Судебная коллегия по гражданским делам Камчатского краевого суда в составе:
председательствующего Четыриной М.В.
судей Мелентьевой Ж.Г, Полозовой А.А.
при секретаре Пальминой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Петропавловске-Камчатском
15 февраля 2018 года дело по апелляционной жалобе Ершовой Н.А. на решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 9 ноября 2017 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Ершовой Н.А. к ФГКУ "Восточное региональное управление Жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ в лице третьего отдела ФГКУ "Востокрегионжилье" Министерства обороны РФ о признании решения N 09-21/24 от 16 июня 2017 года о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма незаконным, возложении обязанности восстановить на учете нуждающихся в жилых помещениях, отказать за необоснованностью.
Заслушав доклад судьи Мелентьевой Ж.Г, объяснения Ершовой Н.А. и ее представителя адвоката Новицкого В.В, поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения представителя ФГКУ "Востокрегионжилье" Мосиенко С.А. на доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ершова Н.А. обратилась в суд с иском к ФГКУ "Восточное региональное управление Жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации в лице третьего отдела ФГКУ "Востокрегионжилье" Министерства обороны Российской Федерации с иском о признании решения от 16 июня 2017 года о снятии ее с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, незаконным, возложении обязанности восстановить ее на учете нуждающихся в жилых помещениях. В обоснование заявленных требований указала, что в 2015 году уволена из Вооруженных Сил Российской Федерации в связи с достижением предельного возраста, при этом общая продолжительность службы составляет более 25 лет. В период службы с 13 ноября 2014 года она была признана нуждающейся в получении жилого помещения составом семьи один человек. Решением ответчика от 16 июня 2017 года она снята с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, ввиду того, что не предпринимала никаких мер к разделу совместно нажитого имущества, а именно квартиры, находящейся в собственности бывшего супруга. Также ответчик указал, что ею 4 июля 2014 года приобретен земельный участок и жилой дом, расположенный "данные изъяты". Полагала, что снятие ее с учета нуждающихся в жилых помещениях незаконно, поскольку квартира, приобретенная в браке на имя бывшего супруга, не является совместно нажитым имуществом, а сведения о доме как о жилом ошибочны.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции Ершова Н.А. и ее представитель адвокат Новицкий В.В. в судебном заседании поддержали исковые требования, сославшись на решение суда от 25 октября 2017 года, не вступившего в законную силу, которым ей отказано в удовлетворении исковых требований к Ершову К.Я. о разделе совместно нажитого имущества, и на выписку из ЕГРН, согласно которой, помещение, расположенное по адресу: "данные изъяты", является нежилым.
Представитель ФГКУ "Востокрегионжилье" Мосиенко С.А. полагал исковые требования истца не подлежащими удовлетворению, поскольку при принятии решения о снятии истца с учета нуждающихся в жилых помещениях учитывались те документы и сведения, которые были предоставлены Ершовой Н.А, по которым она не являлась нуждающейся в обеспечении жильем.
Рассмотрев дело, суд постановилобжалуемое решение.
В апелляционной жалобе Ершова Н.А, не соглашаясь с таким решением, просит его отменить, считая, что суд при принятии решения неверно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, постановилрешение с существенным нарушением норм материального и процессуального права, нарушил принцип состязательности и равноправия сторон.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями частей 1, 2 статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащие признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
Исходя из содержания ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту ЖК РФ) одним из условий признания гражданина нуждающимся в жилом помещении является обеспечение его общей площадью жилого помещения для постоянного проживания на одного члена семьи менее учетной нормы либо отсутствие такого жилого помещения вовсе.
При этом согласно п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Согласно п. 3 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года N 512, для признания военнослужащего нуждающимся в жилом помещении военнослужащий подает в уполномоченный орган в порядке, устанавливаемом федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее - федеральные органы), заявление по форме согласно приложению с указанием места прохождения военной службы, а при наличии в соответствии с абзацами третьим и двенадцатым пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" у военнослужащего права на получение жилого помещения по избранному месту жительства - избранного постоянного места жительства (наименования субъекта Российской Федерации и административно-территориального образования субъекта Российской Федерации (для городов федерального значения наименование административно-территориального образования субъекта Российской Федерации не указывается), к которому прилагается перечень документов.
