СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Кореневой И.В,
судей Перминовой Н.А, Ушаковой Л.В,
при секретаре Красавцевой Т.Л.
рассмотрев в открытом судебном заседании 19 февраля 2018 года дело по апелляционным жалобам администрации МО ГО "Сыктывкар" и Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 05 декабря 2017 года, по которому
признано за Цомаевым Б.Н. право на обеспечение жилым помещением муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемым по договору найма специализированных жилых помещений;
возложена на администрацию МО ГО "Сыктывкар" обязанность включить Цомаева Б.Н. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений с 15 июня 2017 года;
возложена обязанность на администрацию МО ГО "Сыктывкар" предоставить Цомаеву Б.Н. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее санитарным и техническим нормам, в г. Сыктывкаре на условиях договора найма специализированного жилого помещения, на состав семьи 1 человек, размером не менее 13,5 кв.м. общей площади.
Заслушав доклад судьи Ушаковой Л.В, объяснения истца Цомаева Б.Н, его представителя Ковалевой М.А, судебная коллегия
установила:
Цомаев Б.Н. обратился в суд с иском к администрации МО ГО "Сыктывкар" и в уточненном исковом заявлении просил признать право на обеспечение жилым помещением муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемым по договору найма специализированных жилых помещений, обязать включить в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и просил обязать предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда.
В судебном заседании истец на требованиях настаивал.
Представитель ответчика с иском не согласился.
Третьи лица Кочпонский психоневрологический интернат, Министерство финансов РК, Министерства труда, занятости, социальной защиты РК участия в судебном заседании не приняли.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого просят в апелляционных жалобах администрация МО ГО "Сыктывкар", Министерство труда, занятости, социальной защиты РК со ссылкой на нарушение норм материального и процессуального права.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание ответчика, третьих лиц, извещенных надлежащим образом, поскольку в силу части 3 статьи 167 и статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации их неявка не является препятствием к рассмотрению дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
Судом установлено, что Цомаев Б.Н, "Дата обезличена" года рождения является сиротой, инвалидом второй группы с детства, страдает олигофренией в степени имбецильности.
С 1984 года по 1992 год Цомаев Б.Н воспитывался в Эжвинском детском доме N 2. С 1992 года обучался в МОУ "Вспомогательная школа - интернат N 3" г. Воркуты и находился на полном государственном обеспечении. С октября 1992 года по март 2006 года истец воспитывался в ГУ РК "Кочпонский детский дом - интернат для умственно отсталых детей". С марта 2006 года - находится на стационарном обслуживании в ГУ РК "Эжвинский психоневрологический интернат", с апреля 2010 года переводом был направлен в ГБУ РК "Сыктывкарский психоневрологический интернат", где находится по настоящее время.
Каким-либо жилым помещением истец не обеспечен.
15 июня 2017 года заявитель обратился в администрацию МО ГО "Сыктывкар" с заявлением о включении его в очередь детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Протоколом заседания общественной комиссии по жилищным вопросам от 21.06.2017 в постановке на учет было отказано в связи с достижением Цомаевым Б.Н. возраста 23 лет и утратой статуса лица из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
По сведениям администрации МО ГО "Сыктывкар" Цомаев Б.Н. состоит на учете в администрации МО ГО "Сыктывкар" на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья в рамках Закона Республики Коми от 05.04.2005 N 30 - РЗ "О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья" с датой постановки на учет 23.12.2013, в общей очереди под N 374, в льготной очереди по категории "инвалиды первой и второй группы, инвалиды с детства, семьи, имеющие детей - инвалидов" под N 52. Процедуру переучета не проходил.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с абзацами 2 и 3 пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Аналогичные нормативные положения содержатся в Законе Республики Коми от 25 декабря 2015 года N 134-РЗ "О некоторых вопросах, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) отдельных категорий граждан".
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд пришел к выводу о том, что истец Цомаев Б.Н, фактически проживающий на территории г. Сыктывкара с момента рождения и до настоящего времени, находящийся в ГБУ РК "Сыктывкарский психоневрологический интернат" с апреля 2010 года, имеющий в г. Сыктывкаре постоянное место работы и не имеющий пригодного для проживания жилого помещения, может быть включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений, поскольку социальный учреждения в которых находился Цомаев Б.Н. до 18 лет с заявлениями о постановке его на учет не обращались, а он сам, являясь инвалидом 2 группы по психическому заболеванию по объективным причинам не обращался с таким заявлением.
Судебная коллегия полагает возможным согласиться с выводом суда.
Доводы апелляционных жалоб, указывающие на то, что оснований для удовлетворения иска не имелось, поскольку реализация права на предоставление жилого помещения ограничена достижением возраста 23 лет, после чего лицо утрачивает право на предусмотренные Федеральным законом Российской Федерации от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, а Цомаев Б.Н... с заявлением о постановке на соответствующий учет нуждающихся в жилых помещениях по достижении возраста 18 лет не обращался, о незаконности решения не свидетельствуют.
Действительно, согласно части 9 статьи 8 Федерального Закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Меры указанной социальной поддержки носят заявительный характер и их предоставление возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Вместе с тем, при наличии спора, суду надлежит выяснить причины, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
В Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденных Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года, отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения.
Уважительными причинами несвоевременной постановки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на учет нуждающихся в жилом помещении, основанием для защиты в судебном порядке права обеспечения жильем, являются, в частности, ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав таких лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых они обучались и (или) воспитывались; состояние здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, которое объективно не позволяло им встать на учет нуждающихся в жилом помещении.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, истец, хоть и являлся совершеннолетним и дееспособным, однако в силу психического здоровья не мог самостоятельно реализовать свое жилищное право путем своевременного обращения с заявлением о постановке его на соответствующий учет.
ГУ РК "Кочпонский детский дом - интернат для умственно отсталых детей", где Цомаев Б.Н. находился на попечении до 2006 года, должен был принять меры к тому, чтобы истец, в силу умственного развития не в полной мере осознающий и понимающий свои права, был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, как ребенок-сирота, для получения в дальнейшем жилого помещения.
Поскольку уважительность причин пропуска срока обращения истца с заявлением о включении в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, подтверждается объективными причинами, ссылки ответчика и третьего лица на неисполнение истцом обязанности по постановке на учет судебной коллегией отклоняются.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 05 декабря 2017 года оставить без изменения, апелляционные жалобы администрации МО ГО "Сыктывкар" и Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.