениях в качестве доказательств: протокол об административном правонарушении "N"; экспертное заключение "N" по оценке достоверности проведенной инвентаризации источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; приказы Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Роспотребнадзора) по республике Мордовия: "N" от "дата", "N" от "дата", "N" от "дата", "N" от "дата".; уведомление о проведении плановой выездной проверки "N" от "дата"; акт проверки "N" от "дата"г, и другие доказательства, анализ которых приведен и в судебных актах, поскольку данные доказательства получены с соблюдением установленного законом порядка, отвечают требованиям относимости, допустимости и достаточности, отнесены статьей 26.2 КоАП Российской Федерации к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, и исключают какие-либо сомнения в виновности ГУП Республики Мордовия "Лисма" в совершении вмененного административного правонарушения.
В постановлении должностного лица и в судебных решениях вышеперечисленным доказательствам в их совокупности с учетом всестороннего, полного и непосредственного исследования с соблюдением положений статьи 26.11 КоАП Российской Федерации дана объективная правовая оценка.
При вынесении постановления 14 июня 2017г. должностным лицом правильно определены фактические и юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию, имеющие значение для рассмотрения дела об административном правонарушении, и указана обоснованная правовая мотивировка о виновности ГУП Республики Мордовия "Лисма" в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 КоАП Российской Федерации.
При рассмотрении жалобы на постановление должностного лица судьей районного суда дело проверено в полном объеме, в соответствии частью 3 статьи 30.6 КоАП Российской Федерации, и в решении судьи от 24 августа 2017г, вопреки доводам жалобы представителя ГУП Республики Мордовия "Управляющая компания "Индустриальный (промышленный) парк "Светотехника" (ранее-ГУП Республики Мордовия "Лисма") дана объективная правовая оценка всем доводам жалобы, в том числе и тем доводам, о которых указывается и в настоящей жалобе, приведены мотивы, по которым судья районного суда пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены постановления должностного лица о привлечении юридического лица к административной ответственности по статье 8.1 КоАП Российской Федерации, вместе с тем пришел к выводу об исключении из объема вменённых нарушений непредставление результатов производственного контроля за соблюдением нормативов ПДВ на источнике выброса "N" за истекший период 2017г, и снизив назначенное наказание до 20 000 рублей, до минимальных пределов санкции статьи 8.1 КоАП Российской Федерации.
Законность и обоснованность решения, вынесенного 24 августа 2017г. судьей Пролетарского районного суда г. Саранска, были в полном объеме проверены судьей верховного суда республики с соблюдением требований статей 30.6 - 30.7 КоАП Российской Федерации. В решении указаны мотивы, по которым судья апелляционной инстанции пришел к выводу о законности и обоснованности привлечения ГУП Республики Мордовия "Лисма" к административной ответственности по статье 8.1 КоАП РФ и отсутствии оснований для отмены постановления должностного лица и решения судьи районного суда.
Вопреки доводам жалобы представителя юридического лица, при производстве по делу юридически значимые обстоятельства судами определены правильно.
Нарушений норм материального и процессуального административного права в ходе производства по делу об административном правонарушении, позволяющих рассматривать постановление должностного лица и состоявшиеся судебные решения как незаконные и необоснованные, не установлено, в связи с чем, оснований для их отмены или изменения не усматриваю.
Иных доводов, опровергающих выводы судов первой и второй инстанций о законности привлечения должностным лицом юридическое лицо - ГУП Республики Мордовия "Лисма" к административной ответственности по статье 8.1 КоАП РФ, влекущих отмену обжалуемых судебных решений, жалоба не содержит.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП Российской Федерации, мной не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заместитель председателя верховного суда республики
постановил:
постановление заместителя главного государственного инспектора по охране природы по Республике Мордовия ФИО1 от 14 июня 2017г. "N", решение судьи Пролетарского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 24 августа 2017г, решение судьи Верховного Суда Республики Мордовия от 06 декабря 2017 года, вынесенных по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ГУП Республики Мордовия "Лисма", оставить без изменения, жалобу представителя ГУП Республики Мордовия "Управляющая компания "Индустриальный (промышленный) парк "Светотехника" (ГУП Республики Мордовия "Лисма") Ерофеева С.Ф.- без удовлетворения.
Заместитель Председателя
Верховного Суда
Республики Мордовия В.Н. Мартышкин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.