В п. 5 этих же Правил установлено, что в случае признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащие принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных ст. 56 ЖК РФ оснований снятия их с учета (ст. 55 ЖК РФ).
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Из материалов дела следует, что Ершова Н.А. в 2015 году уволена с военной службы в отставку в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе. В период службы решением ФГКУ "Востокрегионжилье" Министерства обороны Российской Федерации от 30 марта 2015 года она была принята на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в избранном постоянном месте жительства в г. Санкт-Петербург, составом семьи на одного человека. Решением ФГКУ "Востокрегионжилье" от 16 июня 2017 года Ершова Н.А. снята с указанного учета на основании п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ ввиду утраты оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма.
В письме ответчика от 22 июня 2017 года Ершовой Н.А. разъяснено, что основанием для снятия ее с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социальной найма явилось то, что в период брака с ФИО1 ими была приобретена ДД.ММ.ГГГГ по договору купли-продажи в собственность квартира, расположенная по "адрес", которая до настоящего времени находится в собственности бывшего супруга истца и после расторжения брака с ним Ершовой Н.А. не приняты меры к разделу совместно нажитого имущества. Кроме того, 4 июля 2014 года по договору купли-продажи земельного участка и декларации об объекте недвижимого имущества от 21 декабря 2016 года истцом приобретен жилой дом, общей площадью 48 кв.м, расположенный "адрес". Поскольку учетная норма площади жилого помещения для признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения по г. Санкт-Петербургу составляет 10 кв.м. на одного человека, а с учетом указанных обстоятельств истец обеспечена по нормам, то оснований для предоставления ей жилого помещения по избранному месту жительства от Министерства обороны Российской Федерации не имеется.
Отказывая Ершовой Н.А. в удовлетворении исковых требований о признании незаконным решения ФГКУ "Востокрегионжилье" от 16 июня 2017 года о снятии ее с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма и возложении на ответчика обязанности восстановить ее на этот учет, суд первой инстанции исходил из того, что на момент проведения проверки в отношении Ершовой Н.А. для постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, истцом действительно не предпринималось никаких мер к разделу совместно нажитого имущества в виде квартиры, расположенной по "адрес", а также ей на праве собственности принадлежал дом, расположенный "адрес".
Придя к выводу о том, что на момент проведения проверки, на предмет законности и обоснованности признания военнослужащего, нуждающимся в жилых помещениях, у ответчика не имелось оснований для принятия решения, дающих истцу право на получение жилого помещения по договору социального найма, суд пришел к выводу, что устранение в настоящее время оснований, по которым истец снята с учета нуждающихся в жилых помещениях, не является безусловным основанием для удовлетворения ее исковых требований.
Судебная коллегия с указанными выводами суда согласиться не может, поскольку они не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
В целях организации в Вооруженных силах Российской Федерации деятельности по реализации права на жилище военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, путем предоставления им жилых помещений по договору социального найма Приказом Министра обороны РФ N 1280 от 30 сентября 2010 года утверждена Инструкция о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма (далее по тексту - Инструкция).
В соответствии с п. 1 данной Инструкции при оформлении документов на право получения жилого помещения, военнослужащие подают заявление (лично, заказным письмом с описью вложения или бандеролью) по рекомендуемому образцу согласно приложению N 1 к настоящей Инструкции в структурное подразделение уполномоченного Министром обороны Российской Федерации органа, к которому прикладывают перечень документов, в том числе копии свидетельств о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака); сведения о наличии (отсутствии) жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности военнослужащему и членам его семьи, по рекомендуемому образцу согласно приложению N 2 к настоящей Инструкции.
Как следует из учетного дела Ершовой Н.А, 13 ноября 2014 года от Ершовой Н.А. поступило заявление о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма по форме, содержащейся в приложении N 1 к Инструкции от 30 сентября 2010 года N 1280. В данном заявлении в графе о составе семьи Ершова Н.А. указала, что состоит в разводе с 2004 года, при этом приложила справку от 15 января 2014 года о заключении брака с ФИО1. ДД.ММ.ГГГГ, копию свидетельства о расторжении брака "данные изъяты" от 21 апреля 2004 года, согласно которому брак между истцом и ФИО1 расторгнут на основании решения мирового судьи судебного участка N 19 г. Петропавловска-Камчатского от 29 марта 2004 года. Также Ершовой Н.А. представлены сведения о наличии (отсутствии) жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности военнослужащему и членам его семьи по форме, указанной в приложении N 2 к вышеназванной Инструкции, в которой не предусмотрено пункта об указании имущества подлежащего разделу между бывшими супругами.
