Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Коми в составе:
председательствующего Машкиной И.М,
судей Пластинина И.В, Соболева В.М,
при секретаре Нечаевой Л.И,
рассмотрев 05 февраля 2018 года в городе Сыктывкаре в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе административного истца ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 01 ноября 2017 года, по которому
ФКУ ИК-31 УФСИН России по РК в удовлетворении требований к Государственной инспекции труда в Республике Коми о признании незаконным предписания N 7-2052-17-ОБ/160/88/3 от 02.08.2017 - отказано.
Заслушав доклад судьи Пластинина И.В, объяснения представителя административного истца ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми Гульковой Е.Н. и представителя заинтересованного лица ООО "Жешартский ЛПК" Елфимова А.А,
установила:
ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми обратилось с административным исковым заявлением о признании незаконным предписания Государственной инспекции труда в Республике Коми о выплате осуждённому П. стоимости медицинского осмотра при допуске к работе в ООО "Жешартский ЛПК". В обоснование заявления представитель административного истца указал, что ФКУ ИК-31 УФСИН России по "Адрес обезличен" не является работодателем в отношении П, в связи с чем, выданное предписание является незаконным.
Суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель административного истца не согласен с решением суда по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного истца в судебном заседании суда апелляционной инстанции настаивал на удовлетворении жалобы.
Представитель заинтересованного лица ООО "Жешартский ЛПК" просил отказать в удовлетворении жалобы.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы извещён надлежащим образом.
В соответствии со статьями 150 и 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя административного ответчика.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме, в соответствии с положениями части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает решение суда подлежащим отмене, по следующим основаниям.
03.03.2017 между ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми и ООО "ЖЛПК" заключен договор N 584У/ЖЛПК, в соответствии с которым исполнитель ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми обязуется предоставить по заявке заказчика ООО "ЖЛПК" рабочую силу из числа осужденных до 300 человек, содержащихся с исправительном учреждении исполнителя, а заказчик обязуется предоставить на безвозмездной основе необходимый набор помещений и площадей, отвечающих санитарным и иным обязательным требованиям, для размещения осужденных и обеспечения исполнения наказания, надзора и контроля над ними, оплатить оказанные услуги по подбору рабочей силы и заработную плату осужденных в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим договором.
Согласно акту проверки от 02.08.2017, проведённой на основании распоряжения исполняющего обязанности заместителя руководителя ГИТ в Республике Коми N 7-2052-17-ОБ/160/88/1 от 25.07.2017, во исполнение указанного выше договора, осужденный П. с 11.12.2016 трудоустроен сборщиком на гидравлический процесс 3 разряда, участок клейки фанеры (приказ начальника ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми от 01.12.2016 N 122-ос).
04.03.2017 приказом начальника ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми N 61-ос от 30.03.2017 П. переведён на должность резчика облицовочных материалов участка ламинирования фанеры.
09.04.2017 приказом начальника ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми N 72-ос от 13.04.2017 П. освобождён от трудовых обязанностей.
Между ГБУЗ Республики Коми "Усть-Вымская ЦРБ" и ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми заключен договор на проведение медицинских осмотров.
Согласно карте СОУТ N 370, рабочее место резчика шпона и облицовочных материалов признано с вредными условиями труда, в связи с чем, работникам необходимо проходить медицинские осмотры (периодические и предварительные) согласно Приказу Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 N 302н по прил. N 1 п. 1.1.1, п. 3.5, п. 3.12, п. 4.1.
Осужденным П. пройден предварительный медицинский осмотр.
На основании заявления П. с его личного счета удержаны денежные средства за прохождение предварительного медицинского осмотра.
По результатам проверки государственным инспектором труда вынесено предписание N 7-2052-17-ОБ/160/88/3 от 02.08.2017, согласно которому ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми на основании статей 212 и 213 Трудового кодекса Российской Федерации обязано в срок до 01.10.2017 произвести осуждённому П. оплату пройденного медицинского осмотра.
Глава 14 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации регулирует отношения в области труда, профессионального образования и профессионального обучения осуждённых к лишению свободы.
В соответствии с частью 1 статьи 103 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест. Осужденные привлекаются к труду в центрах трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских исправительных учреждений, на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы и в организациях иных организационно-правовых форм, расположенных на территориях исправительных учреждений и (или) вне их, при условии обеспечения надлежащей охраны и изоляции осужденных.
В соответствии с частью 1 статьи 104 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации продолжительность рабочего времени осужденных к лишению свободы, правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде. Время начала и окончания работы (смены) определяется графиками сменности, устанавливаемыми администрацией исправительного учреждения по согласованию с администрацией предприятия, на котором работают осужденные.
В соответствии с частью 1 статьи 107 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации из заработной платы, пенсий и иных доходов осужденных к лишению свободы производятся удержания для возмещения расходов по их содержанию в соответствии с частью четвертой статьи 99 настоящего Кодекса.
Таким образом, осужденные привлекаются к труду не по своему волеизъявлению, а в соответствии с требованиями уголовно-исполнительного законодательства. Поскольку общественно полезный труд как средство исправления (статья 9 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации) и обязанность (статьи 11 и 103 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации) осуждённых является одной из составляющих процесса отбывания наказания, их трудовые отношения с администрацией исправительного учреждения носят специфический характер.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 20 Трудового кодекса Российской Федерации сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель.
Поскольку трудовой договор с П. не заключался, он привлекался к труду в связи с отбыванием наказания, то правоотношения, возникшие между ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми и П, нельзя назвать трудовыми отношениями, следовательно, ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми по отношению к П. не является работодателем.
Тем не менее, в соответствии со статьёй 212 Трудового кодекса Российской Федерации обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.
Работодатель, помимо прочего, обязан обеспечить в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований.
В соответствии с частью 8 статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, предусмотренные настоящей статьей медицинские осмотры и психиатрические освидетельствования, осуществляются за счет средств работодателя.
Согласно абзацу 2 статьи 356 Трудового кодекса Российской Федерации федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 6 части 1 статьи 357 Трудового кодекса Российской Федерации государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право: предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.
Следовательно, по мнению судебной коллегии, государственный инспектор труда вышел за пределы своих полномочий, предусмотренных статьями 356 и 357 Трудового кодекса Российской Федерации и необоснованно потребовал от административного истца (не являющегося работодателем) произвести оплату пройденного медицинского осмотра на основании статей 212 и 213 Трудового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, суд первой инстанции ошибочно пришёл к выводу о законности предписания государственного инспектора труда, в связи с чем, обжалуемое решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 01 ноября 2017 года отменить и принять по делу новое решение, которым признать незаконным предписание Государственной инспекции труда в Республике Коми N 7-2052-17-ОБ/160/88/3 от 02 августа 2017 года.
Председательствующий-
Судьи-
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.