Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего судьи Назарука М.В.
судей Дроздова В.Ю, Мироненко М.И,
при секретаре Мурзафаровой К.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хмелевского Алексея Анатольевича к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Югорске Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (межрайонное) (далее - ГУ-УПФ РФ в г. Югорске) об оспаривании решения, включении периодов работы и военной службы в страховой стаж, признании права и назначении досрочной страховой пенсии,
по апелляционной жалобе Хмелевского А.А. на решение Югорского районного суда от 11.12.2017 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Назарука М.В, объяснения истца Хмелевского А.А, поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
Хмелевский А.А. обратился в суд с вышеуказанным иском, мотивируя требования тем, что ответчиком ему было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости. При этом в стаж работы с вредными условиями труда по Списку N 1 не были включены периоды его работы в "данные изъяты" с 04.10.1982 года по 31.12.1982 года в должности слесаря по ремонту металлургического оборудования зачистного отделения обжимного цеха и с 18.08.1983 года по 20.09.1983 года - в должности слесаря по ремонту металлургического оборудования. В настоящее время предприятие не существует, льготный характер работы подтверждается записями в трудовой книжке. Кроме того, полагает, в страховой стаж в льготном исчислении из расчета 1 месяц службы за 3 месяца подлежит включению период несения им военной службы в Республике Афганистан с 20.09.1983 года по 13.02.1986 года. Просит признать незаконным решение ГУ-УПФ РФ в г.Югорске N 406/07 от 06.06.2016 года; обязать ответчика включить в его стаж работы с тяжелыми условиями труда периоды работы с 04.10.1982 года по 31.12.1982 года, с 18.08.1983 года по 20.09.1983 года; зачесть период прохождения им службы в рядах Советской Армии как работу с тяжелыми условиями труда в льготном исчислении - 86 месяцев 12 дней, приравняв к работе в должности слесаря по ремонту металлургического оборудования; признать за ним право на получение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона "О страховых пенсиях" N 400-ФЗ от 28.12.2013 года; обязать ответчика назначить и выплатить ему досрочную страховую пенсию по старости с 25.07.2013 года.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе истец Хмелевский А.А, ссылаясь на незаконность и необоснованность решения суда, просит его отменить и вынести новое решение об удовлетворении иска. Полагает, период работы в "данные изъяты" регулируется Списком N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях (утв. Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года N 10). Поскольку работа предприятий отраслей народного хозяйства в СССР носила стабильный характер, спорные периоды работы подлежат зачету в стаж на основании записей в трудовой книжке, без дополнительной проверки, в т.ч. постоянной занятости в течение полного рабочего дня. Он не должен нести ответственность за ненадлежащее исполнение работодателем обязанности по выплате пенсионных взносов. Оспаривая вывод суда о разъяснительном характере ответа ГУ-УПФ РФ в г.Югорске, полагает, что фактически ответчик отказал ему в назначении досрочной пенсии. В обоснование такого отказа ответчиком доказательства не представлены.
В письменных возражениях ответчик ГУ-УПФ РФ в г. Югорске просит решение суда оставить без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, заслушав объяснения истца, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из трудовой книжки, Хмелевский А.А, 25.07.1964 года рождения, работал в "данные изъяты" в обжимном цехе: с 04.10.1982 года по 31.12.1982 года - слесарем по ремонту металлургического оборудования зачистного отделения 4 разряда, с 18.08.1983 года по 20.09.1983 года - слесарем по ремонту металлургического оборудования 4 разряда.
В период с 20.09.1983 года по 13.02.1986 года истец проходил службу в Советской Армии, в т.ч. в периоды с 26.01.1984 года по 22.04.1985 года и с 25.04.1985 года по 13.02.1986 года - на территории Демократической Республики Афганистан.
