Судья Верховного Суда Республики Карелия Коваленко С.В., рассмотрев жалобу казенного учреждения Республики Карелия "Управление автомобильных дорог Республики Карелия" на постановление судьи Пряжинского районного суда Республики Карелия от 27 декабря 2017 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении казенного учреждения Республики Карелия "Управление автомобильных дорог Республики Карелия",
установил:
постановлением судьи Пряжинского районного суда Республики Карелия от 27 декабря 2017 г. КУ РК "Управтодор РК" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере ниже низшего предела - 100000 руб.
С таким постановлением не согласно КУ РК "Управтодор РК". В жалобе поставлен вопрос об отмене постановления судьи с прекращением производства по делу и указано, что казенное учреждение субъектом вменяемого правонарушения не является, поскольку оно, выполняя свои уставные цели, заключило государственный контракт с ООО " (... )", осуществляющим содержание автомобильных дорог. Таким образом, вина учреждения в совершении правонарушения отсутствует.
Заслушав объяснения защитника КУ РК "Управтодор РК" Гордеевой К.С, поддержавшей доводы жалобы, проверив дело, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
В статье 2 Федерального закона от 10.12.1995 N196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" указано, что под безопасностью дорожного движения понимается состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий; под обеспечением безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
В силу статьи 12 названного Федерального закона ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно пункту 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
Исходя из пунктов 3.1.1, 3.1.2 "ГОСТ Р 50597-93. Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.
Из материалов дела следует, что КУ РК "Управтодор РК" на основании распоряжения Министерства природных ресурсов Республики Карелия от 20.03.2008 N176-р на праве оперативного управления переданы автомобильные дороги регионального значения Республики Карелия, в частности автомобильная дорога "Петрозаводск - Суоярви, км 20 - 92".
Пунктами (... ) устава КУ РК "Управтодор РК" предусмотрено, что казенное учреждение создано для организации выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог и искусственных сооружений на них Республики Карелия регионального или межмуниципального значения. Целями деятельности данного учреждения являются, в том числе, обеспечение сохранности и осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, информационное обеспечение пользователей автомобильными дорогами общего пользования регионального или межмуниципального значения.
Основанием для привлечения КУ РК "Управтодор РК" к административной ответственности послужило то обстоятельство, что 12 октября 2017 г. в период времени с 10.40 час. до 11.40 час. осуществлено обследование автомобильной дороги "Петрозаводск - Суоярви" в Пряжинском районе Республики Карелия, в результате которого выявлены нарушения пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, пунктов 3.1.1, 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93, выразившиеся в наличии на проезжей части автомобильной дороги выбоин, размеры которых составили: 32 км + 900 м - длина - 30 см, ширина - 70 см, глубина - 11 см, 35 км + 800 м - длина - 40 см, ширина - 80 см, глубина - 12 см, 55 км + 970 м - длина - 74 см, ширина - 80 см, глубина - 12 см, 56 км + 97 м - длина - 124 см, ширина - 57 см, глубина - 6 см, 56 км + 103 м - длина - 30 см, ширина - 38 см, глубина - 8 см, 56 км + 900 м - длина - 170 см, ширина - 74 см, глубина - 6 см.
Субъектом вменяемого правонарушения является КУ РК "Управтодор РК", поскольку согласно уставу учреждения на него возложены обязанности по организации выполнения работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог в соответствии с предъявленными требованиями по обеспечению безопасности дорожного движения.
Заключение государственного контракта с подрядчиком ООО " (... )" на выполнение комплекса работ по содержанию сети автомобильных дорог в Пряжинском, Кондопожском районе, части сети Прионежского, Олонецкого районов Республики Карелия от 16.09.2015 не освобождает КУ РК "Управтодор РК" от необходимости осуществления контроля (надзора) за выполнением работ, качеством выполнения таких работ и в целом за автомобильными дорогами.
Обстоятельства выявленного правонарушения и вина КУ РК "Управтодор РК", владеющего автомобильной дорогой на праве оперативного управления, в совершении правонарушения подтверждаются доказательствами по делу, а именно, актом выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения, учредительными документами, государственным контрактом от 16.09.2015, протоколом об административном правонарушении от 30.10.2017, иными материалами дела, которым дана оценка в их совокупности на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, обоснованность привлечения КУ РК "Управтодор РК" к административной ответственности по части 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сомнений не вызывает.
Доказательства наличия объективных причин невозможности соблюдения учреждением требований законодательства Российской Федерации в материалах дела отсутствуют, и какие-либо иные обстоятельства, исключающие вину в совершении вменяемого правонарушения, не установлены.
Довод о том, что несоблюдение требований ГОСТ Р 50597-93 не является нарушением в случае, если хотя бы один из трех параметров выбоины (длина, ширина, глубина) не превышает допустимый размер, основан на неправильном применении норм материального права. Данная позиция юридического лица не отвечает требованиям обеспечения безопасности дорожного движения.
Дело рассмотрено, и наказание назначено в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отвечает принципам справедливости и соразмерности, административный штраф определен по правилам статьи 4.1 названного Кодекса в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, влекущих отмену постановления судьи, в ходе производства по делу не установлено.
Учитывая изложенное, оснований для отмены постановления, в том числе по доводам жалобы, не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление судьи Пряжинского районного суда Республики Карелия от 27 декабря 2017 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении казенного учреждения Республики Карелия "Управление автомобильных дорог Республики Карелия" оставить без изменения, жалобу казенного учреждения Республики Карелия "Управление автомобильных дорог Республики Карелия" - без удовлетворения.
Судья
С.В. Коваленко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.