Судья суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Солопаева Л.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу законного представителя президента Нотариальной палаты Ханты-Мансийского автономного округа-Югры Самойловой Ж.А. на решение судьи Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25.01.2018г., вынесенное в отношении Нотариальной палаты Ханты-Мансийского автономного округа-Югры по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ,
установил:
постановлением старшего государственного инспектора Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в области охраны окружающей среды Кузнецова Д.В. от 20.10.2018г. Нотариальная палата Ханты-Мансийского автономного округа-Югры привлечена к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.2 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей.
Решением судьи Сургутского городского суда от 25.01.2018г. постановление должностного лица оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, законный представитель президент Нотариальной палаты Ханты-Мансийского автономного округа-Югры Самойлова Ж.А. просит об отмене решения судьи городского суда в связи с его необоснованностью.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, оснований для ее удовлетворения и отмены или изменения принятого по делу решения суда не нахожу.
В соответствии со ст. 8.2 КоАП РФ к административной ответственности привлекаются юридические лица за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Состав данного административного правонарушения образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства.
Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ).
Согласно ст. 1 Федерального закона N 89-ФЗ отходами производства и потребления признаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным Федеральным законом; под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
В силу п. 2 ст. 11 Федерального закона N 89-ФЗ юридические лица при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в числе прочего, соблюдать требования, правила и нормы в области обращения с отходами и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.
Юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (п. 1 ст.14 Федерального закона N 89-ФЗ).
Пунктом 3 данной статьи определено, что на основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности.
В силу п. 7 Правил проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2013г. N 712 (далее - Правила проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности), на отходы I - IV классов опасности, включенные в федеральный классификационный каталог отходов, юридические лица составляют и утверждают паспорт по форме, утвержденной названным постановлением. Копия паспорта, заверенного юридическими лицами, а также копии документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, направляются в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления хозяйственной деятельности индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами способом, позволяющим определить факт и дату их получения или вручаются ими под роспись.
Как следует из материалов дела в адрес Природнадзора Югры от Управления Росприроднадзора по автономному округу поступило письмо от 21.09.2017 года N 03-1/12271, содержащее информацию о том, что юридическим лицом Нотариальной палатой Ханты-Мансийского автономного округа - Югры не предоставлены паспорта отходов I-IV класса опасности.
Основным видом деятельности Нотариальной палаты Ханты- Мансийского автономного округа - Югры по данным налоговой службы (выписка из ЕГРЮЛ) является деятельность в области права.
В процессе деятельности Нотариальной палаты Ханты-Мансийского автономного округа - Югры образуются отходы IV класса опасности: мусор и смет производственных помещений.
Между Нотариальной палатой автономного округа и "данные изъяты" заключен договор на оказание услуг на содержание твердо-бытовых отходов.
В связи с тем, что при осуществлении деятельности Нотариальной палаты Ханты-Мансийского автономного округа - Югры образуются отходы производства и потребления, последняя обязана соблюдать требования Закона об отходах производства и потребления, в том числе, экологические и санитарно- эпидемиологические требования действующего законодательства.
Судом первой инстанции установлено, что у Нотариальной палаты Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отсутствуют паспорта на опасные отходы. Накопление отходов находится по адресу: г (адрес)
Данные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: копией протокола об административном правонарушении от 04.10.2017г, копией письма нотариальной палаты Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в Росприроднадзор от 06.03.2017 г, копией декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 г, копией расчета суммы платы за размещение отходов производства и потребления, копией расчета суммы платы при размещении отходов, копией справки "данные изъяты" от 06.03.2017г, копией письма Росприроднадзора по Ханты-мансийскому автономному округу-Югре от 21.09.2017г.
Таким образом, в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса.
Довод жалобы об отсутствии события и состава административного правонарушения со ссылкой на то, что Нотариальная палата автономного округа не осуществляет деятельность по обращению с отходами производства и не является юридическим лицом, эксплуатирующим объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, основан на ошибочном толковании норм права и правомерно признан несостоятельным по итогам рассмотрения жалобы судьей городского суда на постановление о назначении административного наказания.
Суд первой инстанции при рассмотрении жалобы на постановление должностного лица обоснованно исходили из того, что в данном случае не имеет правового значения то, является ли Нотариальная палата автономного округа субъектом, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду. В силу приведенных выше положений Федерального закона N 89-ФЗ, и Правил проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, обязаны принять меры к отнесению образующихся отходов к конкретному классу опасности, составлению и утверждению паспорта на отходы IV класса опасности.
Невыполнение указанных требований законодательства образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, в связи с этим Нотариальная палата Ханты-Мансийского автономного округа - Югры правомерно привлечена к административной ответственности в установленном порядке.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения суда, не допущено, нормы материального права применены правильно.
Руководствуясь ст. 30.6, ст. 30.7 КоАП РФ,
решил:
решение судьи Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25.01.2018г, вынесенное в отношении Нотариальной палаты Ханты-Мансийского автономного округа-Югры по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Судья суда Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры Л.М. Солопаева
Копия верна:
Судья суда Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры Л.М. Солопаева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.