Судебная коллегия по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего судьи Волкова А.Е,
судей Симоновича В.Г, Погорельцевой Т.В,
с участием прокурора Щиплецовой Е.А,
при секретаре Калининой Д.О,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску акционерного общества "Нижневартовская ГРЭС" к администрации городского поселения Излучинск об оспаривании пункта 1.3 постановления администрации городского поселения Излучинск от 21 ноября 2016 года (номер) "Об актуализации схемы теплоснабжения городского поселения Излучинск Нижневартовского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры",
по апелляционной жалобе АО "Нижневартовская ГРЭС" на решение Нижневартовского районного суда от 8 ноября 2017 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Симоновича В.Г, заключение прокурора, полагавшего решение суда законным и обоснованным, объяснения представителя административного истца АО "Нижневартовская ГРЭС" (ФИО)3, поддержавшей доводы жалобы, представителя административного ответчика администрации г.п. Излучинск (ФИО)4, возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда, судебная коллегия
установила:
Постановлением администрации Нижневартовского района от (дата) (номер) утверждена схема теплоснабжения городского поселения Излучинск и определена единая теплоснабжающая организация в системе теплоснабжения городского поселения Излучинск - АО "Нижневартовская ГРЭС".
Постановлением администрации городского поселения Излучинск от (дата) (номер) "Об актуализации схемы теплоснабжения городского поселения Излучинск Нижневартовского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" в схему теплоснабжения внесены изменения, в частности, пунктом 1.3 внесены изменения в абзац пятый пункта "г" раздела 4 "предложения по строительству, реконструкции и техническому перевооружению источников тепловой энергии" - срок сохранения в работе резервной котельной жилого поселка (далее КЖП) до ввода в эксплуатацию тепломагистрали увеличен до 2019 года. Постановление от (дата) (номер) опубликовано на официальном сайте администрации гп Излучинск (дата).
АО "Нижневартовская ГРЭС" обратилось в суд с административным иском в котором, с учетом уточнения исковых требований, просит суд признать пункт 1.3 постановления администрации городского поселения Излучинск от (дата) (номер) "Об актуализации схемы теплоснабжения городского поселения Излучинск Нижневартовского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" несоответствующим статьям 6, 21 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" и пункту 15 Правил о выводе в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2012 года N 889.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что оспариваемое нормативное положение в части сохранения в работе КЖП до 2019 года - до ввода в эксплуатацию резервной тепломагистрали, порождает правовую неопределенность, неоднозначность определения указанного срока в правовом акте и тем самым создает АО "Нижневартовская ГРЭС" препятствия по реализации предусмотренного пунктом 15 Правил о выводе в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей права вывести объект из эксплуатации в сроки, установленные схемой теплоснабжения, утвержденной постановлением администрации от (дата), которым были предусмотрены 2 варианта резервирования подачи тепла в гп Излучинск, в том числе, сохранение в работе резервной КЖП до ввода в эксплуатацию резервной тепломагистрали (ориентировочно до 2017 года). При этом в соответствии с требованиями пунктов 4 и 5 статьи 21 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", предусматривающих право органа местного самоуправления потребовать от собственников или иных законных владельцев источников тепловой энергии, тепловых сетей приостановить их вывод из эксплуатации на срок не более чем три года в случае наличия угрозы возникновения дефицита тепловой энергии, АО "Нижневартовская ГРЭС" уведомило администрацию Нижневартовского района о намерении вывести в 2012 году КЖП из эксплуатации с последующей ликвидацией в связи с избытком тепловой мощности, а также некомпенсируемыми финансовыми убытками. Между тем в согласовании вывода КЖП из эксплуатации было отказано в связи с отсутствием резервного магистрального трубопровода.
По мнению административного истца, оснований для увеличения срока сохранения в работе резервной КЖП до ввода в эксплуатацию тепломагистрали до 2019 года не имелось ввиду отсутствия дефицита тепловой энергии, исключением затрат на содержание КЖП из тарифов на тепловую энергию, что влечет возникновение некомпенсируемых административным ответчиком убытков, и, вследствие бездействия администрации по вводу резервной тепломагистрали, незаконно возлагает на Общество обязательства по обеспечению надежного теплоснабжения городского поселения.