Согласно протоколу заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ-УПФ РФ в г. Югорске истцу было отказано в назначении трудовой пенсии, в т.ч. в связи с отсутствием требуемого стажа работы с вредными условиями труда (Список N 1). Указано, что на дату обращения (11.07.2011 года) его специальный трудовой стаж по Списку N 1 составляет 4 года 9 месяцев 14 дней. Периоды работы истца в "данные изъяты" с 04.10.1982 года по 31.12.1982 года, с 18.08.1983 года по 20.09.1983 года включены в общий трудовой стаж, периоды службы с 26.01.1984 года по 22.04.1985 года и с 25.04.1985 года по 13.02.1986 года включены в стаж работы в календарном порядке.
Полагая, что работа и военная служба в спорные периоды дают ему право на досрочную страховую пенсию по старости, истец обратился в суд с настоящими требованиями.
Согласно ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
Согласно ст.11 Закона в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно ст.12 Закона в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности засчитывается период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (п.1 ч.1). Периоды, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в ст.11 настоящего Закона (ч.2).
Согласно ст.13 Закона исчисление страхового стажа производится в календарном порядке (ч.1). При исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица (ч.8).
Согласно ст.22 Закона страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Согласно ст.30 Закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 10 лет на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж не менее 20 лет (п.1 ч.1); мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет (п.2 ч.1). Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ (ч.2). Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч.3).
Согласно Постановлению Правительства РФ от 16.07.2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, а также работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года, применяются "Список N 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах" и "Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", утвержденные Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 года N 1173.
Следовательно, несостоятелен довод жалобы о необходимости применения к спорным периодам работы иного Списка, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года N 10.
В соответствии с положениями Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.03.2011 года N258н) периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. В случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (п.3 - 5).
Вышеуказанные Список N 1 и Список N 2 в соответствующих разделах "Металлургическое производство (черные металлы)" и "Металлургическое производство (цветные металлы)" содержат различные подразделы, применительно к конкретным видам производств.
В нарушение требований ч.1 ст.12, ч.1 ст.56 ГПК РФ истец не доказал, что в спорные периоды выполнял работу в условиях, предусмотренных вышеуказанными Списками.
Записи в трудовой книжке истца не содержат указания на конкретный вид производства и характер выполняемой истцом в спорные периоды работы, наименование должности истца вышеуказанными Списками не предусмотрено.
Какие-либо доказательства выполнения истцом в спорные периоды работы в условиях, предусмотренных вышеуказанными Списками, в материалах дела отсутствуют.
Следовательно, в удовлетворении требований истца в отношении спорных периодов работы судом было отказано обоснованно.
В соответствии с п.п."к" п.109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий (утв. Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 года N 590) также было предусмотрено, что при назначении пенсии по старости на льготных условиях служба в составе Вооруженных Сил СССР приравнивается, по выбору обратившегося за назначением пенсии, либо к подземным работам, работам с вредными условиями труда и в горячих цехах и другой работе с тяжелыми условиями труда, которая предшествовала данному периоду, либо к такой работе, которая следовала за окончанием периода службы.
Поскольку из материалов дела не следует, что службе истца предшествовала, либо следовала за ней такая работа, то основания для включения периода службы в специальный трудовой стаж истца отсутствуют.
Ссылка истца в обоснование требований на Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 г. N 941, Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17.01.1983 г. N 59-27 о льготных условиях исчисления выслуги лет является необоснованной, поскольку соответствующие положения указанных правовых актов неприменимы к спорным правоотношениям. Заявленное истцом льготное исчисление установлено для исчисления выслуги лет военнослужащим, пенсионное обеспечение которых регламентируется положениями Закона РФ от 12.02.1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
В связи с отсутствием необходимого специального стажа, у суда отсутствовали основания для возложения на ответчика обязанности назначить истцу пенсию по старости с заявленной даты.
При указанных обстоятельствах иные доводы жалобы следует признать несостоятельными, поскольку они основаны на субъективной и неверной оценке имеющихся доказательств и требований закона, правильность выводов суда по существу спора не опровергают. Предусмотренных ст.330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения решения суда не установлено.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Югорского районного суда от 11.12.2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Назарук М.В.
Судьи коллегии Дроздов В.Ю.
Мироненко М.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.