Таким образом, военнослужащей Ершовой Н.А. представлены сведения в соответствии с требованиями, установленными Инструкций от 30 сентября 2010 года N 1280, на основании которых она была признана нуждающейся в жилом помещении.
Поскольку истец с 2015 года состояла на учете нуждающихся в жилых помещениях, то для снятия ее с такого учета по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, то ответчику необходимо доказать, что на момент принятия решения о снятии истца с учета ею утрачены основания, дающие ей право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, таких доказательств ответчиком представлено не было.
Указание ответчика на то, что при решении вопроса о снятии истца с учета нуждающихся в жилом помещении учитывались сведения о приобретенной в период брака между Ершовой Н.А. и ФИО1 в ДД.ММ.ГГГГ квартиры по "адрес", не обосновано, поскольку указанное обстоятельство не может свидетельствовать об утрате Ершовой Н.А. в 2017 году права на получение жилого помещения по договору социального найма.
Согласно п. 5 Инструкции решения о принятии военнослужащих на учет или об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях принимаются уполномоченным органом по результатам рассмотрения заявлений и документов, указанных в пункте 1 настоящей Инструкции, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня их поступления в структурное подразделение уполномоченного органа. Если военнослужащим предоставлены не все документы, указанные в пункте 1 настоящей Инструкции, уполномоченный орган приостанавливает рассмотрение заявления о принятии на учет нуждающегося в жилом помещении и направляет военнослужащему и в копии командиру (начальнику) воинской части (организации) Вооруженных Сил Российской Федерации по месту прохождения военнослужащим военной службы уведомление с предложением предоставить в уполномоченный орган недостающие документы.
Из изложенного следует, что ответчик не был лишен возможности провести проверку по представленным истцом документам, в рамках которой истребовать необходимые сведения о нажитом истцом в период брака недвижимом имуществе для решения вопроса о наличии или отсутствии оснований для постановки Ершовой Н.А. на данный учет. Однако такая проверка по представленным сведениям ответчиком не проводилась и решением от 30 марта 2015 года Ершова Н.А. принята на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Кроме того, на момент рассмотрения дела спор о правах бывших супругов Ершовых в отношении указанной квартиры разрешен Петропавловск-Камчатским городским судом 25 октября 2017 года с вынесением решения об отказе Ершовой Н.А. в удовлетворении исковых требований к ФИО1. о разделе совместно нажитого имущества, в котором указано, что квартира, расположенная по "адрес" является личной собственностью ФИО1, поскольку приобретена хоть и в период брака, но на его личные средства.
Также не свидетельствуют об утрате Ершовой Н.А. права состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях и сведения о приобретении ею 4 июля 2014 года земельного участка с домом, общей площадью 48 кв.м, расположенным "адрес" поскольку, как следует из материалов дела, внесенные данные о регистрации в ЕГРН указанного садового дома в снт " "данные изъяты"" как жилого на основании декларации об объекте недвижимого имущества от 21 декабря 2016 года, являются ошибочными.
Таким образом, имеющиеся в материалах гражданского дела, а также в учетном деле доказательства подтверждают нуждаемость Ершовой Н.А. в получении жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, что исключает правомерность снятия истца с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, по основанию об утрате ею права на получение жилого помещения.
Указанные обстоятельства ответчиком ни в суде первой инстанции, ни при апелляционном рассмотрении дела, не опровергнуты.
Изложенное не было учтено судом первой инстанции при рассмотрении данного спора, что привело к постановлению неправильного решения, которое в силу п.п. 1, 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении исковых требований Ершовой Н.А.
Руководствуясь ст. ст. 327.1 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 9 ноября 2017 года отменить и постановить новое решение, которым:
Исковые требования Ершовой Н.А. удовлетворить.
Признать незаконным решение третьего отдела ФГКУ "Востокрегионжилье" N 09-21/24 от 16 июня 2017 года о снятии Ершовой Н.А. с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Возложить на ФГКУ "Востокрегионжилье" обязанность по восстановлению Ершовой Н.А. на учете нуждающихся в жилых помещениях.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.