Судом постановлено вышеуказанное решение, которое АО "Нижневартовская ГРЭС", ссылаясь на доводы, аналогичные доводам административного иска, просит отменить. Отмечает, что в нарушение Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" срок приостановки вывода источника теплоснабжения по инициативе органов местного самоуправления составляет более трех лет. Поскольку дефицит тепловой энергии в городском поселении отсутствует, у административного ответчика не имелось правовых оснований для приостановки вывода из эксплуатации КЖП. В рамках реализации полномочий по обеспечению надежного теплоснабжения органом местного самоуправления не принято предусмотренных схемой теплоснабжения мер для реализации мероприятий по строительству резервной тепломагистрали, при этом оговорка срока вывода КЖП до ввода в эксплуатацию резервной тепломагистрали порождает правовую неопределенность и неоднозначность установленных правовым актом сроков и создает административному истцу препятствие по выводу из эксплуатации КЖП в предусмотренные схемой и Правилами сроки. Мотивов по которым суд отверг данные доводы, в решении не приведено, не дана оценка оспариваемого нормативного положения на предмет соответствия статьям 6, 21 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" и пункту 15 Правил о выводе в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2012 года N 889 (далее Правила N 889), то есть правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В возражениях на апелляционную жалобу, представитель административного ответчика, представитель заинтересованного лица и участвующий в деле прокурор, указывают на несостоятельность ее доводов, просят решение суда оставить без изменения.
В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное дело рассмотрено судебной коллегией в отсутствие представителя заинтересованного лица администрации Нижневартовского района, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, явка которого не является обязательной и не признана судом обязательной.
В силу части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, выслушав заключение прокурора, участвующих в деле лиц, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено, следует из материалов административного дела и сторонами не оспорено, что АО "Нижневартовская ГРЭС" является законным владельцем КЖП г.п. Излучинск.
Постановлением администрации Нижневартовского района от (дата) (номер) утверждена схема теплоснабжения городского поселения Излучинск и определена единая теплоснабжающая организация в системе теплоснабжения городского поселения Излучинск - АО "Нижневартовская ГРЭС".
В пункте "г" радела 4 "предложения по строительству, реконструкции и техническому перевооружению источников тепловой энергии" схемы теплоснабжения отражено, что в соответствии с письмом ЗАО "Нижневартовская ГРЭС" от (дата) в связи с выработкой ресурса запланирован вывод из эксплуатации КЖП в 2015 году. Отмечено, что ликвидация котельной, которая в настоящее время является единственным резервным теплоисточником, может привести к полному прекращению подачи тепловой энергии к потребителям Излучинска при возникновении аварии на магистральном трубопроводе Нижневартовской ГРЭС.
Схемой предусмотрены варианты резервирования подачи тепла в гп Излучинск в виде строительства новой транспортной магистрали от Нижневартовской ГРЭС до гп Излучинск, протяженностью 3 км, а также сохранение в работе резервной КЖП до ввода в эксплуатацию резервной тепломагистрали (ориентировочно до 2017 года), для чего в 2014 году предусматривается модернизация ее системы.
Постановлением администрации городского поселения Излучинск от (дата) (номер) "Об актуализации схемы теплоснабжения городского поселения Излучинск Нижневартовского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" в схему теплоснабжения внесены изменения, в частности, пунктом 1.3 внесены изменения в абзац пятый пункта "г" раздела 4 "предложения по строительству, реконструкции и техническому перевооружению источников тепловой энергии" - срок сохранения в работе резервной КЖП до ввода в эксплуатацию тепломагистрали увеличен с 2017 года до 2019 года.
Полагая названные изменения несоответствующими статьям 6 и 21 Закона о теплоснабжении, пункту 15 Правил N 889, возлагающими на административного истца непредусмотренные законом обязанности, АО "Нижневартовская ГРЭС" обратилась в суд с настоящим административным иском.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое постановление принято органом местного самоуправления в пределах его компетенции, в установленной форме, по установленной процедуре принятия и порядку его опубликования, требованиям нормативно-правовых актов, имеющим большую юридическую силу, не противоречит.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается исходя из следующего.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций установлены Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее Закон о теплоснабжении).
Согласно пункту 20 статьи 2 названного Федерального закона схема теплоснабжения - документ, содержащий предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования систем теплоснабжения поселения, городского округа, их развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Пунктом 11 части 1 статьи 4 Закона о теплоснабжении утверждение требований к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения отнесено к полномочиям Правительства Российской Федерации.
Организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, статьей 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" отнесена к вопросам местного значения городского поселения.
Пунктом 6 части 1 статьи 6 Закона о теплоснабжении к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях, также отнесено утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее пятисот тысяч человек, в том числе присвоение статуса единой теплоснабжающей организации.
Глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации (пункт 6 статьи 43 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Требованиями к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Фекдерации от 22 февраля 2012 года N 154, предусмотрено, что проект схемы теплоснабжения разрабатывается органами местного самоуправления и юридическими лицами либо совместно органами местного самоуправления и юридическими лицами. Рассмотрение проекта схемы теплоснабжения осуществляется органами местного самоуправления путем сбора замечаний и предложений, а также организации публичных слушаний. По итогам публичных слушаний с учетом поступивших замечаний и предложений глава местной администрации поселения принимает решение об утверждении схемы теплоснабжения, которая в течение 15 календарных дней с даты ее утверждения подлежит размещению в полном объеме на официальном сайте. При этом органы местного самоуправления обязаны опубликовать в установленных официальных источниках опубликования сведения о размещении схемы теплоснабжения на официальных сайтах. Схема теплоснабжения, в том числе и в отношении внесения в нее изменений, подлежит ежегодно актуализации в том же порядке, что и ее разработка и утверждение (пункты 22, 23).
Согласно части 4 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" осуществление полномочий по организации теплоснабжения городского поселения до (дата) (т. 2 л.д. 40) было передано органам местного самоуправления Нижневартовского района.
Таким образом, установив, что схема теплоснабжения городского поселения Излучинск была утверждена постановлением администрации Нижневартовского района от (дата) (номер) с учетом результатов публичных слушаний и размещена на официальном сайте администрации Нижневартовского района, а в дальнейшем (с учетом ее актуализации) на официальном сайте администрации гп Излучинск, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что оспариваемое постановление администрации городского поселения Излучинск от (дата) (номер) "Об актуализации схемы теплоснабжения городского поселения Излучинск Нижневартовского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" издано в пределах полномочий на принятие нормативного правового акта, по установленной законом форме и процедуре его принятия.
Правильным судебная коллегия находит и вывод суда об отсутствии противоречий оспариваемого постановления требованиям статей 6 и 21 Закона о теплоснабжении, пункту 15 Правил N 889.
Статьей 6 Закона о теплоснабжении определены полномочия органов местного самоуправления городских поселений по организации теплоснабжения на соответствующих территориях, к которым, в том числе отнесены: организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств (пункт 1 части 1); в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, согласование вывода источников тепловой энергии, тепловых сетей в ремонт и из эксплуатации (пункт 5 части 1); утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее пятисот тысяч человек, в том числе присвоение статуса единой теплоснабжающей организации (пункт 6 части 1).
Согласно статье 21 Закона о теплоснабжении, в целях недопущения ущемления прав и законных интересов потребителей тепловой энергии собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей обязаны осуществлять согласование с органами местного самоуправления и в случаях, установленных настоящей статьей, с потребителями вывода указанных объектов в ремонт и из эксплуатации (часть1);
порядок вывода в ремонт или из эксплуатации источников тепловой энергии, тепловых сетей устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с положениями настоящей статьи, с особенностями, установленными для ценовых зон теплоснабжения статьей 23.12 настоящего Федерального закона, и с другими федеральными законами и должен, в частности, включать в себя порядок и сроки принятия органами местного самоуправления предусмотренных настоящей статьей решений о согласовании или несогласовании вывода указанных объектов в ремонт или из эксплуатации (часть 3);
собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей, планирующие вывод их из эксплуатации (консервацию или ликвидацию), не менее чем за восемь месяцев до планируемого вывода обязаны уведомить в целях согласования вывода их из эксплуатации орган местного самоуправления о сроках и причинах вывода указанных объектов из эксплуатации в случае, если такой вывод не обоснован в схеме теплоснабжения (часть 4);
орган местного самоуправления, в который направлено уведомление, вправе потребовать от собственников или иных законных владельцев источников тепловой энергии, тепловых сетей приостановить их вывод из эксплуатации на срок не более чем три года в случае наличия угрозы возникновения дефицита тепловой энергии, а собственники или иные законные владельцы указанных объектов обязаны выполнить данное требование органа местного самоуправления. В случае, если продолжение эксплуатации указанных объектов ведет к некомпенсируемым финансовым убыткам, собственникам или иным законным владельцам указанных объектов должна быть обеспечена соответствующая компенсация в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 5);
в случае уведомления органа местного самоуправления собственниками или иными законными владельцами источников тепловой энергии, тепловых сетей об их намерении прекратить эксплуатацию указанных объектов этот орган вправе потребовать от их собственников или иных законных владельцев выставить указанные объекты на торги в форме аукциона или конкурса и при отсутствии иных лиц, заинтересованных в приобретении указанных объектов, вправе осуществить их выкуп по рыночной стоимости, определенной оценщиком, в целях сохранения системы жизнеобеспечения населения, проживающего на территории соответствующего муниципального образования. Собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей вправе продать муниципальному образованию указанные объекты по цене, которая ниже определенной оценщиком рыночной стоимости, или передать их безвозмездно. В случае приобретения муниципальным образованием источника тепловой энергии, тепловых сетей оно несет ответственность за их эксплуатацию (часть 6).
Пунктом 15 Правил вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2012 года N 889 (далее Правила N 889) предусмотрено, что в случае если вывод из эксплуатации источника тепловой энергии и тепловых сетей предусмотрен схемой теплоснабжения поселения или городского округа (далее - схема теплоснабжения), вывод из эксплуатации осуществляется в сроки, установленные схемой теплоснабжения.
В случае если собственник или иной законный владелец источника тепловой энергии или тепловых сетей, вывод которых из эксплуатации предусмотрен схемой теплоснабжения, в установленные схемой теплоснабжения сроки не осуществит вывод объектов из эксплуатации, владельцы смежных тепловых сетей и источников тепловой энергии вправе произвести отключение этих объектов от системы теплоснабжения.
Из анализа приведенных правовых норм следует, что пункт 15 Правил N 889 определяя сроки вывода из эксплуатации источника тепловой энергии сроками, предусмотренными схемой теплоснабжения, не ограничивает право органов местного самоуправления, в целях исполнения возложенных на них законом полномочий по организации теплоснабжения, продлить названные сроки, в том числе при актуализации схемы теплоснабжения и резервировании альтернативного источника тепловой энергии на случай аварии магистрального трубопровода от НВ ГРЭС (т. 1 л.д. 31 об. ст.).
Положения статьи 6 Закона о теплоснабжении определяют лишь полномочия органов местного самоуправления городских поселений по организации теплоснабжения на соответствующих территориях, не устанавливая порядка и не ограничивая сроков вывода из эксплуатации источников тепловой энергии.
Действительно, статья 21 названного Закона предусматривает право органа местного самоуправления по принятию решений о согласовании или несогласовании вывода объектов теплоснабжения в ремонт или из эксплуатации, а также право органа местного самоуправления, получившего уведомление о сроках и причинах вывода указанных объектов из эксплуатации, если такой вывод не обоснован в схеме теплоснабжения, в случае наличия угрозы возникновения дефицита тепловой энергии потребовать от собственников или иных законных владельцев источников тепловой энергии, тепловых сетей приостановить их вывод из эксплуатации на срок не более чем три года.
Между тем, в случае продолжения эксплуатации таких источников, в том числе и за пределами вышеуказанного трехлетнего срока, частью 5 статьи 21 Закона о теплоснабжении, абзацем 1 пункта 19 Правил N 889 предусмотрен вариант защиты экономических интересов владельцев таких источников в форме компенсации финансовых убытков.
То есть в данном случае, при наличии угрозы дефицита тепловой энергии, Закон не запрещает возможность сохранения резервного источника тепловой энергии и за пределами трехлетнего срока, определяя в качестве защиты интересов владельца такого источника компенсацию причиненных убытков.
Как следует из материалов административного дела и пояснений представителя административного истца в судебном заседании суда апелляционной инстанции АО "Нижневартовская ГРЭС" воспользовалась данным правом, обратившись в арбитражный суд с заявлением об оспаривании бездействия администрации городского поселения Излучинск и понуждению к заключению соглашения о компенсации финансовых убытков.
При таких обстоятельствах, утверждать о нарушении оспариваемым актом прав административного истца не представляется возможным.
В соответствии со статьей 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Одновременно статьей 12 Конституции РФ установлен принцип самостоятельности органов местного самоуправления в пределах своих полномочий.
По смыслу приведенных правовых норм органы каждой из ветвей власти самостоятельны и не могут вмешиваться в компетенцию друг друга.
Вследствие чего довод жалобы о нецелесообразности принятия оспариваемого акта не может служить основанием к отмене судебного решения.
Утверждение автора жалобы о неопределенности оспариваемой нормы также подлежит отклонению, как основанный на ошибочном ее толковании.
По существу доводы жалобы сводятся к несогласию с выводами суда и направлены на переоценку доказательств, в то время как оснований к переоценке доказательств и установленных судом обстоятельств у судебной коллегии не имеется.
Доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда.
Судом первой инстанции были правильно определены закон, подлежащий применению, определены и установлены в полном объеме обстоятельства, имеющие значение для дела, доводам сторон и представленным ими доказательствам дана надлежащая правовая оценка в их совокупности по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, решение является законным и обоснованным, оснований, предусмотренных статьей 310 названного Кодекса к отмене решения суда в апелляционном порядке не установлено.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам
определила:
решение Нижневартовского районного суда от 8 ноября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу АО "Нижневартовская ГРЭС" - без удовлетворения.
Председательствующий Волков А.Е.
Судьи коллегии: Симонович В.Г.
Погорельцева Т.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.